Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела N 4-14.3-543/00-08-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО "Мегафон" (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002), установил:
В ФАС России поступило обращение ООО "Т2 Мобайл" с претензией к рекламе тарифа "Переходи на ноль" ПАО "МегаФон", распространявшейся в феврале-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов.
Рекламный видеоролик (30 сек.) показывает как домашний питомец - серый кот, пытается привлечь к себе внимание членов семьи, но ему это не удается, так как все заняты разговорами по мобильным телефонам.
Видеоряд рекламы сопровождается предложением пользоваться бесплатными звонками внутри сети:
"- Все вокруг говорят по телефону Привыкай! Переходи на ноль от МегаФона! Бесплатные звонки внутри сети."
Завершает рекламу постер, в котором крупным шрифтом приводится следующая информация:
"Звони на Мегафон бесплатно. 0 руб./мин."
В рекламном видеоролике присутствуют также два дисклеймера, каждый продолжительностью около 4 секунд, в которых с использованием мелкого шрифта белого цвета приводится иная информация об условиях данного тарифа:
1) "Условия тарифа зависят от региона РФ. В некоторых регионах стоимость вызова на номера "МегаФон" Домашнего региона - 0 руб. с 1-й по 20-ю минуту в сутки. Стоимость вызова по данному направлению с 21-й минуты в сутки зависит от региона подключения";
2) "В остальных регионах стоимость вызова на номера "МегаФон" Домашнего региона - 0 руб. со 2-й минуты разговора. Стоимость первой минуты вызова, а также минуты вызова со 121-й в сутки по данному направлению зависят от региона. Подробности на www.megafon.ru".
Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 4 секунды, ввиду достаточно мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное предложение информацию. Кроме того, содержание указанных дисклеймеров трудно воспринять даже при остановке кадра.
Таким образом, в рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении "Бесплатные звонки внутри сети. Звони на Мегафон бесплатно. 0 руб./мин."
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемого товара либо услуги.
Согласно условиям тарифа "Переходи на ноль", размещенным на сайте ОАО "МегаФон" http://moscow.megafon.ru/tariffs/alltariffs/, стоимость звонков внутри сети с 1-й по 20-ю минуты в сутки составляет 0 рублей в минуту, стоимость минуты, начиная с 21-й - 1,5/мин."
В рекламе в текстовом сообщении приводится крупным шрифтом наиболее привлекательное для потребителей условие - стоимость входящего 0 рублей в минуту. Об этом же условии в ролике имеется аудиосообщение. Об изменении стоимости звонков с 21-ой минуты в рекламе фактически умалчивается.
Вместе с тем условие о том, что стоимость звонка с 21-ой минуты изменяется и составит 1,5 рубля в минуту, является для потребителей существенной информацией, отсутствие которой искажает смысл рекламы и вводит потребителя в заблуждение относительно действительных условий тарифа. Однако данная существенная информация в рекламе указана формально, поскольку доводится до потребителей ненадлежащим способом и не может быть воспринята потребителями.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товар, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, реклама тарифа "Переходи на ноль" с утверждением "Бесплатные звонки внутри сети. 0 руб./мин." нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных статьёй 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПАО "Мегафон" (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002).
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ПАО "Мегафон" имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ПАО "Мегафон" в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы тарифа "Переходи на ноль" ПАО "МегаФон", распространявшейся в феврале-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов.
Руководствуясь частью 7 статьи 5, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Применить к ПАО "Мегафон" меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу г. Москва
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000 140
ОКТМО 45380000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova@fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 21 июля 2015 г. N АК/36706/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016