Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "ФСК ЕЭС": <> - доверенность N 221-15 от 21.05.2015, <> - доверенность N 157-15 от 19.03.2015,
ООО "УЭТМ-Монтаж": <> - доверенность от 17.06.2015 N б/н, <> - доверенность от 17.06.2015 N б/н,
рассмотрев жалобу ООО "УЭТМ-Монтаж", ООО "Компания "ДСА-Урал", ООО "НТЭАЗ Электрик", ООО "Электромеханический альянс", ООО "Энерготехсоюз" от 26.06.2015 N 38-2/15-400 на действия (бездействие) заказчика ОАО "ФСК ЕЭС" при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ФСК ЕЭС (извещение N 31502473848) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "УЭТМ-Монтаж", ООО "Компания "ДСА-Урал", ООО "НТЭАЗ Электрик", ООО "Электромеханический альянс", ООО "Энерготехсоюз" (далее - Заявитель) от 26.06.2015 N 38-2/15-400 на действия (бездействие) заказчика ОАО "ФСК ЕЭС" (далее - Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ФСК ЕЭС (извещение N 31502473848) (далее - Закупка у единственного поставщика).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "ФСК ЕЭС", утвержденным решением Совета директоров ОАО "ФСК ЕЭС" N 228 от 12.09.2014 (далее - Положение о закупках).
Из жалобы следует, что Заказчиком необоснованно выбран способ закупки на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ФСК ЕЭС.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Закупки у единственного поставщика Заказчик действовал в соответствии с требованиями Положения о закупках, действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
17.06.2015 на официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки у единственного поставщика.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно Протоколу от 15.06.2015 N 5/247/28303 по подведению итогов на участие в открытом одноэтапном конкурсе без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО "ФСК ЕЭС" (извещение N 31502277214) подано 2 заявки: заявка Коллективного участника с лидером ООО "УЭТМ-Монтаж", заявка Коллективного участника с лидером ООО "Илиган". По результатам рассмотрения и оценки заявок на соответствие требованиям Документации заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Документации и отклонена от дальнейшего рассмотрения по следующим критериям: ".в составе заявки коллективного участника представлены недостоверные сведения (подпункт 2 пункта 2.9.2.4 Тома 1 Конкурсной документации, подпункт а) пункта 9.1.11.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "ФСК ЕЭС")"; заявка коллективного участника с лидером ООО "Илиган" признана соответствующей требованиям Документации.
Также в соответствии с Протоколом от 15.06.2015 N 5/247/28303 Конкурс признан несостоявшимся на основании пункта 7.1.9 Положения о закупках.
Согласно пункту 7.1.9 Положения о закупках конкурентная процедура признается несостоявшейся, если по результатам рассмотрения заявок принято решение: а) об отказе в допуске всем участникам, подавшим заявки;
б) о допуске только одного участника.
В случае если проведение закупки не привело к выбору победителя, а возможность проведения закупки тем же способом в соответствии с условиями пункта 7.1.13 Положения о закупках отсутствует, Инициатор готовит предложение об изменении способа закупки и выносит его на ЦКК. На заседании ЦКК принимается решение о способе закупки, сроках подготовки документации о закупке и проведения процедуры, иных вопросов, обязательных для включения в распоряжение о проведении закупки, без выпуска такового. ЦКК вправе принять решение о проведении закупки любым из предусмотренных в разделе 5 способов вне зависимости от стоимости закупки (пункт 7.1.14 Положения о закупках).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что выбор способ закупки у единственного поставщика обусловлен потребностями ОАО "ФСК ЕЭС" в поставке запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ФСК ЕЭС в сжатые сроки, повторное проведение конкурентной процедуры представляется Заказчику невозможным.
Закупка у единственного источника может осуществляться, в том числе, при наличии иных обстоятельств требующих закупки именно у единственного источника (только по специальному решению ЦКК Общества или иного разрешающего органа в пределах его компетенции)_(пункт 5.10.1.14 Положения о закупках).
Документы, однозначно свидетельствующие о наличии у Заказчика возможности осуществить закупку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ФСК ЕЭС путем проведения конкурса, не представлены на заседание Комиссии ФАС России.
Согласно Выписке из протокола Заседания Центральной конкурсной комиссии ОАО "ФСК ЕЭС" N 2015/ИА/ЦКК/418 от 16.06.2015 Центральной конкурсной комиссией принято решение согласовать заключение договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО "ФСК ЕЭС" с ООО "Илиган" по результатам несостоявшейся конкурсной процедуры на сумму не более 1 277 100,571 тыс. руб. с НДС.
Таким образом, выбор Заказчиком способа закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ФСК ЕЭС, а также заключение договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО "ФСК ЕЭС" с ООО "Илиган" соответствуют требованиям Положения о закупке.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках Заказчиком при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (часть 10 статьи 4 Закона о закупках).
Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком на официальном сайте не размещена документация о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ФСК ЕЭС (извещение N 31502473848).
Таким образом, действия (бездействие) Заказчика, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте документации о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ФСК ЕЭС (извещение N 31502473848), нарушают требования части 5 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "УЭТМ-Монтаж", ООО "Компания "ДСА-Урал", ООО "НТЭАЗ Электрик", ООО "Электромеханический альянс", ООО "Энерготехсоюз" от 26.06.2015 N 38-2/15-400 на действия (бездействие) заказчика ОАО "ФСК ЕЭС" при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ФСК ЕЭС (извещение N 31502473848) необоснованной.
Признать ОАО "ФСК ЕЭС" нарушившим часть 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 03.07.2015 N 223-ФЗ-157/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание не выдавать, в связи с заключенными договорами по результатам проведения Закупки у единственного поставщика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 июля 2015 г. N 17/34235/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016