Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2015 года г. Москва
В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2015 года
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1-15-12/00-11-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия),
рассмотрев дело N 1-15-12/00-11-15 по признакам нарушения Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (Российская Федерация, 191023, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 14/52, литера А) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Приказом ФАС России от 03 февраля 2015 года N 44/15 ФАС России возбуждено дело N 1-15-12/00-11-15 в отношении Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела N 1-15-12/00-11-15 послужило заявление от ЗАО "ПФ "СКБ Контур" (далее - Заявитель), направленное в ФАС России запросом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва В.В. Климовым (вх. ФАС России N 99055-ПР/14 от 30.10.2014), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в размещении на сайте Санкт-Петербургского регионального сегмента Единой информационно-аналитической системы по телекоммуникационным каналам связи ФСТ России информации о том, что выдачу электронных подписей для работы в данной системе осуществляет только уполномоченный удостоверяющий центр - Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" (далее - СПб ГУП "СПб ИАЦ"), направлении уведомлений с указанной информацией хозяйствующим субъектам, а также в создании технических условий, препятствующих направлению хозяйствующими субъектами соответствующей информации (далее - Заявление).
В связи с этим Заявитель требует:
- признать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга нарушившим Закон о защите конкуренции;
- принять меры по устранению допущенного нарушения.
Заявитель пояснил свои требования тем, что действия Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, выразившиеся в установлении требования о приобретении с 1 января 2014 года ключа и сертификата ключа квалифицированной электронной подписи для работы в Санкт-Петербургском региональном сегменте Федеральной государственной информационной системы Единой информационно-аналитической системы Федеральной службы по тарифам России (далее - СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России), лицензии на соответствующий криптопровайдер для каждого рабочего места, а также ключевого носителя в СПб ГУП "СПб ИАЦ" и по отключению ранее совместимых с СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России электронных подписей с указанием, что приобретать электронные подписи для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России необходимо именно в СПб ГУП "СПб ИАЦ" привели к тому, что новые клиенты не приобретают у Заявителя услуги по выдаче электронных подписей для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России, а клиенты, которые использовали ранее выданные Заявителем электронные подписи для работы в указанной системе, отказываются от пользования услугами Заявителя, результатом чего стало устранение Заявителя с рынка услуг по выдаче сертификатов ключа квалифицированной электронной подписи для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России, что нарушает требования Закона о защите конкуренции.
Представитель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга заявил, что им не нарушены требования Закона о защите конкуренции в связи с тем, что его действия по установлению требования о приобретении квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи для использования в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России именно в СПб ГУП "СПб ИАЦ" являются рекомендательными/необязательными и основаны на положениях действующих нормативных правовых актов. А также пояснил, что СПб ГУП "СПб ИАЦ" является правомочным удостоверяющим центром, а именно аккредитован Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь России) и входит в единое пространство доверия ФГИС ЕИАС ФСТ России, данную позицию поддержали представители Правительства Санкт-Петербурга и СПб ГУП "СПб ИАЦ".
ФГУП "ЦентрИнформ", ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС", привлеченные определением о назначении дела
N 1-15-12/00-11-15 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. ФАС России от 09.02.2015 N АД/5196/15) в качестве заинтересованных лиц, пояснили, что несмотря на то, что они являются удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязью России и входят в единое пространство доверия ФГИС ЕИАС ФСТ России, начиная с мая 2014 года новыми клиентами не приобретались их услуги по выдаче электронных подписей для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России; клиенты, которые использовали ранее выданные ими электронные подписи для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России отказываются от их услуг в связи с тем, что такие подписи не принимаются в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России по причине того, что приобретать электронные подписи для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России необходимо именно в СПб ГУП "СПб ИАЦ".
Комиссия ФАС России, изучив сведения и документы, имеющиеся в материалах дела N 1-15-12/00-11-15, заслушав пояснения сторон, пришла к следующим выводам.
1. С 04.03.2014 Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга совершались действия, направленные на то, чтобы услуги по выдаче сертификата ключа квалифицированной электронной подписи для использования в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России приобретались только в СПб ГУП "СПб ИАЦ", что подтверждается следующими доказательствами.
1.1. 04.03.2014 на интернет-сайте "Санкт-Петербургский региональный сегмент Единой информационно-аналитической системы" (spbeias.ru/press/news/406) была размещена информация следующего содержания:
С 1 января 2014 года техническая поддержка и дальнейшее развитие СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а правообладателем сегмента стал Комитет по тарифам Санкт-Петербурга.
В связи с этим, приобретать ключ и сертификат ключа квалифицированной электронной подписи, лицензию на соответствующий криптопровайдер для каждого рабочего места, а также ключевой носитель нужно в СПб ГУП "СПб ИАЦ", который является удостоверяющим центром, обеспечивающим функционирование корпоративных информационных систем исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, и входит в систему доверенных удостоверяющих центров ФСТ России. Основанием для этого служит постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2006 года N 773 "Об удостоверяющем центре" (далее - Постановление N 773). Выданные на текущий момент электронные цифровые подписи других удостоверяющих центров будут работать в системе до конца их срока действия, но новые требуется получать только в СПб ГУП "СПб ИАЦ" (Заявление, письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга вх. ФАС России N 123939/14 от 31.12.2014).
1.2. 04.03.2014 Комитет по тарифам Санкт-Петербурга направил посредством внутреннего портала ЕАИС Санкт-Петербурга уведомление организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, о том, что выдачу электронных цифровых подписей для работы с СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России, осуществляет только уполномоченный удостоверяющий центр СПб ГУП "СПб ИАЦ", указав, что основанием служит Постановление N 773 с отсылкой к сообщению на официальном интернет-сайте "Санкт-Петербургский региональный сегмент Единой информационно-аналитической системы" (spbeias.ru/press/news/406) о том, что с 1 января 2014 года приобретать ключ и сертификат ключа квалифицированной электронной подписи, лицензию на соответствующий криптопровайдер для каждого рабочего места, а также ключевой носитель нужно в СПб ГУП "СПб ИАЦ" (выписка из журнала рассылки уведомлений внутреннего портала ЕАИС Санкт-Петербурга приведена в письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга вх. ФАС России N 123939/14 от 31.12.2014).
1.3. Письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в адрес организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности исх. от 28.04.2014 N 01-14-1121/14-0-0, в котором сообщается о направлении проекта соглашения об информационном взаимодействии при использовании государственной информационной системы СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России (далее - Соглашение), о необходимости его заполнить, подписать, скрепить печатью и направить в 2-х экземплярах в адрес Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в срок до 30.05.2014. В пункте 2.3 Раздела 2 Соглашения указано, что изготовление и сертификацию ключей шифрования и электронной подписи для абонента системы осуществляет СПб ГУП "СПб ИАЦ" (письмо Заявителя вх. ФАС России N 122547/14 от 29.12.2014; письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга вх. ФАС России N 123939/14 от 31.12.2014).
1.4. Согласно информации, представленной Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (вх. ФАС России N 123939/14 от 31.12.2014), с 01.01.2014 электронную подпись, обеспечивающую юридическую значимость документов и совместимую с СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России, выдает только СПб ГУП "СПб ИАЦ";
1.5. Ключи квалифицированной электронной подписи клиентов Заявителя, ФГУП "ЦентрИнформ", ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС", приобретенные ими ранее и которые были работоспособны/совместимы с СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России с мая 2014 года, перестали приниматься в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России с указанием на то, что выдача электронных подписей для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России осуществляется именно СПб ГУП "СПб ИАЦ", что подтверждается сведениями, приведенными в Заявлении; письмах Заявителя (вх. ФАС России N 40609/15 от 23.04.2015 и вх. ФАС России N 45955/15 от 08.05.2015); письме ФГУП "ЦентрИнформ" (вх. ФАС России N 18978/15 от 27.02.2015 и вх. ФАС России N 36681/15 от 15.04.2015); письме ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС" (вх. ФАС России N 23856/15 от 13.13.2015 и вх. ФАС России N 39595/15 от 22.04.2015).
- письмо Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод МПБО-2" о том, что оно вынуждено отказаться от услуг Заявителя в связи с тем, что выдача электронных подписей для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России осуществляется уполномоченным удостоверяющим центром - СПб ГУП "СПб ИАЦ";
- данными из базы инцидентов службы технической поддержки Заявителя;
- претензионное письмо ООО "Энергэс" от 11.11.2014 N 457 в адрес ФГУП "ЦентрИнформ" по вопросу невозможности использования в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России электронной подписи сгенерированной ФГУП "ЦентрИнформ" 28.10.2014;
- претензионное письмо Филиала "Северо-Западная ТЭЦ" ОАО "Интер РАО - Электрогенерация" от 15.01.2015 N ЭГСЗТ/01/74 в адрес ФГУП "ЦентрИнформ" о невозможности использования электронной подписи в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России с указанием на сообщение службы технической поддержки СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России о том, что ключ, полученный филиалом "Северо-Западная ТЭЦ" ОАО "Интер РАО - Электрогенерация" у ФГУП "ЦентрИнформ" для работы с СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России, не подходит и сертификат необходимо получать только в СПб ГУП "СПб ИАЦ";
- письмо ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", которое приобрело у ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС" сертификат ключа проверки электронной подписи 13.02.2015, в котором сообщается, что с выданным сертификатом ключа проверки электронной подписи возникли проблемы; согласно пояснениям, приведенным в письме службы технической поддержки СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России, сертификат не подходит, так как сертификат необходимо получать только в СПб ГУП "СПб ИАЦ" в соответствии с пунктом 2.3 Соглашения.
- письмо ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО СЗППК) от 23.09.2014 N 2811 о том, что при попытке использования имеющегося сертификата ключа в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России служба технической поддержки указанной системы 23.09.2014 направила в адрес ОАО СЗППК сообщение о том, что для работы в указанной системе требуется сертификат, выданный СПб ГУП "СПб ИАЦ", с указанием на новость по ссылке spbeias.ru/press/news/406;
- отказ службы поддержки СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России зарегистрировать ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга" в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России в связи с тем, что квалифицированный сертификат проверки электронной подписи приобретен у ЗАО "ПФ "СКБ Контур", а его необходимо приобретать только в СПб ГУП "СПб ИАЦ" с указанием на новость по ссылке spbeias.ru/press/news/406, а также на уведомление с данной информацией, разосланное через внешний портал, и пункты соглашения, подписанного с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга о том, что сертификат ключа электронной подписи нужно получать именно в СПб ГУП "СПб ИАЦ".
2. Перечисленные в пункте 1 действия Комитета по тарифам Санкт-Петербурга привели к следующим последствиям:
- с мая 2014 новые клиенты не приобретали у Заявителя, ФГУП "ЦентрИнформ", ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС" услуг по выдаче сертификата ключа квалифицированной электронной подписи для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России;
- клиенты, которые ранее использовали сертификат ключа квалифицированной электронной подписи для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России, выданный Заявителем, ФГУП "ЦентрИнформ", ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС" и которые были ранее совместимы с СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России, с 04.03.2014 приобретали сертификат ключа квалифицированной электронной подписи для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России именно в СПб ГУП "СПб ИАЦ", что подтверждается следующими доказательствами.
2.1. Письмо Заявителя (вх. ФАС России N 40609/15 от 23.04.2015), письма ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС" (вх. ФАС России N 23856/15 от 13.13.2015 и вх. ФАС России N 39595/15 от 22.04.2015) о том, что с мая 2014 сертификаты ключей квалифицированных электронных подписей у них перестали приобретаться, несмотря на то, что Заявитель, ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС" являются аккредитованными Минкомсвязью России удостоверяющими центрами, и входят в единое пространство доверия ФГИС ЕИАС ФСТ России.
2.2. Согласно перечню организаций, заключивших Соглашения об обмене электронными документами в "СПБ РС ЕИАС", по состоянию на 24.12.2014 (письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга вх. ФАС России N 123939/14 от 31.12.2014), указанное соглашение было заключено 142 организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в том числе:
- ОАО "Интер РАО - Электрогенерация" (Филиал "Северо-Западная ТЭЦ"), ООО "ЭНЕРГЭС", которые ранее являлись клиентами ФГУП "ЦентрИнформ";
- ЗАО "Энергетический альянс", ОАО "Василеостровская фабрика", ООО "ЮИТ Сервис", ООО "Троя", ЗАО "Александро-Невская Мануфактура", ОАО "Завод имени М.И. Калинина", ОАО ВО "Электроаппарат", ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ГУП "ТЭК СПб"), ЗАО "ЭЭУК" Авангард Энерго", ОАО "Компонент", ООО "ЛЕСПРОМ СПб", Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятие "Завод МПБО-2", которые ранее являлись клиентами Заявителя (вх. ФАС России N 45955/15 от 08.05.2015).
3. До 04.03.2014 с СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России были совместимы сертификаты ключей квалифицированных электронных подписей, выданных удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязью России и включенными в единое пространство доверия ФГИС ЕИАС ФСТ России, в том числе Заявителем, ФГУП "ЦентрИнформ", ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС", что подтверждается следующими доказательствами.
3.1. Согласно информации, представленной Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (вх. ФАС России N 123939/14 от 31.12.2014), с 01.01.2013 по 31.12.2013 выдавали электронную подпись, обеспечивающую юридическую значимость документов и совместимую с СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России ООО "Контур-Санкт-Петербург" (Санкт-Петербургский филиал ЗАО "ПФ "СКБ Контур"), ФГУП "ЦентрИнформ", ЗАО "Удостоверяющий центр", ООО "Удостоверяющий центр Газинформсервис".
3.2. Согласно информации, представленной Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (вх. ФАС России N 41987/15 от 28.04.2015) и СПб ГУП "СПб ИАЦ" (вх. ФАС России N 44566/15 от 06.05.2015), до 01.01.2014 технологический процесс подтверждения ключей квалифицированных электронных подписей в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России являлся единым для всех удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязью России и включенных в единое пространство доверия ФГИС ЕИАС ФСТ России.
3.3. В соответствии с сообщением, размещенным 04.03.2014 на интернет-сайте "Санкт-Петербургский региональный сегмент Единой информационно-аналитической системы" (spbeias.ru/press/news/406), выданные на текущий момент электронные цифровые подписи других удостоверяющих центров будут работать в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России до конца их срока действия, но новые требуется получать только в СПб ГУП "СПб ИАЦ" (Заявление, письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга вх. ФАС России N 123939/14 от 31.12.2014).
4. Соглашение носило обязательный характер, а указанный в нем удостоверяющий центр является единственным удостоверяющим центром, в котором могут быть приобретены услуги по выдаче сертификата ключа квалифицированной электронной подписи для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России, что подтверждается следующими доказательствами.
4.1. Письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в адрес организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности исх. от 28.04.2014 N 01-14-1121/14-0-0, в котором сообщается о направлении Соглашения, о необходимости его заполнить, подписать, скрепить печатью и направить в 2-х экземплярах в адрес Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в срок до 30.05.2014. В пункте 2.3 Раздела 2 Соглашения указано, что изготовление и сертификацию ключей шифрования и электронной подписи для абонента системы осуществляет СПб ГУП "СПб ИАЦ" (письмо Заявителя вх. ФАС России N 122547/14 от 29.12.2014; письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга вх. ФАС России N 123939/14 от 31.12.2014).
4.2. Согласно перечню организаций, заключивших Соглашение, представленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (вх. ФАС России N 123939/14 от 31.12.2014), по состоянию на 24.12.2014 Соглашение было заключено со 142 организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
4.3. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга не представил документов и информации, которыми бы подтверждалось, что Соглашение носило рекомендательный и необязательный характер, например:
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности на территории Санкт-Петербурга, были уведомлены, что Соглашение носит рекомендательный и необязательный характер;
- удостоверяющий центр, указанный в пункте 2.3 Раздела 2 Соглашения, может быть заменен любым из удостоверяющих центров, входящих в сеть доверенных ФГИС ЕИАС ФСТ России, по усмотрению организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности на территории Санкт-Петербурга;
- по состоянию на 14.05.2015 имеются Соглашения, в которых указан удостоверяющий центр, отличный от СПб ГУП "СПб ИАЦ".
5. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга был не вправе устанавливать порядок использования электронной подписи в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России (что предусмотренно для корпоративных информационных систем), а также заключать соглашения между участниками электронного взаимодействия в указанной системе, в связи со следующими обстоятельствами.
5.1. Комиссия ФАС России не согласилась с доводами Комитета по тарифам Санкт-Петербурга о том, что СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России является корпоративной информационной системой исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в связи с тем, что данная система отвечает всем признакам, перечисленным в пункте 11 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи), и, следовательно, является системой общего пользования.
- согласно информации, представленной Заявителем (вх. ФАС России N 40609/15 от 23.04.2015), Минкомсвязь России в письме от 24.12.2014 N П15-1-23068 указала, что наименования организаций (перечень организаций), представляющих отчетность (сведения) в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и ФСТ России, нормативными актами не определены; в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и пунктом 11 статьи 3 Закона об электронной подписи СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России создан в целях реализации полномочий государственного органа и обеспечения обмена информацией между этими органами, участники электронного взаимодействия в котором составляют неопределенный круг лиц и в использовании которого этим лицам не может быть отказано;
- согласно информации, представленной Правительством Санкт-Петербурга (вх. ФАС России N 23399/15 от 12.03.2015 и вх. ФАС России N 1986/15 от 28.04.2015) и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (вх. ФАС России N 41987/15 от 28.04.2015), участниками электронного взаимодействия в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России являются Комитет по тарифам Санкт-Петербурга и коммерческие и некоммерческие организации, деятельность которых подлежит государственному регулированию, перечень которых формируется положениями отраслевых федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих отношения, связанные с государственным регулированием цен (тарифов) в соответствующих сферах деятельности (электроэнергетика, теплоснабжение, водоснабжение и т. д.).
- Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по тарифам Санкт-Петербурга не представили перечень, в котором указаны все лица (наименование юридических лиц с указанием организационно-правовой формы), которые являются участниками электронного взаимодействия в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России;
- Комитет по тарифам Санкт-Петербурга не представил подтверждений того, что он вправе отказать в использовании в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России коммерческим и некоммерческим организациям, деятельность которых подлежит государственному регулированию в соответствии с положениями отраслевых федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих отношения, связанные с государственным регулированием цен (тарифов) в соответствующих сферах деятельности.
5.2. Часть 1 статьи 3 Закона об электронной подписи устанавливает правила только для корпоративной информационной системы.
Учитывая обстоятельства, изложенные в пункте 5, Комиссия не согласилась с доводами Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по тарифам Санкт-Петербурга о том, что действия Комитета по тарифам Санкт-Петербурга были основаны на праве, закрепленном в части 1 статьи 3 Закона об электронной подписи.
6. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга не указал иных норм федеральных законов, помимо части 1 статьи 3 Закона об электронной подписи, которые бы, по его мнению, позволили установить порядок использования электронной подписи в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России, и единственный удостоверяющий центр, в котором могут быть приобретены услуги по выдаче квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России.
Таким образом, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в отсутствиие законных оснований совершил действия, которые привели к устранению с рынка оказания услуг по выдаче квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи для работы в СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России конкурентов СПб ГУП "СПб ИАЦ": Заявителя, ФГУП "ЦентрИнформ", ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС".
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона об электронной подписи информационная система общего пользования - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют неопределенный круг лиц и в использовании которой этим лицам не может быть отказано.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об электронной подписи порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней, если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Комитета по тарифам Санкт-Петербурга нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем установления ограничения по использованию для работы с СПб РС ФГИС ЕИАС ФСТ России электронных подписей, выданных только удостоверяющим центром СПб ГУП "СПб ИАЦ".
2. Выдать Комитету по тарифам Санкт-Петербурга предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 мая 2015 г. N АД/26315/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016