Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 18 марта 2016 г. N 04-18/60-2016
Резолютивная часть решения объявлена "15" марта 2016
Решение в полном объеме изготовлено "18" марта 2016
Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
_
в присутствии представителей Заказчика КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" <_> <_> (доверенности в деле);
в отсутствие Заявителя ИП Черняк Г.Е. (уведомлен надлежащим образом);
рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия заказчика - КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса на выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству многоквартирных жилых домов для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Суоярвского, Сортавальского, Лахденпохского и Питкярантского муниципальных районов Республики Карелия (извещение N 0306200006416000002) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В своей жалобе Заявитель указывает, что конкурсная документация утверждена заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:
В нарушении пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено обязательное требование о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Перечнем.
В один предмет включены работы технологически и функционально не связанные между собой, а именно работы по проектированию и строительству. Данное нарушение приводит к ограничению количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, ИП Черняк Г.Е. просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
В Карельское УФАС России Заказчиком письмом от 14.03.2016 г. N 244 направлены пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:
Конкурсная документация утверждена приказом КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" и размещена на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Номер извещения: 0306200006416000002.
Краткое наименование конкурса: выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству многоквартирных жилых домов для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Суоярвского, Сортавальского, Лахденпохского и Питкярантского муниципальных районов Республики Карелия.
Способ осуществления закупки: открытый конкурс.
Заказчик: КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия".
Начальная (максимальная) цена контракта: 190 155 164 рублей 76 копейка.
Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск 10.03.2016 11:00 (по московскому времени).
Заслушав доводы представителей Заказчика, изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ РАБОТ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ ИЗЫСКАНИЯМ, ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" в том числе "Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования".
В Заданиях на проектирование Учреждением установлено требование: "Количество этажей - не более 3-х, количество блок-секций - не более 4".
Таким образом, установление к участникам закупки требования о наличии допусков СРО на работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) и работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) является незаконным и содержит признаки административного нарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным, участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо без ограничений. При этом подрядчик вправе воспользоваться типовой проектной документацией, нанять проектную либо подрядную организацию для выполнения работ по подготовке проектной документации и строительству объектов, поэтому объединение в один лот работ по проектированию и строительству не является ограничением конкуренции.
Таким образом, нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Комиссией Карельского УФАС России не установлено.
1. В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 11 февраля 2016 года N 33 КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" предписывалось осуществить закупку работ по подготовке проектной документации и строительству многоквартирных жилых домов для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Суоярвского, Сортавальского, Лахденпохского и Питкярантского муниципальных районов Республики Карелия.
Заказчик в соответствии с Законом о контрактной системе наделен правом самостоятельно определять предмет закупки, при этом формирования предмета закупки не должно нарушать запрет, установленный частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", именно совершать действия направленные на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о закупках, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в конкурсе.
Объединение Заказчиком в предмет закупки работ по проектированию и работ по строительству обусловлено потребностями Заказчика и является, по мнению Комиссии Карельского УФАС России, правом последнего.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в конкурсную документацию требований к работам, являющихся значимыми для Заказчика.
Объединение работ по подготовке проектной документации и строительству позволит обеспечить не только быстрое и качественное их выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства.
В соответствии с конкурсной документацией, участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо без ограничений. При этом подрядчик вправе воспользоваться типовой проектной документацией, нанять проектную либо подрядную организацию для выполнения работ по подготовке проектной документации и строительству объектов, то есть объединение в один предмет работ по проектированию и строительству в данном случае не будет являться ограничением конкуренции.
Кроме того, в конкурсной документации к участникам закупки Заказчик не предъявляет требований о наличии допусков СРО по строительству и проектированию.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений статей 8, 33, и 50 Закона о контрактной системе не установлено.
Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что от участников закупки запросов о разъяснении положений конкурсной документации не поступало.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд решила:
Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика -КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" при осуществлении закупки в форме открытого конкурса на выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству многоквартирных жилых домов для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Суоярвского, Сортавальского, Лахденпохского и Питкярантского муниципальных районов Республики Карелия (извещение N 0306200006416000002) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 18 марта 2016 г. N 04-18/60-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016