Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
N 07-16/2016-007 (опубликовано 16 марта 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
в присутствии представителей:
МУП "Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы": <_> (доверенность от 12.01.2016) (далее - Заказчик);
ООО "Ветеран-2000" (Системы безопасности)" <_> (копия решения единственного учредителя от 25.04.2014);
в отсутствии представителей ООО "Охранное предприятие "Медведь" (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом) (далее - Общество, Заявитель), установила:
02.03.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Охранное предприятие "Медведь" на действия заказчика - МУП "Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы" при проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание охранных услуг на объекте по адресу: Ивановская область, город Кинешма, улица Социалистическая, дом 16 (извещение N 31603302062).
Заявитель считает, что, во-первых, в документации по запросу котировок в п. 4.1 и п. 4.2 были указаны перечни документов, предъявляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, являющиеся необоснованно широкими. Так же Обществу не понятно, с какой целью требовались следующие документы: - наличие управленческого и/или технического персонала для выполнения условий договора; - копии* документов подтверждающих обучение сотрудников мерами пожарной безопасности, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.04.12г. N 390 "О противопожарном режиме"; - копии* документов подтверждающих членство в саморегулируемой организации; наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора; - копии* документов подтверждающих наличие средств видеонаблюдения.
Во-вторых, Общество подало запрос о разъяснении положений документации по указанному запросу котировок, но Заказчик в своём ответе на запрос не пояснил, какие именно документы необходимо предоставить при подаче заявки.
В-третьих, ООО "Охранное предприятие "Медведь" было отказано в присутствии на процедуре вскрытия конвертов с заявками участников.
Данные факты, по мнению Общества, нарушают требования Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП "Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы".
Из письменных пояснений МУП "Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы", а также из пояснений его представителя, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следует, что перечень документов, установленный документацией о закупке, является обоснованным и необходимым для оценки соответствия участника требованиям закупочной документации, а также не противоречит Положению о закупках Заказчика. На запрос Общества о разъяснении положений документации Заказчиком разъяснения были даны в полном объеме. Публичное рассмотрение заявок Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП "Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы" не предусмотрено.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, представленные Заявителем и Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
10.02.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение N 31603302062 о проведении запроса котировок на оказание охранных услуг на объекте по адресу: Ивановская область, город Кинешма, улица Социалистическая, дом 16.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принятыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п. 3.1 Положения о закупке Заказчик руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением.
Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 12 п. 6.1 Положения о закупке закупочная документация утверждается Заказчиком и включает в себя, помимо прочего, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
На основании указанного пункта Положения о закупке Заказчиком в документации к запросу котировок в п. 4.1 были установлены требования к участникам закупки, в п. 4.2 перечень документов, предъявляемых участникам закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Доказательств того, что предусмотренные документацией перечни являются необоснованно широкими, Обществом представлено не было.
Что касается таких требований как: наличие управленческого и/или технического персонала для выполнения условий договора; наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора, то участнику данного запроса котировок необходимо было продекларировать своё соответствие с данными требованиями документации указанной закупки.
Относительно необходимости представления части документов, предусмотренных п. 4.2 документации о закупке, таких как: копии* документов подтверждающих обучение сотрудников мерами пожарной безопасности, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.04.12г. N 390 "О противопожарном режиме"; копии* документов подтверждающих членство в саморегулируемой организации; копии* документов подтверждающих наличие средств видеонаблюдения указанных в п. 2.1.14 муниципального контракта, Комиссией было установлено следующее.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.04.12г. N390 "О противопожарном режиме" в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности _ Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
На вопрос Комиссии Ивановского УФАС России, для чего Заказчиком было установлено требование данного документа, представитель Заказчика пояснил, что в том числе для соблюдения сотрудником охраны мер пожарной безопасности на рабочем месте, т.к. в соответствии с инструкцией по охране объекта, предусмотренного контрактом, в его обязанности, помимо прочего, входит следить за соблюдением на территории поста правил пожарной безопасности и т.д.
Исходя из изложенного, в соответствии с указанными требованиями Постановления Правительства РФ от 25.04.12г. N 390 "О противопожарном режиме", в каждой организации должны быть обученные мерам пожарной безопасности лица. Таким образом, представление необходимых копий документов является для участников исполнимым требованием.
На вопрос Комиссии Ивановского УФАС России представителю Заказчика о том, зачем было установлено требование о представлении копии документа о членстве в СРО, если данное членство является добровольным, был получен следующий ответ: гарантии, что услуги по охранной деятельности будут произведены на высшем уровне, а также будут соответствовать всем положениям, указанным в контракте. Возможность досудебного разрешения споров в дисциплинарном комитете СРО, а также, что наличие компенсационного фонда СРО гарантирует заказчику возмещение понесенных убытков при оказании услуг ненадлежащего качества.
Доказательств того, обращалось ли Общество в какие-либо саморегулируемые организации для вступления в члены СРО и насколько проблематично для Общества стать членом СРО, в материалы жалобы представлено не было.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России, установила, что потребность Заказчика нашла своё подтверждение, а Обществом не доказано, что установлением предоставления участниками закупки копии документа о членстве в СРО ограничивает права ООО "Охранное предприятие "Медведь".
Пунктом 2.1.14 муниципального контракта установлено, что охрана осуществляется сотрудниками охраны, несущими службу с использованием средств видеонаблюдения, предоставляемого Заказчику на период заключения контракта: Видеорегистратор на 4 канала - 1 шт., Купольная камера - 2 шт., Камера HD с ИК подсветкой - 2 шт., Жесткий диск 500 гБ - 1 шт., Блок бесперебойного питания - 1 шт., Монитор 19,5 дюймов - 1шт.
Таким образом, представляется логичным требование Заказчика о подтверждении наличия указанных средств видеонаблюдения у участника закупки.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8.1 документации указанного запроса котировок любое лицо вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений настоящей документации не позднее, чем за 2 (два) рабочих дня до дня окончания подачи заявок. В течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления указанного запроса Заказчик направляет в письменной форме или в форме электронного документа требуемые разъяснения.
Исходя из анализа представленных Заказчиком документов и сведений, было установлено, что 16.02.2016 от ООО "Охранное предприятие "Медведь" в адрес МУП "Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы" поступил запрос на разъяснение положений документации следующего содержания: "1. В документации к запросу котировок N 1/6 в п. 4.1 есть требование к участникам закупки: - наличие управленческого и/или технического персонала для выполнения условий договора; - наличие документов подтверждающих обучение сотрудников мерами пожарной безопасности_ - наличие документов подтверждающих членство в саморегулируемой организации; наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора. Просим пояснить какие именно документы нам необходимо предоставить в Ваш адрес для подтверждения вышеуказанных пунктов. 2. В п. 4.2 "Перечне документов" в п 8 указаны копии документов подтверждающие наличие средств видеонаблюдения указанных в п. 2.1.14 муниципального контракта. Просим пояснить: обязательно ли при подаче заявки, нам предоставлять вышеуказанные документы, т.к. в случае заключения контракта с Вашей организацией, данное оборудование будет закуплено и установлено, а в противном случае у нашей организации нет необходимости закупать указанное оборудование. 3. Поясните: требуется ли внесение денежных средств, с нашей стороны, в качестве обеспечения заявки на участие в закупке".
На указанный запрос 17.02.2016 Заказчиком был дан письменный ответ (письмо N 83 от 17.02.2016), который в эту же дату был опубликован на официальном сайте, из содержания которого следовало: "_1. По п. 4.1 документации Вам необходимо предоставить декларацию соответствия требованиям предъявляемым к участникам запроса котировок N 1/16, где Вы гарантируете, что соответствуете указанным требованиям. 2. Так же поясняем, что документы, указанные в п. 4.2 документации к запросу котировок N 31603302062 от 10.02.2016 являются обязательными к предоставлению, поскольку согласно п. 4.3 непредставление вышеуказанных документов может послужить основанием для отклонения котировочной заявки. 3. Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки данной закупочной документацией не предусмотрено".
Учитывая изложенное, на запрос Общества Заказчиком был дан исчерпывающий ответ, в регламентированные документацией сроки.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает не обоснованным по следующим основаниям.
Ни документацией о проведении данной закупки, ни обозначенным Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП "Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы" не предусмотрена процедура рассмотрения заявок участников в их присутствии.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений норм законодательства Российской Федерации о закупках и, соответственно, прав и законных интересов ООО "Охранное предприятие "Медведь".
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 6 Закона о закупках, ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Охранное предприятие "Медведь" на действия заказчика - МУП "Аварийно-диспетчерская служба города Кинешмы" при проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание охранных услуг на объекте по адресу: Ивановская область, город Кинешма, улица Социалистическая, дом 16 (извещение N 31603302062) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области N 07-16/2016-007 (опубликовано 16 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016