Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 10 марта 2016 г. N 142
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия), в составе: (_)
при участии представителя заявителя (_) по доверенности; представителя организатора торгов - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее Управление Росимущества по Иркутской области или организатор торгов) - (_) по доверенности,
рассмотрев жалобу Проскурина Р.Е. на действия организатора торгов - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в связи с нарушением установленной нормативным правовым актом процедуры проведения торгов по продаже заложенного имущества должника Проскурина Р.Е., установила:
В Управление ФАС по Иркутской области обратился Проскурин Р.Е. с жалобой на действия организатора торгов - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в связи с нарушением установленной нормативным правовым актом процедуры проведения торгов по продаже заложенного имущества должника Проскурина Р.Е.: нежилое помещение-магазин Московский, на первом этаже и в подвале, трехэтажного кирпичного дома, общей площадью 749,7 кв.м. по адресу: Иркутская обл., г. Ангарск, кВ-л 61, д. 13, помещение 21, в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, а именно: не своевременное размещение на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещений о проведении торгов по продаже выше указанного имущества (N 110216/0065402/01), проведении повторных торгов (N 110216/0065402/02).
В соответствии с доводами заявителя аукцион по продаже (реализации) указанного имущества проведен с нарушением действующего законодательства, а именно: нарушен порядок размещения информации о проведении двух аукционов по продаже выше указанного имущества на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru.
07.08.2015 г. в газете "Областная" опубликовано сообщение о назначении на 15.09.2015 года в 10 часов 00 минут публичных торгов по реализации указанного выше магазина "Московский". В связи с отсутствием заявок назначенные на 15.09.2015 года торги не состоялись.
27.11.2015 года в газете "Областная" было опубликовано сообщение о назначении на 12.01.2016 года в 10 часов 00 минут повторных публичных торгов по продаже магазина "Московский", по сниженной начальной цене на 15 %.
В связи с отсутствием допущенных к участию в аукционе лиц, торги, назначенные на 12.01.2016 года, также признаны несостоявшимися.
В нарушение установленного порядка сведения о назначенных на 15.09.2015 г. и 12.01.2016 г. торгах не были опубликованы на сайте www.torqi.gov.ru и на специализированном сайте службы судебных приставов www.fssprus.ru в сроки, предусмотренные Законом.
Информация о назначенных на 15.09.2015 г. и 12.01.2016 г. торгах отсутствовала на сайте и 10 января 2016 г. Информация об указанных торгах появилась лишь 11.02.2016 г.
В информации о торгах, назначенных на 15.09.2015 года и 12.01.2016 года, опубликованной на сайте, при проверке сведений о лоте содержится информация о дате создания извещения 11.02.2016 года.
Таким образом, информация о торгах, назначенных на 15.09.2015 г. и 16.01.2016 г., размещена на сайте 11.02.2015 года, после проведения торгов и с нарушением положений закона о правилах и сроках размещения информации о торгах.
По ходатайству представителя заявителя об отложении принятия решения по данному делу в связи с неполучением уведомления о назначении жалобы к рассмотрению и необходимости представления дополнительной информации и подтверждающих документов, Комиссией продлен срок принятия решения по данному делу до 10.03.2016 г.
При рассмотрении жалобы по существу 10.03.2016 г., представителем заявителя вышеизложенные доводы жалобы поддержаны в полном объеме, в подтверждение доводов представлены нотариально заверенные скриншоты страницы с сайта www.torqi.gov.ru и с сайта службы судебных приставов www.fssprus.ru.
Кроме того, жалоба дополнена доводами о неправомерном отказе в допуске к участию аукциона лиц, подавших заявки на участие в аукционе, в связи с не поступлением сумм внесенных задатков в установленный срок на счет организатора торгов.
По мнению заявителя, перечень оснований для отказа заявителю в приеме заявки на участие в торгах, установлен пунктом 6.1.4 Порядка организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, утв. распоряжением Российского фонда федерального имущества от 29.11.2001 N 418 и является исчерпывающим
На основании изложенного, заявитель просит признать вышеописанные действия организатора торгов незаконными и аннулировать рассматриваемые торги.
Организатором торгов представлены письменные возражения по существу жалобы следующего содержания.
Аукцион по продаже имущества должника проведен в полном соответствии с действующим законодательством, регламентирующим рассматриваемые правоотношения. Информация о первичных торгах опубликована в газете "Областная" от 07.08.2015 г N 87 (1403) и размещена на сайтах www.torgi.gov.ru, и www.tu38.rosim.ru. Дата размещения - 11.08.2015 г.
Также информация размещена на специализированном сайте службы судебных приставов www.fssprus.ru.
Информация о повторных торгах опубликована в газете "Областная" от 27.11.2015 г. N 134(1450) и размещена на сайтах www.torgi.gov.ru, и www.tu38.rosim.ru. Дата размещения - 27.11.2015 г.
Информация также размещена на специализированном сайте службы судебных приставов www.fssprus.ru.
В подтверждение соблюдения порядка размещения информации о проведении указанных выше аукционов организатором торгов представлены газета "Областная" от 07.08.2015 г N 87 (1403), от 27.11.2015 г. N 134(1450) скриншоты с соответствующих сайтов, переписка с www.torgi.gov.ru, ответ Службы судебных приставов от 09.03.2016 г. N 38902/16/5213.
Организатор торгов также считает необоснованными доводы заявителя о неправомерности принятия решения о недопуске к участию в торгах лиц, подавших заявки на участие в повторном аукционе, в связи с непоступлением суммы задатка в установленный срок на основании следующего.
Частью 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.
Согласно извещению о проведении торгов N 110216/0065402/02 порядок перечисления задатка регламентируется договором о задатке. Соответствующие договоры были заключены с лицами, подавшими заявку на участие в аукционе. В п. 2.1 указанных договоров указано, что задаток должен быть внесен одним платежом на указанный счет до 29 декабря 2015 года и считается внесенным с даты поступления задатка на счет. В случае непоступления задатка в установленный срок обязательства Заявителя по внесению задатка считаются невыполненными. В этом случае Заявитель к участию в торгах не допускается.
В соответствии с платежными поручениями N 4847, N 7790 от 30.12.2015 г. и выпиской из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств N 05341А53640 от 30.12.2015 г. суммы задатков, по договорам о задатке поступили на счет Управления 30.12.2015 г., что является нарушением ч. 5 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, а также договоров о задатке.
Учитывая изложенное, Управление Росимущества по Иркутской области считает доводы заявителя необоснованными, поскольку организатором торгов не допущено нарушение действующего законодательства.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения Управление Росимущества по Иркутской области устные пояснения представителей указанных лиц, представленные документы, установила следующее.
В силу п. 2 ст. 18.1 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения (п. 5 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции").
Проскурин Р.Е., является должником, по исполнительному производству, в рамках которого проводились торги по продаже имущества должника. Денежные средства, полученные от реализации имущества на торгах, должны были поступить в счет погашения задолженности должника.
Заявитель заинтересован в реализации принадлежащего ему имущества по максимально высокой цене, которая может быть сформирована по результатам аукциона по продаже имущества.
Таким образом, права или законные интересы заявителя могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, поскольку признание торгов несостоявшимися влечет снижение начальной цены имущества на вторичных торгах, следовательно, Проскурин Р.Е. имеет право на обжалование действий организатора торгов, поскольку именно нарушение установленного порядка размещения информации о проведении торгов может стать причиной признания торгов несостоявшимися, в связи с ненадлежащем доведении информация о проведении публичных торгов до неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 90 ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) для размещения информации, в том числе о проведении торгов по реализации имущества должника.
Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 66 утверждены Правила направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с которыми, информация о торгах направляется организатором торгов для ее размещения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Организатор торгов не позднее дня, следующего за днем опубликования извещения о предстоящих торгах в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направляет информацию для размещения на официальном сайте, которая должна быть указана в извещении в соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", а также информацию о наименовании и номере периодического издания, в котором организатором торгов опубликовано извещение о предстоящих торгах, и дате опубликования указанного извещения.
Таким образом, извещение о проведении торгов по реализации заложенного имущества подлежит обязательному размещению на Официальном сайте и в периодическом печатном издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Извещение о проведении публичных торгов, под которыми понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства (ст. 449.1 ГК РФ) также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство.
При рассмотрении представленных организатором торгов документов, комиссией Иркутского УФАС России установлен факт размещения информации о первичных торгах по продаже имущества должника Проскурина Р.Е. (информация о проведении которых опубликована в газете "Областная" от 07.08.2015 г N 87 (1403) на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru извещение N 110216/0065402/01.
В соответствии с информацией, содержащейся на сайте торгов www.torgi.gov.ru (лот N1 аукциона N110216/0065402/01 выделен из извещения N 070815/0065402/03 (рис. 1), опубликованного на сайте -11.08.2015 г. (рис. 2).
Рисунок 1.
Рисунок 2
Соответственно, датой размещения информации об аукционе N110216/0065402/01 также является -11.08.2015 г., поскольку лот N 1 выделен из извещения N 070815/0065402/03, опубликованного 11.08.2015 г.(рис.3).
Рисунок 3
Из пояснений организатора торгов и информации, содержащейся на сайте торгов www.torgi.gov.ru, следует, что изменение номера извещения с N 070815/0065402/03 на N110216/0065402/01, произошло автоматически, в связи с внесением 11.02.2016 г. изменений по исправлению технической ошибки в извещение торгов, которые являются завершенными (рис. 4).
Рисунок 4
Согласно части 5 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения.
Итоги первичных торгов, извещение о проведении которых опубликовано в газете "Областная" от 07.08.2015 г N 87 (1403), размещено на сайтах www.torgi.gov.ru, и www.tu38.rosim.ru - 11.08.2015 г., подведены 10.09.2015 г. (протокол от 10.09.2015 г. о признании аукциона, несостоявшимся по причине отсутствия заявок). Следовательно, трехмесячный срок на обжалование действий организатора торгов (по первичному аукциону N 110216/0065402/01) Заявителем пропущен.
При рассмотрении представленных организатором торгов документов, комиссией Иркутского УФАС России установлен факт размещения информации о вторичных торгах по продаже имущества должника Проскурина Р.Е. (информация о проведении повторных торгов опубликована в газете "Областная" от 27.11.2015 г. N 134(1450) на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru извещение N 110216/0065402/02.
В соответствии с информацией, содержащейся на сайте торгов www.torgi.gov.ru (лот N1 аукциона N110216/0065402/02 выделен из извещения N 271115/0065402/02 (рис. 5), опубликованного на сайте -27.11.2015 г. (рис. 6).
Рисунок 5
Рисунок 6
Из пояснений организатора торгов и информации, содержащейся на сайте торгов www.torgi.gov.ru, следует, что изменение номера извещения с N 271115/0065402/03 на N110216/0065402/01, произошло автоматически, в связи с внесением 11.02.2016 г. изменений по исправлению технической ошибки в извещение торгов, которые являются завершенными (рис. 7).
Рисунок 7
Также Комиссией Иркутского УФАС России установлен факт размещения в установленные сроки информации о вторичных торгах по продаже имущества должника Проскурина Р.Е. на официальном сайте службы судебных приставов www.fssprus.ru. (рис. 7).
Рисунок 7
ответ Службы судебных приставов от 09.03.2016 г. N 38902/16/5213
Представленные Заявителем нотариально заверенные скриншоты страницы с сайта www.torqi.gov.ru и с сайта службы судебных приставов www.fssprus.ru свидетельствуют о том, что при осуществлении поиска информации с использованием названия города (Ангарск) поисковая система сайта формирует информацию о торгах по 18 лотам, проводимых в отношении имущества, расположенного в городе Ангарск, среди которых отсутствует информацию о торгах по реализации имущества Проскурина.
Информация об осуществлении поиска с использованием иных параметров поиска отсутствует.
Так, Комиссией осуществлен поиск интересующей информации на сайте Службы судебных приставов с использованием параметра наименование и характеристика имущества.
При осуществлении поиска информации с использованием наименования и характеристики имущества поисковая система сайта формирует информацию о 12 лотах торгах, среди которых отражена информация о первичных и вторичных торгах (рис. 8).
Рисунок 8.
На основании изложенного, довод заявителя о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, в связи с неразмещением (несвоевременным размещением) информации о проведении указанных выше аукциона на сайте www.torgi.gov.ru, www.fssprus.ru признан Комиссией несостоятельным.
В отношении доводов Заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию аукциона лиц, подавших заявки на участие в аукционе, в связи с не поступлением сумм внесенных задатков в установленный срок на счет организатора торгов, установлено.
Из обращения заявителя следует, что перечень оснований для отказа заявителю в приеме заявки на участие в торгах, установлен пунктом 6.1.4 Порядка организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, утв. распоряжением Российского фонда федерального имущества от 29.11.2001 N 418 и является исчерпывающим.
Данный довод является несостоятельным, поскольку указанный пункт устанавливает основания для отказа заявителю в приеме и регистрации заявки на участие в торгах, а не основания не допуска претендента к участию в торгах.
Пунктом 6.4 указанного Порядка, устанавливающим исчерпывающий перечень основания не допуска претендента к участию в торгах, предусмотрено, что Комиссия по проведению торгов не допускает претендента к участию в торгах в случае, если не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет, указанный в договоре о задатке.
Настоящий перечень оснований для отказа претенденту в участии в торгах является исчерпывающим.
Частью 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.
Согласно извещению о проведении торгов N 110216/0065402/02 порядок перечисления задатка регламентируется договором о задатке. Соответствующие договоры были заключены с лицами, подавшими заявку на участие в аукционе. В п. 2.1 указанных договоров указано, что задаток должен быть внесен одним платежом на указанный счет до 29 декабря 2015 года и считается внесенным с даты поступления задатка на счет. В случае непоступления задатка в установленный срок обязательства Заявителя по внесению задатка считаются невыполненными. В этом случае Заявитель к участию в торгах не допускается.
В соответствии с платежными поручениями N 4847, N 7790 от 30.12.2015 г. и выпиской из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств N 05341А53640 от 30.12.2015 г. суммы задатков, по договорам о задатке поступили на счет Управления 30.12.2015 г., что является нарушением ч. 5 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, а также договоров о задатке.
Учитывая изложенное, Комиссия считает доводы заявителя необоснованными, поскольку организатором торгов не допущено нарушение действующего законодательства.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ Комиссия решила
Признать необоснованной жалобу Проскурина Р.Е. на действия организатора торгов - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в связи с нарушением установленной нормативным правовым актом процедуры проведения торгов по продаже заложенного имущества должника Проскурина Р.Е.: нежилое помещение-магазин Московский, на первом этаже и в подвале, трехэтажного кирпичного дома, общей площадью 749,7 кв.м. по адресу: Иркутская обл., г. Ангарск, кв-л 61, д. 13, помещение 21, в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, а именно: не своевременное размещение на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещений о проведении торгов по продаже выше указанного имущества (N 110216/0065402/01), проведении повторных торгов (N 110216/0065402/02).
Копию решения направить заявителю и организатору торгов.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 10 марта 2016 г. N 142
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016