Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 11 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - руководитель управления;
Члены Комиссии:
<_> - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 4-05/36 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы БАД с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе",
в присутствии (представитель по доверенности),
заявитель на рассмотрение не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, установила:
На рассмотрении Хабаровского УФАС России находится заявление (вх. N 4/1045 от 03.02.2016), поступившее из прокуратуры Хабаровского края, о нарушении рекламного законодательства при распространении в сети Интернет рекламы БАД.
В ходе рассмотрения заявления в части распространения рекламы, установлено, что на сайте www.yofoto.me в разделе "Магазин" распространена рекламная информация о каждом наименовании БАД.
Согласно представленной информации:
БАД "Алоэ Вера в капсулах" имеет "очевидный лечебный эффект при лечении язвы, особенно язвы желудка; обладает эффектом лечения и профилактики угревой сыпи; обладает свойствами профилактики заболеваний кровеносных сосудов сердца и мозга; предупреждает риск и развитие опухолей; предотвращает риск возникновения и развития сахарного диабета и осложнений.
БАД "Капсулы из Красного риса" благодаря своим компонентам имеет важное значение для здоровья кровеносных сосудов сердца и головного мозга, лечит дизентерию, абсцесс, снижает давление.
БАД "Жир морского котика" восстанавливает и сохраняет здоровое состояние крови и системы кровообращения; дает заметный эффект при заболеваниях иммунного характера и при ревматическом артрите. Содержит компонент сквален, обладающий свойством предотвращения и лечения рака; сокращает возможность появления атеросклероза; имеет очевидный эффект для пожилых людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы; имеет профилактическое действие при кожной аллергии пожилых людей.
БАД "Свален в капсулах" - вещество сквален среди всех продуктов из жира морских рыб является единственным природным медикаментом с подтвержденным свойством предотвращения опухоли, который широко применяется для лечения больных с опухолями; эффективен при лечении гепатита; помогает в лечении язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, облегчает состояние больного, ускоряет выздоровление; предупреждает появление сахарного диабета; способствует функции выделения инсулина, снижает уровень сахара в крови; ускоряет заживление ран, обладает свойством анестезии, может облегчать боль при ранах и восстанавливать клетки, регенерирует клетки, что способствует быстрому заживлению ран. Сквален дезинфицирует воспалительные процессы и уничтожает микробы, предотвращая и леча эпидермофитию стоп, гонорею, дизентерию и другие заболевания.
БАД "Линчжи со спирулиной в таблетках" усиливает функции иммунной системы, предотвращает риск возникновения и развития опухолей и рака; снижает уровень сахара в крови; помогает улучшить состояние при аллергии; облегчает симптомы при воспалениях; снижает уровень холестерина, избавляет от артериосклероза.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В части 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Закона о рекламе" указывается, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
В нарушение указанной нормы из рекламной информации четко прослеживается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования. При этом в рекламе приводятся различные заболевания такие, как язва желудка, рак, сахарный диабет, гонорея, дизентерия, аллергия. Это свидетельствует о намерении привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.
В пункте 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе указано, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ (далее - ФЗ "Об обращении лекарственных средств") лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
Согласно статье 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (далее - ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов") биологически активные добавки - это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов, а пищевые добавки - это природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.
Законодатель в соответствии со статьей 1 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" относит БАДы и пищевые добавки к пищевым продуктам.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.04.2003, биологически активная добавка используется как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и (или) улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе как продукт, оказывающий общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации N RU. 77.99.11.003.E. 006955.08.13 от 21.08.2013 г. продукция: биологически активная добавка к пище "Сквален" предназначена для реализации населению в качестве биологически активной добавки к пище - источника сквалена.
Согласно свидетельству о государственной регистрации N RU. 77.99.11.003.E. 008124. 05. 12 от 18.05.2012 г. продукция: биологически активная добавка к пище "Капсулы "Алоэ Вера" предназначена для реализации населению в качестве биологически активной добавки к пище - дополнительного источника витамина Е.
Таким образом, указанные в рекламном объявлении продукты как лекарственное средство не зарегистрированы, то есть лекарственным средством не являются, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства, в том числе профилактические.
В ходе рассмотрения дела <_> не согласился с выявленным нарушением, пояснив, что он не определял содержание рекламы.
Данный довод отклоняется Комиссией, так как <_> являясь собственником домена www.yofoto.me, разместил и распространяет рекламу, нарушающую требования рекламного законодательства.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Установлено, что рекламораспространителем является <_>
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу БАД, распространяемую <_> сайте www.yofoto.me, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать <_> обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок.
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
11 марта 2016 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - руководитель управления;
Члены Комиссии:
<_> - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения от 11 марта 2016 года по делу N 4-05/36 о признании ненадлежащей рекламы БАД, распространяемой <_> на сайте www.yofoto.me, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе",
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. <_> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение любым способом, любыми средствами и в любой форме, в том числе посредством распространения на сайте www.yofoto.me, рекламы БАД, создающей впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами.
2. <_> представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 28.03.2016 года.
Предписание может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016