Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 05-04/2846 (опубликовано 26 апреля 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 апреля 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 N40 в составе:
Председателя Комиссии:
<_>
Членов Комиссии:
<_>
в присутствии представителей:
заявителя - <_>
организатора торгов - <_>
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аникс" (далее - ООО "Аникс") на действия администрации города Чебоксары Чувашской Республики в лице Управления по развитию потребительского рынка и предпринимательства администрации города Чебоксары при проведении открытого конкурса на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чувашское УФАС России 14.04.2016 обратилось ООО "Аникс" с жалобой на действия администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - организатор торгов) в лице Управления по развитию потребительского рынка и предпринимательства администрации города Чебоксары при проведении открытого конкурса на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года (далее - конкурс).
В жалобе ООО "Аникс" сообщается о неправомерном допуске комиссией организатора торгов заявок общества с ограниченной ответственностью "Резерв" (далее - ООО "Резерв") и индивидуального предпринимателя Ефимовой <_> (далее - ИП Ефимова <_>) на участие в конкурсе на место 315 "прокат катамаранов и лодок" в районе пересечения Исторической набережной и дороги к Храму.
ООО "Аникс" считает, что заявки ООО "Резерв" и ИП Ефимовой <_> должны были быть отклонены, в связи с тем, что <_> (ИП Ефимова <_>) является единоличным учредителем ООО "Резерв", что, по мнению заявителя, позволяет сделать вывод об участии в конкурсе, по меньшей мере, двух хозяйствующих субъектов, заключивших договор по снижению цены.
Кроме того, заявитель полагает, что действия ООО "Резерв" и ИП Ефимовой <_> являются согласованными и содержат в себе признаки сговора.
В заседании Комиссии представитель ООО "Аникс" поддержал жалобу по изложенным в ней доводам и просил выдать организатору торгов предписание об устранении выявленного нарушения.
Представитель организатора конкурса нарушение Порядка проведения конкурса не признала, указав, что жалоба ООО "Аникс" является необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - 131-ФЗ).
Вопросы местного значения городского округа перечислены в статье 16 131-ФЗ.
В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктами 17, 19, 20 статьи 16 131-ФЗ постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 N64 "О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта" утверждено Положение о создании условий для организации досуга, отдыха и спота на территории города Чебоксары в зимний и летний периоды (далее - Положение).
Пунктом 2.2 приложения N1 указанного Положения установлено, что в целях создания условий для обеспечения населения досугом, отдыхом и спортом путем привлечения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для реализации их возможностей в предоставлении разнообразных видов услуг проводится конкурс на право размещения нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в зимний и летний периоды.
Согласно пункту 2.3 приложения N1 Положения по результатам проведения конкурса администрацией города Чебоксары заключается договор на право размещения нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары на срок, указанный в условиях конкурса.
Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 N64 "О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта" утверждено также Положение о конкурсе на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в зимний и летний период (далее - Положение о конкурсе).
В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктами 17, 19, 20 статьи 16 131-ФЗ постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 N64 "О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта" администрация города Чебоксары Чувашской Республики в лице Управления по развитию потребительского рынка и предпринимательства администрации города Чебоксары постановлением от 09.03.2016 N 493 приняло решение объявить конкурс на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года на места согласно приложению к настоящему постановлению.
10.03.2016 на официальном сайте администрации города Чебоксары http://gov.cap.ru/Declarations.aspxgov_id=81&id=3223596&size=20 размещено извещение о том, что в соответствии с постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 28.03.2012 N64 "О создании условий для организации досуга, отдыха и спорта" (с изменениями) и от 09.03.2016 N493 "О поведении конкурса на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года" администрация города Чебоксары Чувашской Республики провела 12 апреля 2016 г., по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 36, каб. 102. процедуру вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и определение победителей.
Кроме того, объявление о проведении конкурса на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года опубликовано в общественно-политической газете "Чебоксарские новости" N24 от 10.03.2016 г.
Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию конвертов и рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2016 года от 12.04.2016 года на участие в конкурсе на место 315 "прокат катамаранов и лодок" в районе пересечения Исторической набережной и дороги к Храму было подано 5 заявок: ООО "Аникс", ИП Лушин <_> ИП Ефимова <_> ООО "Резерв" и ИП Павлова <_>
Комиссией организатора торгов принято решение отказать в допуске заявки ООО "Резерв" к участию в конкурсе, на основании подпункта 3 пункта 3.5 Положения о конкурсе, в связи с тем, что на заседании Комиссии <_> предоставлены документы, подтверждающие факт смены директора ООО "Резерв" (решение N3 единственного учредителя ООО "Резерв" с 30.03.2016 о назначении <_> директором ООО "Резерв" с 30.03.2016, а также заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ от 06.04.2016), при том, что данные документы до даты окончания подачи и приема заявок на участие в конкурсе не были предоставлены.
Согласно протоколу заседания комиссии по оценке и сопоставлению заявок от 12.04.2016 года заявка ИП Павловой <_> признана победителем, а заявке ИП Ефимовой <_> присвоено второе место.
Однако, в день проведения конкурса победителем конкурса по месту N315 ИП Павловой <_> написано заявление об отказе от подписания протокола об итогах конкурса по месту N315 и от заключения договора на право размещения нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта на место N315.
Согласно пункту 3.13. Положения о конкурсе в случае, если победитель конкурса по соответствующему месту не подписал протокол об итогах конкурса в день проведения конкурса, победитель конкурса признаётся уклонившимся от подписания протокола об итогах конкурса, протокол об итогах конкурса подписывается участником, заявке которого присвоен второй номер.
В связи с чем, протокол об итогах конкурса по месту N315 подписан с участником, заявке которого присвоен второе место, т.е. ИП Ефимовой <_>
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.03.2016 N1880В/2016, приложенной в составе заявке ООО "Резерв" на участие в конкурсе <_> является учредителем ООО "Резерв", что, по мнению ООО "Аникс", должно было повлечь за собой отклонение заявки как ООО "Резерв", так заявки ИП Ефимовой <_>
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о конкурсе в конкурсе могут принять участие юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Кроме того, из положений пунктов 1 и 3 статьи 23 ГК РФ следует, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Как видно, из вышеприведенных норм физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, учредителем которого является указанное физическое лицо, выступают в качестве самостоятельных участников гражданских отношений.
Следовательно, довод ООО "Аникс" о неправомерном допуске комиссией организатора торгов заявок ООО "Резерв" и ИП Ефимовой <_> на участие в конкурсе на место 315 "прокат катамаранов и лодок" в районе пересечения Исторической набережной и дороги к Храму Комиссия Чувашского УФАС России признаёт необоснованным.
На заседании комиссии представитель ООО "Аникс" сообщил, что действия ООО "Резерв" и ИП Ефимовой <_> являются согласованными, что является нарушением статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В силу положений главы 4 Закона о защите конкуренции, жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства подлежат рассмотрению в рамках процедуры, определённых данной главой. Нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции рассматриваются в ином производстве и по иной процедуре (глава 9 Закона о защите конкуренции, административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства, утвержденный приказом России от 25.05.2012 N339).
Таким образом, довод Заявителя относительно нарушения организатором торгов статьи 11 Закона о защите конкуренции, не подлежит рассмотрению в рамках данной жалобы, поскольку Закон о защите конкуренции не предусматривает совмещения процедур рассмотрения дел разных категорий.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте-торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО "Аникс" необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Аникс" необоснованной, в связи с тем, что ИП Ефимова <_> и ООО "Резерв" при подаче заявок на участие в конкурсе участвовали как самостоятельные субъекты гражданско-правовых отношений
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 05-04/2846 (опубликовано 26 апреля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016