Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 19 апреля 2016 г. N 277-Ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: "_" - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: "_" - специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Медтехника" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку реактивов для патологоанатомического отделения (извещение N 0169300000116001302) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителей МБУЗ ГКБ N 6 (далее - Заказчик), действующих на основании доверенностей от 10.03.2016;
представителя Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - Уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 29.01.2016;
в отсутствие представителей ООО "Медтехника", надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии Челябинского УФАС России посредством передачи телефонограммы представителю Общества, установила:
В Челябинское УФАС России 13.04.2016 поступила жалоба ООО "МедТехника" на действия заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком и Уполномоченным органом путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru 31.03.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта- 202 059 рублей 74 копейки.
По состоянию на 19.04.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, поскольку Аукцион признан решением аукционной комиссии несостоявшимся, единственному участнику закупки отказано в допуске к участию в Аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявитель полагает, что Заказчик в нарушение частей 1,3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) неправомерно включил в один лот реактивы по позициям 4,5 спецификации (Приложение N 1 к Информационной карте документации об Аукционе), которые являются уникальными и производятся только ООО "Эргопродакшн".
В подтверждение доводов жалобы Общество представило скриншот с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, содержащий сведения о регистрационном удостоверении N РЗН 2013/775 от 23.03.2015 на реагенты для проведения пробоподготовки, окрашивания и заключения под покровное стекло гистологических и цитологических препаратов производства ООО "Эргопродакшн" (г. Санкт-Петербург), выданном Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 14.08.2015 N 2-57-6965/77-15.
Представители Заявителя на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не явились, уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу по адресу электронной почты, указанному в жалобе, а также путем передачи телефонограммы, ходатайств об отложении заседания не направили.
Представители Заказчика против удовлетворения доводов жалобы возражали, пояснили, что действия заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, спецификация, отражающая потребность Заказчика, сформирована с учетом технологической и функциональной взаимосвязи реагентов, на рынке имеется ряд хозяйствующих субъектов, способных поставить товар по рассматриваемой закупке.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "МедТехника", проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе на отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, распространяют свое действие и антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, установленные статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, частью 3 статьи 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
При объединении товаров в один лот Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки поставить указанный товар и принять участие в Аукционе.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, взаимозаменяемость - это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку.
При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев:
- техническая однородность;
- потребительское назначение;
- взаимозаменяемость.
Объектом рассматриваемой закупки в соответствии с извещением о проведении Аукциона и пунктами 3.1, 3.2 Информационной карты документации об Аукционе (часть 2) является поставка реактивов для патологоанатомического отделения.
Описание объекта закупки приведено Заказчиком в Приложении N 1 к Информационной карте документации об Аукционе "Спецификация" (далее - Спецификация).
По позициям 4 и 5 Спецификации Заказчику требуются следующие реактивы: "Альциановый синий. Назначение: обеспечивает элективное выявление муцинов (кроме муцина поверхностного эпителия желудка человека) и кислых гликозаминогликанов в парафиновых и целлоидиновых срезах и цитологических препаратах. Используется как без докраски другими красителями, так и в сочетании с ядерными красителями - гематоксилином и кармином, а так же перед постановкой ШИК-реакции. Возможно применение красителя после постановки иммуноцитохимических реакций при использовании диаминобензидинового хромогена. pH 2,5. Среда кислая. Фасовка не менее 1 000 мл. 1 литр"; "Метиленовый синий. Назначение: метод окраски микроорганизмов для выявления кислотоустойчивых микобактерий (возбудителей туберкулёза, микобактериозов), актиномицетов и других кислотоустойчивых микроорганизмов. Содержание 0,5% (0,5 г в 100 мл дистиллированной воды). Фасовка не менее 1000 мл. 1 литр".
Согласно статье части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 "323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об ООЗГ в РФ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу части 4 статьи 38 Закона об ООЗГ в РФ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий".
Как следует из регистрационного удостоверения N РЗН 2013/775 от 23.03.2015 ООО "Эргопродакшн" производит следующие реагенты, включенные в ТЗ, Альциановый синий pH 2,5, Метиленовый синий, декальцинирующий электролитный раствор.
Доказательств того, что реагенты иных производителей включены в Государственный реестр изделий медицинского назначения, заказчиком на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не представлено.
Кроме того, как следует из содержания Спецификации Заказчиком в один лот объединены товары, относящиеся к изделиям медицинского назначения, подлежащие регистрации на территории Российской Федерации (позиции 1-5 Спецификации), и товары, не являющиеся изделиями медицинского назначения (позиции 6-8 Спецификации).
Учитывая изложенное, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что включение Заказчиком в одну закупку требований к поставке товаров, производимых широким кругом производителей и эксклюзивных товаров, выпускаемых только одним производителем ООО "ЭргоПродакшн" с регистрационным удостоверением, носят необъективный характер, влекут за собой ограничение количества участников закупки, нарушают требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, частей 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "МедТехника" на действия Заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
ПРЕДПИСАНИЕ N 277-ж/2016
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
19 апреля 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии: "_" - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов
Комиссии: "_" - специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
"_" -
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 19.04.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "Медтехника" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку реактивов для патологоанатомического отделения (извещение N 0169300000116001302) (далее - Аукцион) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. МБУЗ ГКБ N 6 с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" не заключать контракт по итогам проведения Аукциона;
2. Аукционной комиссии в срок до 29.04.2016 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, и передать указанное решение в Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска для размещения на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок и направления ООО "РТС-тендер";
3. МБУЗ ГКБ N 6 в срок до 29.04.2016 (включительно) принять решение об отмене Аукциона и передать указанное решение в Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска для размещения на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок и направления ООО "РТС-тендер";
4. Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска в срок до 04.05.2016 разместить сведения о принятом Аукционной комиссией решении, указанном в пункте 2 настоящего предписания, а также решении Заказчика об отмене Аукциона на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок и направить ООО "РТС-тендер";
5. ООО "РТС-тендер" с 23.04.2016 обеспечить Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска, МБУЗ ГКБ N 6, Аукционной комиссии возможность исполнения пунктов 1-4 настоящего предписания;
6. МБУЗ ГКБ N 6 в подтверждение исполнения предписания в срок до 06.05.2016 (включительно) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно: копию решения заказчика об отмене Аукциона с отметкой о передаче указанного решения в Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска.
7. Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска в подтверждение исполнения предписания в срок до 06.05.2016 (включительно) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно: копию решения Аукционной комиссии об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, доказательства размещения сведений о решениях Заказчика и Аукционной комиссии на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок и направления ООО "РТС-тендер".
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 апреля 2016 г. N 277-Ж/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016