Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
N 1903-ФАС52-07/15 (опубликовано 3 марта 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 17 февраля 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03 марта 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
Шумилова Н.Е. |
- |
член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело N1903-ФАС52-07/16, возбужденное в отношении Публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" (сокращенное наименование - ПАО "ВымпелКом") (юридический адрес: 127083, г. Москва, ул. Восьмого марта, д.10, стр.14; Нижегородский филиал: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Кулибина, д.3), ООО "Регион" (юридический адрес: 603000, г.Н.Новгород, ул.Костина, д.4) по заявлению потребителя рекламы С. по признакам нарушения пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" в присутствии заявителя и представителя ПАО "ВымпелКом" по доверенности от 11.01.2016 N01/2016 - Хохловой Н.М., установила:
Потребитель рекламы С. обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области с заявлением по факту распространения на объектах наружной рекламы города Нижнего Новгорода рекламы ПАО "ВымпелКом": "Прощай роуминг! Между Нижним Новгородом и Москвой на тарифе "Всё за 300" 0850 / beeline.ru_После исчерпания пакета мобильного интернета подключаются дополнительные пакеты - 20 руб за каждые 100 Мбайт_".
По мнению заявителя, рекламное сообщение тарифного плана "Всё за 300" вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно наличия в рекламе утверждении "дополнительные пакеты - 20 руб за каждые 100 Мбайт", поскольку фактически условия тарифа "Все за 300" предусматривают возможность подключения дополнительных пакетов скоростного трафика из расчета 20 руб. за каждые 50 Мбайт, пока не обновится основной пакет интернета.
Усмотрев в действиях рекламодателя - ПАО "ВымпелКом", признаки нарушения требований законодательства о рекламе, Нижегородское УФАС России возбудило дело N1903-ФАС52-07/15.
Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
15.12.2015 на фасаде торгового центра "Республика", расположенного по адресу: 603002, г. Нижний Новгород, пл. Революции, д.9, С. выявлена реклама следующего содержания: "Прощай роуминг! Между Нижним Новгородом и Москвой на тарифе "Всё за 300" 0850 / beeline.ru Билайн Тариф для физических лиц. Абонентская плата списывается ежемесячно в день перехода на тариф и включает в себя пакет минут, СМС и мобильного интернета. Пакет мобильного интернета не действует на территории Камчатского края, Магаданской обл., Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Республики Крым и г. Севастополь. После исчерпания пакета мобильного интернета подключаются дополнительные пакеты - 20 руб за каждые 100 Мбайт. Подробнее об условиях тарифа, составе, объеме, зоне действия и порядке расходования включенных в пакет услуг на сайте www.beeline.ru".
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По смыслу пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объектом рекламирования, в том числе является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
С учетом изложенного, выявленное заявителем сообщение является рекламой, поскольку соответствует вышеприведенному определению, адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования - услугам ПАО "ВымпелКом".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В материалах дела находится Акт осмотра официального сайта ПАО "ВымпелКом", составленный специалистами Нижегородским УФАС России 22.12.2015. Данным актом зафиксировано, что информация о тарифе "Все за 300", содержащаяся в разделе "Тарифы", включает сведения: "Когда 6 ГБ закончится, для вас автоматически подключается услуга "Автопродление скорости".
При этом ссылка "Автопродление скорости" активна, при нажатии открывается страница, где указано: "дополнительный пакет трафика на высокой скорости 50 Мб Подключение дополнительного пакета 20 руб. Плата за подключение дополнительного пакета взимается только при исчерпании скоростного трафика, за каждые скачанные 50 Мбайт".
Аналогичное содержится в выписке тарифного плана "Всё за 300", полученной заявителем в офисе компании "ВымпелКом" в торговом центре "Седьмое небо", находящемся по адресу: 603086, г. Нижний Новгород, ул. Бетанкура, д.1, а именно: "После исчерпания пакета, скорость мобильного интернета не изменятся, подключаются дополнительные пакеты скоростного трафика: 20 руб. за каждые 50 Мбайт, пока не обновится основной пакет интернета".
В рамках рассмотрения дела установлено, что рекламное сообщение "Прощай роуминг! Между Нижним Новгородом и Москвой на тарифе "Всё за 300" 0850 / beeline.ru_После исчерпания пакета мобильного интернета подключаются дополнительные пакеты - 20 руб за каждые 100 Мбайт_" размещалось оператором связи с сентября по 30 декабря 2015 года.
Согласно выписке из распоряжения ПАО "ВымпелКом" от **.**.2015 N* с 08.12.2015 внесены изменения в параметры опций "Автопродление скорости" и "Продли скорость" во всех филиалах Приволжского региона"
В Приложении N1 к Распоряжению приведены изменения размера трафика и цены для услуг "Автопродление скорости" и "Продли скорость", а именно:
|
Волга |
|||
Было |
Стало |
|||
Трафик, Гб |
Цена |
Трафик |
Цена |
|
Автопродление скорости |
0,100 |
20 |
0,050 |
20 |
Продли скорость 1 |
1 |
75 |
1 |
100 |
Продли скорость 2 |
5 |
150 |
5 |
200 |
Таким образом, в период с сентября 2015 года по 07.12.2015 включительно рекламируемые условия предоставления услуги "Автопродление скорости" соответствовали действительности.
В период с 08.12.2015 по 15.12.2015 (дату выявления рекламы) - действительные параметры опции "Автопродление скорости" не соответствовали заявленным в рекламе.
Следовательно, в рекламе услуг связи ПАО "ВымпелКом" с информацией "дополнительные пакеты - 20 руб. за каждые 100 Мбайт" содержатся не соответствующие действительности сведения о потребительских свойствах услуги. Таким образом, рассматриваемая реклама ПАО "ВымпелКом" является недостоверной, вводит потребителей в заблуждение относительно условий использования интернет-трафика, что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Информации о том, в течение какого периода времени размер включенного пакета интернет-трафика в опции "Автопродление скорости" будет составлять 100 Мбайт, является существенным условием. Таким образом, отсутствие сведений о времени действия условий опции приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг ПАО "ВымпелКом".
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что рекламное сообщение "Прощай роуминг! Между Нижним Новгородом и Москвой на тарифе "Всё за 300" 0850 / beeline.ru_После исчерпания пакета мобильного интернета подключаются дополнительные пакеты - 20 руб за каждые 100 Мбайт_" нарушает требования пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
В рассматриваемом случае рекламодателем рекламного сообщения является ПАО "ВымпелКом".
Работы по изготовлению и размещению рекламы осуществлялись на основании Договора от **.**.2015 N*, заключенного между ПАО "ВымпелКом" и ООО "Регион" (юридический адрес: 603000, г.Н.Новгород, ул.Костина, д.4).
Выявленное потребителем рекламное сообщение изготовлено и размещено на основании Дополнительного соглашения от **.**.2015 N* к названному Договору.
Впоследствии Дополнительным соглашением от **.**.2015 N* предусмотрены изготовление, доставка и монтаж новой рекламной продукции, в том числе по адресу: 603002, г. Нижний Новгород, пл. Революции, д.9, ТЦ "Республика". Указанные работы должны были быть выполнены в срок до 07.12.2015.
При этом Акт приемки работ N* составлен сторонами только 30.12.2015.
Следовательно, ответственность за данное нарушение несет оператор связи.
На основании изложенного, реклама ПАО "ВымпелКом", распространенная оператором связи на пластиковом щите внешней стеклянной стены здания торгового центра "Республика" в период с 08.12.2015 по 15.12.2015, противоречит требованиям пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В письменных пояснениях по делу ответчик не признал факт нарушения рекламного законодательства. Общество полагает, что объектом рекламирования являлась только стоимость услуг на тарифе "Всё за 300" при нахождении абонентов в Москве и Нижнем Новгороде.
Указанная позиция ответчика Комиссией признана несостоятельной, поскольку потребитель воспринимает рекламу целиком, а не в какой-либо ее части.
Как следствие, указание в рекламе несоответствующих действительности сведений и отсутствие части существенной информации об условиях предоставления интернет-трафика формирует у потребителя ошибочное представление о характеристиках тарифа "Все за 300".
В связи с тем, что на момент вынесения решения ПАО "ВымпелКом" прекратило распространение данной рекламы на рекламной конструкции на фасаде торгового центра "Республика", расположенного по адресу: 603002, г. Нижний Новгород, пл. Революции, д.9, Комиссия Нижегородского УФАС России считает нецелесообразным выдавать ПАО "ВымпелКом" предписание об устранении выявленного нарушения.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ПАО "ВымпелКом" на фасаде торгового центра "Республика", расположенного по адресу: 603002, г. Нижний Новгород, пл. Революции, д.9, в период с 08.12.2015 по 15.12.2015, поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В. Смирнов
Члены Комиссии О.Ю. Швецова
Н.Е. Шумилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области N 1903-ФАС52-07/15 (опубликовано 3 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016