Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
N 08-09/2016 (опубликовано 14 февраля 2016 г.)
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Сахалинское УФАС России) 28.01.2016 (вх. N 235-э) поступила жалоба на действия конкурсной комиссии ГУСП "Совхоз Корсаковский" (далее - Ответчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме по выбору организации на право заключения договора на выполнение изыскательских работ для нужд ГУСП "Совхоз Корсаковский", номер извещения: N СОМ11011600002.
Заявитель считает, что конкурсная комиссия приняла решение об отклонении заявки Заявителя незаконно по причине "Содержит не все документы, затребованные документацией к данному запросу предложений, а именно отсутствуют копии трудовых книжек, копии дипломов представлены не на всех работников.
В ходе рассмотрения материалов проверки установлено следующее.
Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Совхоз Корсаковский" зарегистрировано в межрайонной ФНС N 5 по Сахалинской области за ИНН 6504016811, ОГРН 1026500783396 и расположено по адресу: Сахалинская область, Корсаковский район, с. Чапаево, ул. Корсаковская, 21.
ГУСП "Совхоз Корсаковский" 25.01.2015 года объявил открытый запрос предложений в электронной форме N ДВ 16/1-1 (СОМ 11011600002) по выбору организации на право заключения договора на выполнение изыскательских работ для нужд ГУСП "Совхоз Корсаковский".
На сайте торговой площадке www.roseltorg.ru размещено извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме N ДВ 16/1-1 (СОМ 11011600002) по выбору организации на право проведения инженерных изысканий для целей разработки проектной и рабочей документации для строительства двух объектов: Молочно-товарная ферма крупного рогатого скота на 1000 голов в с. Раздольное и Жилой поселок с индивидуальной жилой застройкой на 20 домов в с. Раздольное для нужд ГУСП "Совхоз Корсаковский".
При этом в нарушении требований пп. 1, пп. 3 ч. 10 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 заказчик не разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru положение о закупке заказчика, а также извещение о проводимом запросе предложений.
18.01.2016 комиссией был опубликован протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений, согласно которому по окончанию срока подачи заявок до 10 часов 00 минут (время Владивосток) 11.01.2016 было подано 2 предложения от участников: 1. АЛ "Сахалинский трест инженерно-строительных изысканий", 2. ООО "Экостандарт - Технические решения", 3. ООО "Геосфера".
Рассмотрев заявки на участие в запросе предложений комиссия заказчика допустила к участию лишь одну заявку АО "Сахалинский трест инженерно-строительных изысканий". Заявка ООО "Экостандарт - Технические решения" отклонена по причине отсутствия в составе заявки документов, установленных как обязательные конкурсной документацией. Заявка ООО "Геосфера" также была отклонена, поскольку участник состоит в реестре недобросовестных поставщиков.
Согласно Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.
Пункт 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" гласит, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупках).
Федеральный закон N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупки товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйствующими обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятидесяти процентов.
Так, в ходе рассмотрения дела Комиссия антимонопольного органа ознакомившись с заявками участников запроса предложений, установила следующее.
Согласно п. 16 Извещения о проведении открытого запроса предложений в электронной форме установлены "Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке". Так в п. Б "Подкритерий "Численность работников организаций" оценивается максимально 25 баллами", при этом численность работников организации должна быть подтверждена следующими документами:
1) выписками из трудовых книжек всех работников. Выписка должна включать первую страницу трудовой книжки и страницы, на которых содержаться не менее двух последних записей о работе и следующую за ним страницу;
2) дипломами о профессиональном образовании работников.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупки товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц следует, что заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При формировании требований к участникам закупки организатору не следует указывать такие требования, которые претенденты не смогут документально подтвердить и которые нельзя отнести в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры.
При изучении заявки ООО "Экостандарт - технические решения" Комиссия установила, что в действительности в составе заявки не имелось копий трудовых книжек, это же в ходе рассмотрения подтвердил представитель Заявителя. В заявке Общества имелись копии трудовых договоров первая и последняя страница, а также копии дипломов работников.
Согласно информации представителя Ответчика, на момент рассмотрения дела с победителем открытого запроса предложений заключен договор подряда на выполнение изыскательских работ.
При закупки товаров, работ, услуг в соответствии со статьей 2 Федеральный закон N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующие правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федеральный закон N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц": при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения вносимые в извещение_".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" после 01 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению на официальном сайте, размещаются на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Согласно ч. 1 Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке (утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908), официальным сайтом Правительства Российской Федерации для размещения государственного заказа является сайт www.zakupki.gov.ru, так же данная статья определяет порядок размещения информации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Как следует из материалов дела, то Положение о закупке ГУСП "Совхоз Корсаковский" утверждено 19.03.2015 N 1/03.15 директором предприятия П.В. Фуфалько, однако до настоящего времени указанное Положение на официальном сайте в тети Интернет - www.zakupki.gov.ru не опубликовано, что подтверждается скриншотом с официального сайта.
Таким образом, неопубликованное Положение о закупке ГУСП "Совхоз Корсаковский", а также извещения о проведении запроса предложений нарушает права неопределенного круга лиц из числа участников закупки, посягает на принципы информационной открытости закупки, а также принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению участникам закупки.
С учетом изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев материалы дела N 08-09/2016, руководствуясь частью 20 статьей 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 51 Закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Экостандарт Технические решения" в части доводов о незаконном отклонении в участии в открытом запросе предложений - необоснованной.
2. Признать ГУСП "Совхоз Корсаковский" нарушившими требования части 5 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. В соответствии с п. "г", п. "з", ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Сахалинское УФАС России оставляет за собой право обратиться в Арбитражный суд сахалинской области с исковым заявлением о нарушении ГУСП "Совхоз Корсаковский" антимонопольного законодательства, расторжения договора и признания торгов недействительными.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области N 08-09/2016 (опубликовано 14 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016