Я, <_> заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, рассмотрев протокол и материалы дела N 26А-04/16 об административном правонарушении, возбуждённого в отношении Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства (далее - ММПКХ), расположенного по адресу: 456785, Челябинская область, г. Озерск, ул. Матросова, д. 44; ИНН 7422000570, КПП 741301001, ОГРН 1027401181906 (дата присвоения ОГРН - 25.11.2002), по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отсутствие законного представителя ММПКХ, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, с участием защитника <_> (на основании доверенности от 01.04.2016 N 53/16), установила:
15.05.2015 <_> (далее - Заявитель) подана заявка в ММПКХ на технологическое присоединение энергопринимающего устройства - щита учета жилого дома, расположенного по адресу: <_>
В заявке от 15.05.2015 указаны следующие характеристики энергопринимающего устройства:
- максимальная мощность 5 кВт;
- уровень напряжения 0, 38 кВ;
- количество точек присоединения - 1;
- характер нагрузки - бытовой;
-заявляемый уровень надежности - III категория.
15.06.2015 ММПКХ направило в адрес Заявителя проект договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор), проект технических условий для присоединения к электрическим сетям ММПКХ от 15.06.2015 N 04-03/3353 (далее - Технические условия), в которых в качестве энергопринимающего устройства заявителя указана ЛЭП-0,4 кВ для электроснабжения земельного участка по адресу: Челябинская область, г. Озерск, д. Новая Теча, в 100 м на юго-восток от земельного участка по ул. Рябиновая, 24. В качестве точки присоединения в технических условиях указана опора N 12 ВЛ-0,4 кВ ф. 2 ТП-113. Пункт 5 договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет два года со дня заключения настоящего договора.
Техническими условиями к договору на Заявителя возложены следующие мероприятия:
- разработка проектной документации электроснабжения земельного участка по адресу: <_> согласно действующих норм проектирования, СНиП, ПУЭ;
- согласование проектной документации с ММПКХ;
- выполнение монтажных, пусконаладочных работ и приемосдаточных испытаний для осуществления электроснабжения земельного участка по адресу: <_> согласно разработанной проектной документации и настоящим техническим условиям;
- перед включением электроустановок в работу, предоставить акты проведения приемосдаточных испытаний и пусконаладочных работ смонтированного электрооборудования;
- монтируемое электрооборудование должно быть заводского изготовления, иметь необходимые сертификаты (паспорта);
- в проектной документации предусмотреть: установку ограничителя мощности и пункта коммерческого учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности сетей; класс точности приборов учета не ниже 1,0, в случае применения трансформаторов тока класс точности последних не ниже 0,5;
- заключение договора энергоснабжения с энергосбытовой организацией.
На сетевую организацию техническими условиями были возложены следующие мероприятия:
- присоединение ЛЭП-0,4кВ, для энергоснабжения земельного участка по адресу: <_> к проводам на опоре N 12 ВЛ-0.4кВ ф. 2 ТП-113.
30.06.2015 указанный проект договора и технических условий были получения Заявителем.
07.07.2015 Заявителем в ММПКХ направлен мотивированный отказ от подписания Договора и Технических условий. В своем мотивированном отказе Заявитель указывает на несоответствие проекта указанного договора и технических условий Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения). В частности выражает несогласие с предложенными сетевой организацией точкой присоединения, сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению, наименованием энергопринимающего устройства, распределением мероприятий по технологическому присоединению между сторонами Договора. Указанный мотивированный отказ был получен сетевой организацией 08.07.2015.
В ответ на мотивированный отказ Заявителя ММПКХ было направлено письмо исх. 13.07.2015 N 01-16-09/3931, которое было получено заявителем в период с 16 по 19 октября 2015 года. Указанным письмом сетевая организация сообщила о том, что в Договоре и Технических условиях указана ближайшая точка присоединения: опора N 12 ВЛ-0,4 кВ ф.2 ТП-113. Указала, что ММПКХ не может профинансировать работы, необходимые для проведения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, до границ участка Заявителя, так как на расчетные счета сетевой организации судебным приставом-исполнителем обращено взыскание по исполнительным листам, выданным Арбитражным судом Челябинской области, все денежные средства организации идут в счет погашения задолженности по указанным исполнительным листам. Считает, что выполнение мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям сетевой организацией может рассматриваться как противодействие вступившему в законную силу решению суда. Заявителю предложено еще раз пересмотреть предложенные условия Договора с исправленной опечаткой в пункте 5, Технические условия с исправлением адреса.
К письму ММПКХ исх. 13.07.2015 N 01-16-09/3931 приложило проект Договора, проект Технических условий. В пункт 5 проекта Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению исправлен с двух лет до шести месяцев со дня заключения настоящего договора. В качестве точки присоединения в Технических условиях и Договоре указана опора N 12 ВЛ-0,4 кВ ф. 2 ТП-113. В качестве энергопринимающего устройства заявителя в Технических условиях указана ЛЭП-0,4 кВ для электроснабжения земельного участка по адресу: <_>
В проекте Технических условий исправлен адрес объекта с "<_>" на "<_>". В остальном Договор и Технические условия в части распределения мероприятий по технологическому присоединению между сторонами остались без изменений.
20.10.2015 Заявителем в ММПКХ направлен мотивированный отказ N 2 от подписания Договора и Технических условий. В своем мотивированном отказе N 2 Заявитель указывает на несоответствие проекта указанного Договора и Технических условий Правилам присоединения. Выражает несогласие с предложенными сетевой организацией точкой присоединения, наименованием энергопринимающего устройства, распределением мероприятий по технологическому присоединению между сторонами договора. Указанный мотивированный отказ N 2 был получен сетевой организацией 23.10.2015 и оставлен ММПКХ без ответа.
18.01.2016 Заявитель обратился в Челябинское УФАС России с заявлением на действия ММПКХ, выразившиеся в навязывании заявителю невыгодных для него условий договора, нарушении порядка заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В своем заявлении <_> указывает на нарушение ММПКХ Правил присоединения в части распределения между Заявителем и сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению, нарушения сроков ответа на мотивированный отказ от заключения договора, отказа от приведения договора и технических условий в соответствии Правилами присоединения при получении мотивированного отказа, навязывания Заявителю обязательств, не предусмотренных указанными Правилами.
На момент подачи заявления в Челябинское УФАС России сетевая организация проект договора и технических условий, приведенных в соответствие с Правилами присоединения, Заявителю не направила.
В рамках рассмотрения заявления Челябинским УФАС России в адрес Заявителя, ММПКХ были направлены запросы о предоставлении сведений, связанных с обстоятельствами, изложенными в заявлении.
Письмом вх. от 02.02.2016 N 1195 Заявитель представил документы, запрошенные Челябинским УФАС России, и пояснил, что ответ ММПКХ исх. 13.07.2015 N 01-16-09/3931 на мотивированный отказ почтой не получал, получил указанный ответ лично в приемной директора ММПКХ, о чем имеется запись в журнале исходящей корреспонденции ММПКХ.
Письмом вх. от 05.02.2016 N 1388 ММПКХ представило в Челябинское УФАС России копии заявления и заявки <_> на осуществление технологического присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети ММПКХ, с приложением копий свидетельства о государственной регистрации права собственности, схемы расположения земельного участка и паспорта Заявителя, копии письма от 13.07.2015 N 01-16-09/3931, копии Договора и Технических условий, копии мотивированного отказа N 2 от 20.10.2015 от подписания договора N 38/15-ЮР от 15.06.2015, копии распоряжения о приеме на работу от 20.12.2013, копии свидетельства о внесение записи в ЕГРЮЛ, копии устава ММПКХ. Сетевая организация указала, что Заявитель не является субъектом Правил присоединения в силу пункта 2 (2) указанных правил, так как земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Озерск, д. Новая Теча в 100 м на юго-восток от земельного участка по ул. Рябиновая, 24, принадлежащий Заявителю, не расположен на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В связи с изложенным ММПКХ считает заявление <_> от 18.01.2016 необоснованным. Кроме того, сетевая организация указала на отсутствие достаточных финансовых ресурсов для прокладки новых линий электрических сетей в связи с обращением взыскания судебными приставами-исполнителями на расчетные счета ММПКХ, в подтверждении чего приложены справки из кредитных организаций.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно пункту 25(1) Правил присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Согласно заявке <_> от 15.05.2016, абзаца 2 пункта 1 проекта Договора максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 5 кВт.
Из указанного пункта следует, что Заявитель относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения (заявитель - физическое лицо, максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет не более 15 кВт включительно).
Таким образом, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению по договору с Заявителем должны быть распределены в соответствии с Правилами присоединения следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с заявкой <_> от 15.05.2015 к технологическому присоединению заявлялось энергопринимающее устройство "щит учета жилого дома", расположенное по адресу: <_> Из обращения от 18.01.2016 вх. N 120, мотивированных отказов Заявителя следует, что ЛЭП-0,4 кВ у <_> не имеется, указанные в первых шести абзацах пункта 11 проекта технических условий от 15.06.2015 обязанности предполагают выполнение Заявителем мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка, на котором расположено энергопринимающее устройство Заявителя, заявленные к подключению. Указанные доводы Заявителя не оспариваются сетевой организацией в ответе ММПКХ на запрос Челябинского УФАС России от 27.01.2016 N 822/04, которым сетевой организации было предложено, в том числе, изложить свое мнение по обращению Заявителя. Более того, в своем письме исх. 13.07.2015 N 01-16-09/3931 ММПКХ подтверждает, что включило в проекты договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и технических условий от 15.06.2015 N 04-03/3353 положения, предполагающие выполнение Заявителем мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям до границ участка Заявителя, потому как сама сетевая организация указанные мероприятия выполнить не сможет в связи с обращением взыскания на все денежные средства, имеющиеся на ее расчетных счетах.
Таким образом, проект договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с проектом технических условий для присоединения к электрическим сетям ММПКХ от 15.06.2015 N 04-03/3353 (направленных/полученных) не соответствует пунктам 16.3, 25.1 Правилам присоединения.
Согласно абзацам 15, 16 пункта 15 Правил присоединения в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
Проекты договора и технических условий от 15.06.2015 были получены Заявителем 30.06.2015, что не оспаривается сетевой организацией во мнении вх. от 05.02.2016 N 1388 по заявлению <_> 07.07.2015 Заявителем направлен мотивированный отказ от подписания договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и приложения к нему, что подтверждается копией уведомления о вручении и не оспаривается ММПКХ. Таким образом, мотивированный отказ от подписания договора от 15.06.2015 был направлен заявителем в пределах 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий. Указанный мотивированный отказ был получен ММПКХ 08.07.2015, что подтверждается копией уведомления о вручении и не оспаривается сетевой организацией.
В соответствии с абзацем 18 пункта 15 Правил присоединения в случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
В ответ на мотивированный отказ Заявителя ММПКХ было направлено письмо исх. 13.07.2015 N 01-16-09/3931 с приложением проекта Договора с исправленной опечаткой в пункте 5 договора и Технических условий с исправлением адреса, которое было получено заявителем в период с 16 по 19 октября 2015 года, что не оспаривается ММПКХ. Доказательств получения указанного письма Заявителем в другой период, чем указано обращении от 18.01.2016, сетевой организацией не представлено. Указанным письмом Заявителю предлагается еще раз пересмотреть предложенные условия Договора с исправленной опечаткой в пункте 5 (срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению исправлен с двух лет до шести месяцев со дня заключения договора), Технические условия с исправлением адреса (в качестве точки присоединения в технических условиях и договоре указана опора N 12 ВЛ-0,4 кВ ф. 2 ТП-113. В качестве энергопринимающего устройства заявителя в технических условиях указана ЛЭП-0,4 кВ для электроснабжения земельного участка по адресу: <_>). Иных изменений в проект Договора и Технических условий ММПКХ внесено не было.
Таким образом, проекты Договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и Технических условий от 15.06.2015 N 04-03/3353, направленные заявителю письмом исх. от 13.07.2015 N 01-16-09/3931, не были приведены сетевой организацией в соответствие с пунктами 16.3, 25.1 Правилам присоединения.
20.10.2015 Заявителем в ММПКХ направлен мотивированный отказ N 2 от подписания Договора и Технических условий, полученных в период с 16 по 19 октября 2015 года. Таким образом, мотивированный отказ от подписания Договора был направлен заявителем в пределах 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий. Указанный мотивированный отказ был получен ММПКХ 23.10.2015, что подтверждается копией уведомления о вручении и не оспаривается сетевой организацией.
В нарушение абзаца 18 пункта 15 Правил присоединения сетевая организация после получения мотивированного отказа N 2 по день составления настоящего протокола не привела проект договора в соответствие с Правилами присоединения и не представила заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Согласно абзацу 2 пункта 19 Правил присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
В соответствии с разъяснениями ФАС России от 06.06.2014 "По вопросу распределения обязательств сторон по договору об осуществлении технологического присоединения" положения абзаца второго пункта 19 Правил запрещают навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами. Включение в направленный и подписанный сетевой организацией проект договора технологического присоединения условий об обязанностях заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка противоречит Правилам и является действием по навязыванию невыгодных условий договора. Неприведение условий договора в соответствие с действующим законодательством по полученным разногласиям в установленный срок и ненаправление ответа на возражения заявителя является продолжением противоправного поведения.
Таким образом, действия ММПКХ, выразившиеся во включении в проекты договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и технических условий от 15.06.2015 N 04-03/3353 обязанностей заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка, неприведении условий договора в соответствие с действующим законодательством по полученному мотивированному отказу заявителя и ненаправлении приведенных в соответствии с Правилами присоединения проекта договора и технических условий в адрес Заявителя, представляют собой навязывание заявителю обязательств, не предусмотренных Правилами присоединения, что запрещено пунктом 19 указанных Правил.
Не принимается довод ММПКХ о том, что Заявитель не является субъектом Правил присоединения, так как действие указанных Правил не распространяется на случаи присоединения энергопринимающих устройств, расположенных не на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества.
В соответствии с пунктом 2(2) Правил присоединения действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил присоединения настоящие Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Абзацем 1 пункта 2 Правил присоединения предусмотрено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 1, абзацем 1 пункта 2 и пунктом 2 (2) Правил присоединения действие указанных правил распространяется на все случаи присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.
Не принимается довод ММПКХ о том, что в настоящее время ММПКХ не обладает достаточными финансовыми ресурсами для прокладки новых линий электрических сетей, в связи с тем, что на все денежные средства, имеющиеся и поступающие на расчетные счета ММПКХ, обращено взыскание судебными приставами-исполнителями. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов для прокладки новых линий электрических сетей не предусмотрено Правилами присоединения в качестве основания для освобождения сетевой организации от обязанностей и запретов, предусмотренных пунктами 15, 16.3, 19, 25.1 Правил присоединения.
Таким образом, у ММПКХ отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения положений Правил присоединения, а именно направить в ответ на мотивированный отказ N 2 в адрес <_> приведенный в соответствии с пунктами 15, 16.3 Правил присоединения проект договора и технических условий, тем самым прекратить навязывание Заявителю выполнение мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка Заявителя, однако ММПКХ не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение Правил присоединения.
ММПКХ не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований Правил присоединения.
Таким образом, действия ММПКХ, выразившиеся в ненаправлении в ответ на мотивированный отказ N 2 в адрес <_> приведенный в соответствии с пунктами 15, 16.3 Правил присоединения проект Договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и Технических условий от 15.06.2015 N 04-03/3353, тем самым навязывании Заявителю выполнение мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка Заявителя, являются нарушением пунктов 15, 16.3, 19, 25.1 Правил присоединения.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29.06.2015 N 28/4 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 19 декабря 2013 г. N 58/9" для ММПКХ утвержден тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2016 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ММПКХ, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
10.01.2016 в статью 14.31 КоАП РФ введены изменения, а именно: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа.
С 10.01.2016 начала действовать новая редакция статьи 9.21 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
С учетом изменений, внесенных в КоАП РФ, вступивших в силу 10.01.2016, действия ММПКХ, выразившиеся в нарушения пунктов 15, 16.3, 19, 25.1 Правил присоединения, подпадают под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Время совершения административного правонарушения: в период с 10.01.2016 по настоящее время. На момент вынесения настоящего постановления ММПКХ в ответ на мотивированный отказ N 2 в адрес <_> приведенные в соответствии с пунктами 15, 16.3 Правил присоединения проект Договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и Технических условий от 15.06.2015 N 04-03/3353 не направлены.
Место совершения административного правонарушения: 456785, Челябинская обл., г. Озерск, ул. Матросова, д. 44.
Уведомлением от 09.03.2016 N 2702/04 у ММПКХ запрошены сведения о том, направлен ли в адрес <_> проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, приведенный в соответствии с правилами присоединения. Ответ на указанное уведомление ММПКХ не представило.
04 апреля 2016 года на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ по делу N 26А-04/16 об административном правонарушении начальником отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России <_> в отношении ММПКХ составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Законный представитель ММПКХ, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по делу N 26А-04/16, на составление и подписание протокола не явился, направил защитника <_> (на основании доверенности от 01.04.2016 N 53/16), который представил письменные пояснения по делу N 26А-04/16. Согласно указанным пояснениям ММПКХ с административным правонарушением не согласно, так как категория, назначение и местонахождение участка Заявителя исключают его как субъекта Правил присоединения. Заявитель не является членом какого-либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельный участок Заявителя предназначен для ведения садоводства и не расположен на территории какого-либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Также защитником даны пояснения о том, что ММПКХ не было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих указанные в протоколе нарушения, что нарушает часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции. Защитник указывает на отсутствие у ММПКХ технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя в связи с превышением максимальной мощности трансформаторной подстанции, расположенной в деревне Новая Теча.
Определением от 05.04.2016 исх. N 3858/04 рассмотрение дела N 26А-04/16 об административном правонарушении в отношении ММПКХ назначено на 05 мая 2016 года в 15 часов 30 минут.
Законный представитель ММПКХ, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела N 26А-04/16 об административном правонарушении, на рассмотрение дела N 26А-04/16 не явился, направил защитника <_> (на основании доверенности от 01.04.2016 N 53/16), который представил письменные пояснения по делу N 26А-04/16 от 05.05.02016 исх. N 01-16-09/1858. Согласно указанным пояснениям ММПКХ 08.04.2016 обратилось с письмом о представлении справочной информации к ФГУП "ПО "Маяк" о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения дополнительных нагрузок к электрическим сетям, подключенным к ЦРП-4 ФГУП "ПО "Маяк". Последнее в письме от 12.04.2016 N 193-531/757 сообщило об отсутствии свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности до 35кВ и выше к ЦРП-4 110/6 ФГУП "ПО "Маяк". В связи с чем у ММПКХ отсутствует техническая возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, что является основанием для отказа в заключении договора с <_> и осуществлении технологического присоединения. Защитник на рассмотрении дела поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях 05.05.02016 исх. N 01-16-09/1858.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям определен в Правилах присоединения.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29.06.2015 N 28/4 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 19 декабря 2013 г. N 58/9" для ММПКХ утвержден тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2016 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ММПКХ, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Материалами дела установлено, что ММПКХ не исполнена возложенная на него Правилами присоединения обязанность по направлению в ответ на мотивированный отказ N 2 в адрес <_> приведенного в соответствии с пунктами 15, 16.3 Правил присоединения проекта Договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и Технических условий от 15.06.2015 N 04-03/3353, тем самым продолжается навязывание Заявителю выполнения мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка Заявителя.
По состоянию на 10.01.2016 ММПКХ в ответ на мотивированный отказ N 2 в адрес <_> приведенные в соответствии с пунктами 15, 16.3 Правил присоединения проект Договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и Технических условий от 15.06.2015 N 04-03/3353 не направлены. Действия ММПКХ, выразившиеся в ненаправлении в ответ на мотивированный отказ N 2 в адрес <_> приведенного в соответствии с пунктами 15, 16.3 Правил присоединения проекта Договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и Технических условий от 15.06.2015 N 04-03/3353, навязывание Заявителю выполнение мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка Заявителя, продолжаются по настоящее время.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Следовательно, длительное непрекращающееся невыполнение (ненадлежащее выполнение) сетевой организацией предусмотренных законом обязанностей, выраженное в ненаправлении в ответ на мотивированный отказ N 2 в адрес <_> приведенный в соответствии с пунктами 15, 16.3 Правил присоединения проект Договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и Технических условий от 15.06.2015 N 04-03/3353, тем самым навязывании Заявителю выполнение мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка Заявителя, является длящимся правонарушением.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
29.02.2016 решением Челябинского УФАС России об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что действия ММПКХ, выразившиеся в нарушения пунктов 15, 16.3, 19, 25.1 Правил присоединения, подпадают под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, материалы дела были переданы должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении. Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения ММПКХ к административной ответственности следует исчислять с 29.02.2016.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно пункту 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" форма вины (статья 2.2 КоАП РФ) юридического лица в КоАП РФ не выделяется. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
ММПКХ не предприняты действия по направлению в ответ на мотивированный отказ N 2 в адрес <_> приведенного в соответствии с пунктами 15, 16.3 Правил присоединения проекта Договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и Технических условий от 15.06.2015 N 04-03/3353, прекращению навязывания Заявителю выполнения мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка.
Доводы ММПКХ о том, что Заявитель не является субъектом Правил присоединения, так как действие указанных Правил не распространяется на случаи присоединения энергопринимающих устройств, расположенных не на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, о том, что категория, назначение и местонахождение участка Заявителя исключают его как субъекта Правил присоединения. Заявитель не является членом какого-либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельный участок Заявителя предназначен для ведения садоводства и не расположен на территории какого-либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, не могут быть принят во внимание. В соответствии с пунктом 1, абзацем 1 пункта 2 и пунктом 2 (2) Правил присоединения действие указанных правил распространяется на все случаи присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.
Не принимается довод ММПКХ о том, что в настоящее время ММПКХ не обладает достаточными финансовыми ресурсами для прокладки новых линий электрических сетей, в связи с тем, что на все денежные средства, имеющиеся и поступающие на расчетные счета ММПКХ, обращено взыскание судебными приставами-исполнителями. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов для прокладки новых линий электрических сетей не является основанием, предусмотренным Правилами присоединения, для освобождения сетевой организации от обязанностей, предусмотренных пунктами 15, 16.3, 19, 25.1 Правил присоединения.
Не могут быть приняты доводы ММПКХ о том, что ММПКХ не было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих указанные в протоколе нарушения, что нарушает часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, так как в соответствии с частью 2 статьи 39.1 указанного закона предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с вступлением в силу изменений, внесенных в статью 10 Закона "О защите конкуренции" Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, с 05.01.2016 не могут расцениваться как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьей 10 Закона о защите конкуренции. Таким образом, действия ММПКХ, выразившиеся в нарушения пунктов 15, 16.3, 19, 25.1 Правил присоединения, не являются нарушением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. С учетом изменений, внесенных в КоАП РФ, вступивших в силу 10.01.2016, действия ММПКХ, выразившиеся в нарушения пунктов 15, 16.3, 19, 25.1 Правил присоединения, подпадают под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ. КоАП РФ не предусматривает выдачи в ходе производства по делу об административном правонарушении предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения.
Не могут быть приняты доводы ММПКХ об отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, что, по мнению ММПКХ, является основанием для отказа в заключении с ним договора на осуществление технологического присоединения. О том, что сведениями, содержащимися в ответе ФГУП "ПО "Маяк" от 12.04.2016 N 193-531/757 на письмо о представлении справочной информации ММПКХ от 08.04.2016, согласно которым отсутствует свободная для технологического присоединения потребителей трансформаторная мощность до 35кВ и выше к ЦРП-4 110/6 ФГУП "ПО "Маяк".
В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
<_> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, а, следовательно, ММПКХ обязано заключить с ним договор независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя.
У ММПКХ отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения положений Правил присоединения, а именно для направления в ответ на мотивированный отказ N 2 в адрес <_> приведенного в соответствии с пунктами 15, 16.3 Правил присоединения проекта Договора от 15.06.2015 N 38/15-ЮР и Технических условий от 15.06.2015 N 04-03/3353, прекращения навязывания Заявителю выполнения мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка, однако ММПКХ не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушения Правил присоединения.
ММПКХ не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований Правил присоединения.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения.
Доказательства, свидетельствующие о принятии ММПКХ всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела N 26А-04/16 об административном правонарушении отсутствуют.
Учитывая изложенное, считаю вину ММПКХ в совершенном правонарушении установленной.
Негативным последствием действий (бездействия) ММПКХ явилось фактическое ущемление интересов <_> а также пренебрежительное отношение к положениям Правил присоединения, которыми регламентирован предельный порядок заключения договора об осуществлении технологического присоединения, поэтому в данном случае невозможно применить к административному правонарушению, совершенному ММПКХ, положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при назначении административного наказания юридическому лицу учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, исключающих вину ММПКХ при совершении данного административного правонарушения, дела не выявлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ММПКХ, которые предусмотрены статьей 4.2, не выявлено, не заявлялось.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ММПКХ, которые предусмотрены статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
Оценив обстоятельства совершенного ММПКХ административного правонарушения должностным лицом принято решение о наложении на ММПКХ административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 9.21, 23.48, 29.9 КоАП РФ, постановила:
Признать ММПКХ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Наложить на ММПКХ административный штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа по коду КБК 16111641000016000140, ОКТМО 75701000 на счёт получателя - УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), банк получателя - Отделение Челябинск г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, уникальный номер плательщика 16140201605060442469.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 КоАП РФ (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, просьба направить по факсу: 8 (351) 263-18-39.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 мая 2016 г. N 26А-04/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016