Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 13 апреля 2016 г. N 69-10314-16/7
Резолютивная часть решения оглашена
13.04.2016 г. г.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе: _ (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ОКТАНОЛ" на действия Новокуйбышевского муниципального унитарного пассажирского транспортного предприятия (далее - Заказчик, НМУ ПТП) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку дизельного топлива на 2 квартал 2016 года (Извещение N 31603385292) (далее - Конкурс, Закупка),
в присутствии _
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила:
29.03.2016 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ОКТАНОЛ" на действия НМУ ПТП при проведении Конкурса.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель и Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы:
- в извещении о проведении Конкурса отсутствует информация о месте поставки товара;
- установление Заказчиком требований к опыту работы в сфере предоставления аналогичных услуг не менее 5 лет является необоснованным ограничением конкуренции по отношению к участникам Закупки;
- Заказчиком принято необоснованное решение об отказе ООО "ОКТАНОЛ" в допуске к участию в Закупке;
- в документации о проведении Конкурса отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок;
- протокол рассмотрения конкурсных заявок на сайте http://zakupki.gov.ru/ Заказчиком не размещен.
НМУ ПТП во исполнение уведомления о принятии жалобы к рассмотрению (исх. N 2659/7 от 01.04.2016 г.) представлены письменные пояснения и документы, составленные в ходе организации и проведения Закупки.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. 03.03.2016 г. НМУ ПТП на сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 31603385292 о проведении Конкурса (далее - Извещение).
Одновременно с Извещением, на сайте http://zakupki.gov.ru Заказчиком размещена Документация об открытом конкурсе на право заключения договора на поставку для НМУ ПТП дизельного топлива согласно требованиям ГОСТ Р 52368-2005 сорт С в объеме 170 000 литров на 2 квартал 2016 года (далее - Документация).
Заказчиком выступило Новокуйбышевское муниципальное унитарное пассажирское транспортное предприятие.
Согласно Извещению, предметом Закупки является поставка дизельного топлива на 2 квартал 2016 года.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении субъектов, указанных в данной статье Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, утвержденным ими положением о закупке.
В соответствии пунктом 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а так же иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня его утверждения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что на сайте http://zakupki.gov.ru Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Новокуйбышевского муниципального унитарного пассажирского транспортного предприятия (далее - Положение).
2. Согласно пункту 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны сведения, в том числе о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Комиссией установлено, что в соответствии с извещением о проведении Конкурса, размещенным на сайте http://zakupki.gov.ru поставка дизельного топлива осуществляется на территорию НМУ ПТП. Кроме того, в извещении о проведении Конкурса содержится информация о месте нахождения НМУ ПТП: 446208, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Кирова, д. 8А.
При указанных обстоятельствах, довод ООО "ОКТАНОЛ" об отсутствии в извещении о проведении Закупки сведений о месте поставки товара не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
3. В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Комиссией установлено, что пункт 2.6 Документации "Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке" содержит, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок.
При этом, отсутствие в заголовке пункта 2.6 слов "порядок оценки и сопоставления заявок" не указывает на неисполнение НМУ ПТП обязанности по указанию в документации сведений, предусмотренных пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, довод ООО "ОКТАНОЛ" об отсутствии в Документации порядка оценки и сопоставления заявок является необоснованным.
4. Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 6.8 Положения при проведении торгов заказчик вправе установить квалификационные требования к его участникам, в том числе положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 6.7 Документации при выявлении несоответствия участника закупок требованиям, установленным настоящим разделом, комиссия отказывает участнику закупок в допуске к торгам, а также не вправе выбрать такого участника закупок в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, Заказчик во исполнение положений части 10 статьи 4 Закона о закупках установил требование участнику Закупки о наличии опыта работы в сфере предоставления данных видов услуг не менее 5 лет (пункт 1.3 Документации) с целью минимизации рисков предприятия и отбора наиболее добросовестного поставщика.
Кроме того, указанное требование предъявляется ко всем участникам закупки, в связи с чем, не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию. Установленные НМУ ПТП требования к участникам закупки призваны определить участников, обладающих достаточной квалификацией для поставки товара, являющегося предметом закупки, на уровне, отвечающем законным интересам предприятия и неопределенного круга лиц - конечных потребителей его услуг.
Комиссией установлено, что ООО "ОКТАНОЛ" подана заявка на участие в Закупке.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе N 35 от 24.03.2016 г. ООО "ОКТАНОЛ" отказано в допуске к участию в Закупке, в том числе в связи с несоответствием участника требованиям пункта 1.3 Документации в части отсутствия необходимого опыта.
При этом, с учетом даты регистрации в качестве юридического лица (18.03.2013 г.), ООО "ОКТАНОЛ" не обладает необходимым в соответствии с пунктом 1.3 Документации опытом, в связи с чем НМУ ПТП принято обоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Закупке по указанному основанию.
5. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 8.10.3 Положения в случаях, предусмотренных конкурсной документацией заявка должна содержать информацию о наличии зданий, помещений, оборудования и инвентаря (свидетельства о государственной регистрации прав или договоров аренды на используемое помещение - офис, промышленное помещение, склады). Не предоставление документов, предусмотренных настоящим пунктом, а равно направление заявки на участие в конкурсе не по форме, установленной в конкурсной документации, является основанием для отказа в допуске к участию в Конкурсе соответствующего участника закупок.
Пунктом 1.3 Документации установлено, что участник закупки должен иметь в распоряжении (собственность, аренда и т.п.) автозаправочную станцию с возможностью отпуска топлива - предмета конкурса - при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
При этом, в соответствии с пунктом 2.1 Документации заявка на участие в конкурсе должна содержать документ, подтверждающий наличие у участников закупок автозаправочной станции, необходимой для заправки топливом транспорта Заказчика при возникновении форс-мажорных обстоятельств, с указанием ее месторасположения (адрес) и графиком работы.
В составе заявки на участие в Конкурсе ООО "ОКТАНОЛ" представлена копия договора поставки топлива N 1/14 от 03 марта 2014 г.
Вместе с тем, документ, подтверждающий наличие у ООО "ОКТАНОЛ" автозаправочной станции, в составе заявки Обществом не представлен, что в силу пункта 8.10.3 Положения является основанием для отказа в допуске к участию в Закупке.
Таким образом, довод ООО "ОКТАНОЛ" о необоснованном отказе в допуске к участию в Конкурсе не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
6. В соответствии с пунктом 8.11.2 Положения наименование и адрес каждого участника закупок, конкурсная заявка которого вскрывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения договора, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки конкурсных заявок, объявляются при вскрытии конвертов с заявками и заносятся в протокол вскрытия конвертов с конкурсными заявками.
Согласно пункту 8.12.4 Положения комиссией оформляется протокол рассмотрения конкурсных заявок, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии не позднее дня, следующего за днем окончания рассмотрения конкурсных заявок. Протокол должен содержать сведения об участниках закупок, подавших конкурсные заявки, решение о допуске участника закупок к участию в конкурсе или об отказе в допуске участника закупок к участию в конкурсе. Протокол рассмотрения конкурсных заявок, составленный комиссией, размещается на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола комиссией.
Пунктом 8.13.6 Положения установлено, что результаты оценки и сопоставления конкурсных заявок оформляются протоколом. Протокол подписывается всеми присутствующими членами комиссии не позднее дня, следующего за днем проведения оценки и сопоставления конкурсных заявок.
Таким образом, Положение в рамках осуществления закупки посредством проведения конкурса предусматривает составление Заказчиком трех протоколов: протокола вскрытия конвертов, протокола рассмотрения заявок и протокола подведения итогов.
Вместе с тем, в нарушение пункта 8.12.4 Положения протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе НМУ ПТП не составлялся, на сайте http://zakupki.gov.ru размещен не был.
Однако сведения, предусмотренные пунктом 8.12.4 Положения (сведения об участниках закупок, подавших конкурсные заявки, решение о допуске участника закупок к участию в конкурсе или об отказе в допуске участника закупок к участию в конкурсе), содержатся в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 24.03.2016 г. N 35. Указанный протокол размещен на сайте http://zakupki.gov.ru/ в установленные действующим законодательством сроки.
Таким образом, формальное нарушение Заказчиком пункта 8.12.4 Положения нарушение прав участников Закупки не повлекло, поскольку информация о допуске участников Закупке содержится в протоколе вскрытия конвертов от 24.03.2016 г., в связи с чем предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ОКТАНОЛ" обоснованной по доводу о неразмещении Новокуйбышевским муниципальным унитарным пассажирским транспортным предприятием на сайте http://zakupki.gov.ru протокола рассмотрения заявок.
2. Признать в действиях Новокуйбышевского муниципального унитарного пассажирского транспортного предприятия нарушение пункта 8.12.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Новокуйбышевского муниципального унитарного пассажирского транспортного предприятия.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 апреля 2016 г. N 69-10314-16/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016