Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 12 мая 2016 г. N 73-04-18.1/16
Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 мая 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- <_> - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
- <_> - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <_> - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу N 73-04-18.1/16 ФГУП "Почта России" в лице УФПС Челябинской области - филиал ФГУП "Почта России" (далее - Заявитель) от 29.04.2016 вх. N 5598 на действия (бездействие) ПАО "Челябэнергосбыт" (далее - Заказчик) при проведении запроса цен на право заключения договора оказания услуг по доставке извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт" физическим лицам, проживающим в г. Челябинске (извещение N 31603519813), в присутствии представителей:
Заявителя;
Заказчика,
УСТАНОВИЛА:
06.04.2016 Заказчиком на сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого запроса цен (извещение N 31603519813) на право заключения договора оказания услуг по доставке извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт" физическим лицам, проживающим в г. Челябинске (далее - запрос цен).
21.04.2016 на сайте zakupki.gov.ru размещен протокол по выбору победителя, который датирован 11.04.2016.
29.04.2016 в адрес Челябинского УФАС России поступила жалоба N 73-04-18.1/16 Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса цен.
В своей жалобе Заявитель указал, что в соответствии с извещением о проведении запроса цен подведение итогов должно было быть проведено 13.04.2016. Однако, Заказчик разместил протокол подведения итогов только 21.04.2016, при этом сам протокол датирован 11.04.2016.
Кроме того, Заказчик предъявил к участникам конкурентной процедуры требования, такие как: наличие материально-технической базы, обеспечивающей хранение, сортировку и доставку извещений-квитанций, наличие обученного персонала и опыта выполнения данного вида работ, опыт проведения аналогичных услуг не менее 5 лет; оказание услуг лично, предоставление персонального менеджера. Указанные требования являются неконкретизированными, неясными и несоизмеримыми.
04.05.2016 по результатам проведенного запроса цен на основании протокола по выбору победителя между ПАО "Челябэнергосбыт" и ООО "ГорВодоУслуга" заключен договор оказания услуг по доставке извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт" N 74.
05.05.2016 Комиссия Челябинского УФАС России своим уведомлением N 73-04-18.1/16 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, руководствуясь частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомила Заказчика о поступлении жалобы и о приостановлении проведения запроса предложений.
На заседании Комиссии представитель Заказчика поддержал доводы, указанные в письме от 10.05.2016, и пояснил следующее.
Дата подведения итогов торгов - 13 апреля 2016 года. По результатам проведения конкурентной процедуры, принято решение о присвоении участникам закупки следующих порядковых номеров: ООО "ГорВодоУслуга" - победитель, УФПС Челябинской области - Филиал ФГУП "Почта России" - второе место.
Заявитель производит подмену понятий "Критерии оценки" и "Требования к участникам". В закупочной документации в разделе "Информационная карта" указан единственный критерий - цена. Указанные в документации запроса цен требования включены в него для обеспечения своевременной доставки извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт".
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленным настоящим федеральным законом.
Таким образом, ПАО "Челябэнергосбыт" обязано осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Остальные вопросы, касающиеся условий и порядка проведения конкретных процедур закупки, должны быть урегулированы в утвержденном самим заказчиком положении о закупке, соответствующем Гражданскому кодексу РФ и иным обязательным нормативным актам.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Протоколом заседания Совета директоров ПАО "Челябэнергосбыт" от 18.12.2015 N 337 утверждено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "Челябэнергосбыт" (далее - Положение о закупке).
1. В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что 21.04.2016 на сайте zakupki.gov.ru размещен протокол по выбору победителя, который датирован 11.04.2016.
Согласно извещению датой подведения итогов является 13.04.2016 в 16-00.
Таким образом, протокол размещен на сайте zakupki.gov.ru с нарушением срока, установленного частью 12 статьи 4 Закона о закупках.
Комиссией не принимается довод представителя Заказчика о том, что столь длительное время на подготовку и изготовление протокола было вызвано длительным подписанием документа должностными лицами ПАО "Челябэнергосбыт", поскольку подготовка протокола должна производится в установленную в извещении дату, а именно 13.04.2016.
2. Согласно пунктам 2, 4, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, который должен быть исчерпывающим.
Извещением и документацией о закупке заказчиком установлены требования к участнику запроса цен.
Требования к правоспособности:
-участник открытого запроса цен должен соответствовать следующим обязательным требованиям к правоспособности Участника открытого запроса предложений:
-отсутствие у Участника открытого запроса цен задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Участника открытого запроса цен;
-показатели финансово-хозяйственной деятельности Участника открытого запроса предложений должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости;
-не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность, которой приостановлена.
Требования к деловой репутации:
-участник открытого запроса цен должен соответствовать следующим обязательным требованиям к деловой репутации Участника открытого запроса цен:
-участник закупки не должен иметь невыполненных надлежащим образом обязательств перед третьими лицами по предмету, аналогичному с предметом договора;
-отсутствие информации об Участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сведений об Участнике открытого запроса цен.
К Участнику закупки предъявляются следующие дополнительные требования.
-наличие материально-технической базы, обеспечивающей хранение, сортировку и доставку извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт" в соответствующие сроки и в полном объёме с момента приёма от "Заказчика" до момента доставки его получателю, указанному в извещениях-квитанциях ПАО "Челябэнергосбыт" на оплату;
-наличие обученного персонала и опыта выполнения данного вида работ (данные качества должны быть подтверждены стажем выполнения данного или аналогичного вида работ);
-опыт проведения аналогичных услуг не менее 5 (пяти) лет;
- оказание услуги лично без привлечения третьих лиц;
-предоставление персонального менеджера с соответствующим закреплением ответственных лиц по каждому участку доставки Участника закупки.
2.1. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Несмотря на отсутствие в Положении о закупке требований к участнику закупки, заказчик установил в документация о закупке такие требования, чем нарушил часть 5 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в установлении требований к участнику закупки, отсутствующих в Положении о закупке, являются нарушением части 5 статьи 3 Закона о закупках.
2.2. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Принцип отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки представляется составной частью предусмотренного в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Из содержания документации о закупке невозможно сделать вывод:
- о перечне и значениях показателей финансово-хозяйственной деятельности участника закупки, которые, по-мнению заказчика, будут свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости;
- о материально-технической базе, которой должен располагать участник для участия в запросе цен;
- об аналогичных видах работ и предмете договора, в отношении которых у участника должен быть опыт его выполнения (5 лет), а у его сотрудников - стаж, а также отсутствовать невыполненные надлежащим образом обязательства перед третьими лицами.
В рассматриваемом случае ПАО "Челябэнергосбыт" провел запрос цен на право заключения договора оказания услуг по доставке извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт" физическим лицам, проживающим в г. Челябинске.
В качестве приложения к проекту договора указаны: образец реестра квитанций Златоустовского фиала ПАО "Челябэнергосбыт", образец списка писем Златоустовского фиала ПАО "Челябэнергосбыт".
Из указанного невозможно сделать вывод, об аналогичности для заказчика предмета договора, в отношении которого у участника имеется опыт и стаж у сотрудников. Будет ли в рассматриваемом случае заказчиком приниматься во внимание как аналогичный предмет: оказание услуг по доставке извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт", оказание услуг по доставке извещений-квитанций иным заказчикам, или оказание услуг по доставке извещений-квитанций физическим лицам, проживающим в г. Челябинске, или в любых муниципальных образованиях.
Документация о запросе цен не содержит информации о том, что понимается под наличием обученного персонала и опыта выполнения данного вида работ.
Кроме того, заказчиком безосновательно предъявлено требование о наличии у участника закупки материально-технической базы, обеспечивающей хранение и сортировку извещений-квитанций, при условии, что предметом запроса цен является доставка извещений-квитанций и предъявление указанного требования приводит к невозможности участия в запросе цен хозяйствующих субъектов, способных обеспечить доставку извещений, но не обладающих материально-технической базой по сортировке и хранению извещений.
Ряд требований, установленных в документации о закупке к участнику запроса цен относятся исключительно к порядку исполнения договора и не могут являться требованиями к участнику закупки, в их числе:
- оказание услуги лично без привлечения третьих лиц;
-предоставление персонального менеджера с соответствующим закреплением ответственных лиц по каждому участку доставки Участника закупки.
С учетом изложенного, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к участнику закупки, которые не соответствуют Положению о закупке, являются неясными, неизмеряемыми, так как не могут быть формализовано и однозначно понятны для всех потенциальных участников закупки, что является нарушением пунктов 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. В соответствии с документацией о закупке участник открытого запроса цен должен подать заявку на участие в открытом запросе цен, включающую:
- письмо о подаче оферты по форме и в соответствии с инструкциями, приведёнными в документации (Приложение_8 настоящего Технического задания);
- техническое - коммерческое предложение, в свободной форме;
- справка о перечне и годовых объёмах выполнения аналогичных договоров,
по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в документации (Приложение_9 настоящего Технического задания);
- справка о кадровых ресурсах по форме и в соответствии с инструкциями, приведёнными в документации (Приложение_10 настоящего Технического задания);
- справка о материально-технических ресурсах по форме и в соответствии
с инструкциями, приведёнными в документации (Приложение_11 настоящего Технического задания);
- анкета Участника открытого запроса цен, по форме и в соответствии с инструкциями, приведёнными в документации (Приложение_12 настоящего Технического задания).
Извещением установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участника требованиям запроса цен.
Претендент на участие в открытом запросе цен /участник открытого запроса цен в составе заявки на участие в открытом запросе цен должен приложить следующие документы:
а) полученную не ранее чем за три месяца до срока окончания приема заявок
на участие в открытом запросе цен, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица);
б) заверенная участником открытого запроса цен копия свидетельства
о внесении записи об Участнике в Единый государственный реестр юридических лиц;
в) заверенная участником открытого запроса цен копия свидетельства
о государственной регистрации, о постановке на учёт в налоговые органы;
г) заверенная участником открытого запроса цен, копия свидетельства
о регистрации юридического лица или выписки из торгового/коммерческого реестра для участников - нерезидентов Российской Федерации;
д) заверенная участником открытого запроса цен, копия Устава
в действующей редакции;
е) иные документы, подтверждающие, по мнению Участника открытого запроса цен, его соответствие установленным требованиям с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов.
Не выполнение или неполное выполнение требований к документам и сведениям, подтверждающим соответствие участника, может являться основанием для не допуска участника до запроса цен.
Таким образом, в документации о закупке отсутствует перечень документов и информации, который должен быть представлен для подтверждения соответствия участника закупки требованиям:
- об отсутствии у участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Участника открытого запроса цен;
- об отсутствии ареста, на имущество организации по решению суда, административного органа и (или) приостановлении экономической деятельности;
- об отсутствии информации об Участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сведений об Участнике открытого запроса цен.
Для подтверждения соответствия участника отдельным требованиям документация о закупке содержит информацию о предоставлении участником соответствующих справок. Однако ввиду неясности указанных требований к участником закупки из документации о закупке невозможно сделать вывод о перечне предоставляемой в указанных справках информации в отношении материально-технических ресурсов участника а также информации об обученном персонале с опытом выполнения данного вида услуг, а также опыте проведения участником аналогичных услуг, которые являются по мнению заказчика необходимыми для выполнения работ, являющихся предметом закупки.
Тогда как именно заказчиком должен быть установлен закрытый перечень документов, которые необходимо представить для подтверждения соответствия участника закупки установленным требованиям (N А40-72817/2015, ФАС России).
Доводы заказчика о том, что участник сам решает какие именно документы ему представить и в каком количестве, не могут быть приняты Комиссией во внимание, так как противоречат требованиям действующего законодательства и не позволяют потенциальному участнику определить требования Заказчика, соотнести свои возможности с потребностями Заказчика и в соответствии с этим принять решение об участии в закупке, что подтверждается судебной практикой (А40-26255/15).
Таким образом, в документации о закупке отсутствует перечень документов и сведений, признаваемых Заказчиком достаточными для подтверждения соответствия участника требованиям, указанным в документации о закупке, следовательно, не определено содержание и состав заявки, что является нарушением пункта 2 части 1 параграфа 6 главы 2 Положения о закупке, а также нарушением пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
4. Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (пункты 5 и 7 части 10 статьи 4 Закона о закупах).
Положение о закупках также содержит указанные требования к документации.
Согласно извещению о запросе цен заказчику требуется обеспечить доставку 504 509 квитанций. Начальная цена договора составляет 4 268 150 рублей с НДС или 3 617 100 рублей без НДС.
Однако, как следует из пункта 7.1 технического задания, а также информационной карты документации о закупке указанный объем является среднемесячным. Соответственно объем услуг, оказываемый за весь период действия договора, исходя из которого определена начальная цена договора, в документации о закупке и извещении не определены.
Таким образом, извещение о закупке содержит информацию об объеме услуг, не соответствующую сведениям, содержащимся в документации о закупке, что противоречит Положению о закупке, Закону о закупках.
В соответствии с Положением о закупке под запросом цен понимается - непродолжительная процедура формального запроса коммерческих предложений с выбором потребителя по единственному критерию оценки, которым является цена договора.
Согласно пунктам 10 и 11 Информационной карты единственным критерием оценки и сопоставления заявок является цена предложения, при условии соответствия требованиям. Согласно документации о закупке Заказчик рассматривает и оценивает предложения в соответствии единственным критерием-ценой (без НДС). Победителем становится участник процедуры, подавший предложение с указанием более низкой цены (без НДС).
Приложением N 8 определена форма заявки на участие в запросе цен, которая предусматривает необходимость указания участником закупки наименования услуг, количества квитанций в месяц, цены на одну квитанцию, сумму без НДС и с НДС, а также общую стоимость услуг.
Таким образом, извещение о запросе котировок цен и документация о закупке не позволяет сделать вывод о том, какая именно цена будет являться критерием оценки: цена договора или цена за одну квитанцию. Соответственно в нарушение главы 3 пункт 6 подпункт 12 Положения о закупках, пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик не определил однозначные критерии оценки заявок, как это установлено Положением.
Как следует из содержания протокола критерием оценки заявок являлась цена договора. Однако для формирования цены договора участник закупки должен обладать достоверной и полной информацией об объеме и условиях оказываемых услуг.
В то время как в проекте договора оказания услуг, документации о закупке отсутствует указание объема оказываемых услуг. В проекте договора также отсутствуют сведения о цене договора за весь период действия договора.
В рассматриваемом случае, участники закупки предлагали в своих заявках цену, за которую могут оказать необходимую ПАО "Челябэнергосбыт" услугу, при этом в договоре, заключенным с победителем, цена договора и объем оказываемых услуг отсутствуют.
В пункте 3.1. проекта договора, п 6 ииформационной карты указано: "тариф услуги за каждое доставленное до Абонента извещение-квитанцию составляет не более 0,94 руб. Стоимость оказанных услуг определяется в соответствии с тарифом на доставку и количеством извещениий-квитанций, доставленных по почтовым (строительным) адресам физических лиц, указанных в п.1 настоящего проекта Договора".
В заключенном договоре с победителем запроса цен указано: "тариф услуги за каждое доставленное до Абонента извещение-квитанцию составляет 0,79 руб. (без НДС). Стоимость оказанных услуг определяется в соответствии с тарифом на доставку и количеством извещениий-квитанций, доставленных по почтовым (строительным) адресам физических лиц, указанных в п.1 настоящего проекта Договора".
Вместе с тем из содержания документации невозможно сделать вывод о том, что условия исполнения договора, в том числе тариф, указанный в проекте договора, подлежит изменению в процессе заключения договора.
В п.1 проекта Договора указано: "оказание услуг по доставке извещений-квитанций "Заказчика" физическим лицам, проживающим в многоквартирных и жилых домах (домовладениях) в городе Челябинске".
В качестве приложений к проекту договора указаны: образец реестра квитанций Златоустовского фиала ПАО "Челябэнергосбыт", образец списка писем Златоустовского фиала ПАО "Челябэнергосбыт", что не позволяет участнику закупки сделать вывод об объеме оказываемых услуг.
Подписанные сторонами приложения к договору остались без изменения по сравнению с проектом договора, то есть содержат в себе информацию о потребителях, расположенных в зоне действия Златоустовского филиала ПАО "Челябэнергосбыт", тогда как предметом закупки является доставка извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт" физическим лицам, проживающим в многоквартирных и жилых домах (домовладениях) в городе Челябинске, следовательно, в договоре отсутствует объем оказываемых услуг.
Пунктом 2.1.1. установлено, что исполнитель обязуется ежемесячно в соответствии с регламентом, по мере готовности извещений-квитанций в разрезе районов города Челябинска принимать в Центре биллинговой печати Заказчика извещения - квитанции, распечатанные силами заказчика, обеспечивать вывоз извещений- квитанций в период печати ( включая выходные и праздничные дни).
Указанные положения не позволяют сделать вывод об условиях исполнения договора в части периодичности приема и вывоза извещений- квитанций, что не позволяет участникам закупки рассчитать транспортные и иные затраты связанные с надлежащим исполнением договора в целях соблюдения его условий за указанную в заявке цену договора.
Таким образом, в документации о закупке, а также в проекте договора отсутствуют условия и объем оказываемых услуг, что является нарушением пункта 4 части 1 параграфа 5 главы 2 Положения о закупке, пункта 1 части 1 параграфа 6 главы 2 Положения о закупке, и пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 1, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того в договоре отсутствует цена договора, что противоречит пункту 1 главы 4 Положения.
Указанные нарушения могут привести к отказу участника закупки от участия в запросе цен, и как следствие к уменьшению круга участников торгов и ограничению конкуренции при проведении запроса цен, а победитель запроса цен может отказаться от исполнения договора.
5. Комиссией проанализировано положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "Челябэнергосбыт", утвержденное Протоколом заседания Совета директоров ПАО "Челябэнергосбыт" от 18.12.2015 N 337.
В Положении о закупке отсутствует требования, регламентирующие срок заключения договора.
Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.
Следовательно, установление в Положении о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав, в связи с чем предписание антимонопольного органа в оспариваемой части соответствует требованиям Закона.
Таким образом, срок, установленный для заключения договора по результатам закупки, не может составлять менее 10 дней со дня подведения итогов.
Отсутствие в Положении о закупке срока заключения договора с победителем закупки, указание в Документации по запросу цен срока заключения договора является нарушением частей 1, 2 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, части 10 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (А60-28335/2014).
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Учитывая, что по итогам запроса цен на право заключения договора оказания услуг по доставке извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт" физическим лицам, проживающим в г. Челябинске (извещение N 31603519813) между ПАО "Челябэнергосбыт" и ООО "ГорВодоУслуга" заключен договор N 74 оказания услуг по доставке извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт" физическим лицам, проживающим в г. Челябинске для нужд ПАО "Челябэнергосбыт", то есть проведение закупки завершено, Комиссия приняла решение не выдавать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки.
Отсутствие в Положении о закупке срока заключения договора с победителем закупки, требований к участникам закупки, является достаточным основанием для выдачи Заказчику предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки.
Указанные в настоящем решение действия Заказчика при проведении запроса цен на право заключения договора оказания услуг по доставке извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт" физическим лицам, проживающим в г. Челябинске (извещение N 31603519813) содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.32.3 КоАП РФ.
руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФГУП "Почта России" в лице УФПС Челябинской области - филиал ФГУП "Почта России" от 29.04.2016 вх. N 5598 на действия (бездействие) ПАО "Челябэнергосбыт" при проведении запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по доставке извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт" физическим лицам (извещение N 31603519813) обоснованной.
2. Признать действия ПАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в нарушении срока размещения протокола на сайте zakupki.gov.ru, нарушением части 12 статьи 4 Закона о закупках.
3. Признать действия ПАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в установлении требований к участнику закупки, отсутствующих в Положении о закупке, нарушением части 5 статьи 3 Закона о закупках.
4. Признать действия ПАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в отсутствие в документации о закупке перечня документов и сведений, признаваемых Заказчиком достаточными для подтверждения соответствия участника требованиям, указанным в документации о закупке, следовательно, не определено содержание и состав заявки, нарушением пункта 2 части 1 параграфа 6 главы 2 Положения о закупке, а также нарушением пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
5. Признать действия ПАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в отсутствие в документации о закупке, а также в проекте договора условий и объема оказываемых услуг, нарушением пункта 4 части 1 параграфа 5 главы 2 Положения о закупке, пункта 1 части 1 параграфа 6 главы 2 Положения о закупке, и пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 1, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
6. Признать действия ПАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в отсутствие в договоре - цены договора, нарушением пункту 1 главы 4 Положения.
7. Признать действия ПАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в отсутствие в Положении о закупке срока заключения договора с победителем закупки, указание в Документации по запросу цен срока заключения договора является нарушением частей 1, 2 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, части 10 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
8. Выдать ПАО "Челябэнергосбыт" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.
9. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе N 73-04-18.1/16
11 мая 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- <_> - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
- <_> - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <_> - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 11.05.2016 по итогам рассмотрения жалобы N 73-04-18.1/16 ФГУП "Почта России" в лице УФПС Челябинской области - филиал ФГУП "Почта России" от 29.04.2016 вх. N 5598 на действия (бездействие) ПАО "Челябэнергосбыт" при проведении запроса цен на право заключения договора оказания услуг по доставке извещений-квитанций ПАО "Челябэнергосбыт" физическим лицам, проживающим в г. Челябинске (извещение N 31603519813), предписывает:
ПАО "Челябэнергосбыт" в течение месяца с даты опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания внести изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "Челябэнергосбыт", в соответствии с которыми договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с положением о закупке заключается такой договор, по результатам проведения торгов должен быть заключен не ранее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
ПАО "Челябэнергосбыт" в течение месяца с даты опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания внести изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "Челябэнергосбыт", в соответствии с которыми установить в Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "Челябэнергосбыт" требования к участникам закупки.
3. ПАО "Челябэнергосбыт" в течение трех дней с даты исполнения настоящего предписания представить документы (информацию), подтверждающие его исполнение.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 мая 2016 г. N 73-04-18.1/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016