Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 17 мая 2016 г. N 03-10.1/104-2016
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-производственная компания "ДорСтрой" (далее также заявитель, Общество, ООО "СПК "ДорСтрой") на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии (далее - уполномоченный орган, ГУКС Омской области, единая комиссия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту участка дорожно-транспортной сети города Омска по ул. Маяковского (извещение N 0152200004716000014) (далее - электронный аукцион),
в отсутствии представителя заказчика, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
в присутствии представителей:
заявителя - <_>
уполномоченного органа - <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3383 от 11.05.2016) жалоба заявителя, из которой следует, что единая комиссия нарушила требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), неправомерно признав вторую часть заявки Общества на участие в аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3036э от 11.05.2016) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 3476 от 13.05.2016), а также возражения на доводы жалобы заявителя (вх. N 3471 от 13.05.2016).
Из представленных материалов и информации следует, что 06.04.2016 в 22:00 час. (по омскому времени) на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт в ЕИС) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе N 0152200004716000014 на выполнение работ по ремонту участка дорожно-транспортной сети города Омска по ул. Маяковского с начальной (максимальной) ценой контракта 10899719,00 руб.
07.04.2016 в 15:53 (по омскому времени) на официальном сайте размещены изменения в извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе N 0152200004716000014.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.04.2016 N 0152200004716000014/1 на момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступило 5 заявок, все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе и признаны участниками электронного аукциона.
29.04.2016 состоялась процедура проведения электронного аукциона (протокол проведения аукциона N0152200004716000014-2), единственное ценовое предложение 10845220,40 руб. подано участником с заявкой на участие в электронном аукционе под порядковым номером 2.
05.05.2016 на официальном сайте размещен протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.05.2016 N 0152200004716000014/2, из которого следует, что единой комиссией уполномоченного органа принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, второй части заявки участника с порядковым номером 2 - ООО "СПК "ДорСтрой".
3.1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
Пунктом 2 указанного Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 предусмотрено, что в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом документами, подтверждающими данные требования являются:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Учитывая, что работы, на выполнение которых размещен электронный аукцион, относятся к коду 42 ОКПД2 и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей, то при размещении данной закупки в силу частей 2 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе правомерно были установлены дополнительные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающие данные требования в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
Так, в разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона (в ред. от 07.04.2016) указано:
"Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится электронный аукцион (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям").
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписан".
В разделе 16 "Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона" документации об электронном аукционе (в ред. от 07.04.2016) установлено:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится электронный аукцион (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям")".
Согласно подпункту 3 пункта 2 раздела 22 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: "Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов - копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны Заказчиком и Подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе".
В силу части 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 указанной статьи установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 04.05.2016 в отношении заявки заявителя с порядковым номером 2 указано: "В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона признать заявку участника не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, поскольку участником не представлены документы, предусмотренные пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона и документацией об электронном аукционе, а именно в составе заявки участника в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона не представлены копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров). В составе заявки участника представлены контракты без четырех приложений, то есть не в полном объеме, а в соответствии с определением пункта 23 статьи 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 копией документа признается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.".
Из жалобы заявителя следует: "22 апреля 2016 г. ООО "СПК "ДорСтрой" была подана заявка на участие в электронном аукционе "Выполнение работ по ремонту участка дорожно-транспортной сети города Омска по ул. Богдана Хмельницкого". В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона к участникам электронного аукциона устанавливалось требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету закупки работ - по ремонту участков дорожно-транспортной сети за последние 3 года до даты подачи заявки.
Согласно ч.21 п.2 п/п.З Документации об электронном аукционе документами подтверждающими соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным ч.2 ст.31 закона О контрактной системе являются:
-копии (копия) ранее исполненных контрактов (контракта), копии актов выполненных работ;
-копии акта приёмки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капи-тального строительства в эксплуатацию
-или копия акта о приёмке выполненных работ.
Заявка ООО "СПК "ДорСтрой" была составлена согласно вышеуказанным требованиям, в частности содержала копии контрактов, подтверждающих наличие опыта исполнения контракта, и документы, подтверждающие факт исполнения своих обязательств. Однако аукционная комиссия сочла, что контракты представлены не в полном объеме, а именно без приложений, и приняла решение о несоответствии заявки участника требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Таким образом, из указанного списка может быть представлен любой, на выбор участника размещения заказа, документ, что ООО "СПК "ДорСтрой" и было сделано.
Считаем, что действия комиссии неправомерны, т.к. муниципальный контракт как таковой является целостным всеобъемлющим документом и отсутствие приложений к контракту не искажает представление о наличии опыта по ремонту участков дорожно-транспортной сети.".
В свою очередь, в возражениях на жалобу уполномоченным органом указано следующее: "Согласно части 6 статьи 66 Федерального закона требовать от участника аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с требованиями аукционной документации (раздел 16, 22) в составе второй части заявки заявитель предоставил следующие копии документов:
- муниципальный контракт N 7/13 от 16 августа 2013 года (далее - контракт) на сумму 25786,300 тыс. руб. 60 коп. не представлено ни одно из четырех приложений;
- акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2) к контракту N 7/13 от 16 августа 2013 года;
- акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) к контракту N 7/13 от 16 августа 2013 года;
- контракт N 8/13 от 22 августа 2013 года на сумму 17 823 732 рублей 50 копеек не представлено ни одно из четырех приложений;
- акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2) к контракту N 8/13 от 22 августа 2013 года;
- акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) к контракту N 8/13 от 22 августа 2013 года.
Таким образом, на основании изложенного при рассмотрении единой комиссией второй части заявки на участие в аукционе заявки заявителя были признаны несоответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона. Заявитель во второй части заявки не представил в подтверждение опыта работы все приложения к контракту (согласно пункту 11.2 контракта указано 4 приложения к контракту).
Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 года N 1185-ст) копия документа - это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа (пункт 23 раздела 3.1).
Таким образом, под надлежащей копией ранее исполненного контракта, акта приемочной комиссии, следует считать полную копию документа со всеми поименованными в тексте приложениями.
Довод заявителя о том, что контракт находится в свободном доступе для любых лиц на официальном сайте закупок (zakupki.gov.ru) является неправомерным, так как обязанность по предоставлению полного пакета документов в составе заявки лежит на участнике закупки".
Проанализировав содержание заявки Общества на участие в электронном аукционе, представленной уполномоченным органом и оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер", Комиссия установила, что вышеуказанные документы в подтверждение опыта выполнения заявителем работ действительно представлены не в полном объеме, в связи с чем, признала жалобу необоснованной.
3.2. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
В соответствии с частью 4 статья 65 Федерального закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Аналогичное положение установлено в разделе 36 документации об аукционе, при этом указано:
"Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации - 6 апреля 2016 года.
Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации - 21 апреля 2016 года".
Исходя из того, что срок окончания подачи заявок согласно разделу 23 документации об аукционе установлен - 25.04.2016 до 09:00 час. включительно (по местному времени), то в соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе размещаются на официальном сайте при условии, что запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок (не позднее 21.04.2016), в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, т.е. 23.04.2016.
Таким образом, дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе не соответствует требованиям пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "СПК "ДорСтрой" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту участка дорожно-транспортной сети города Омска по ул. Маяковского (извещение N 0152200004716000014).
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе. Учитывая, что указанное нарушение Федерального закона о контрактной системе не повлияло на права участников закупки, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 мая 2016 г. N 03-10.1/104-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016