Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-56/2016 (опубликовано 19 мая 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии -"<_>";
членов Комиссии: "<_>",
в присутствии:
- представителя заявителя: ООО "ИДЦ" -"<_>",
- представителей ответчика: ООО "Оренбург Водоканал" -"<_>",
рассмотрев жалобу ООО "ИДЦ" на действия ООО "Оренбург Водоканал" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности технологических трубопроводов хлора на объектах ООО "Оренбург Водоканал" (N 31603334372), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ("<_>") ООО "ИДЦ" (г. Оренбург, ул. Расковой, д.69) (далее -заявитель) на действия ООО "Оренбург Водоканал" (г.Оренбург, ул.Потехина, д.41) (далее - ответчик, заказчик, организатор торгов) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности технологических трубопроводов хлора на объектах ООО "Оренбург Водоканал" (N 31603334372).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы ООО "ИДЦ", Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции" заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении торгов ("<_>") до рассмотрения жалобы по существу, информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/.
Из содержания жалобы ООО "ИДЦ" следует:
Закупочная комиссия неправомерно отклонила заявку ООО "ИДЦ" от участия в запросе предложений, а также не указала причину отклонения в протоколе. Кроме того, заказчик необоснованно отказался от проведения закупки. В связи с этим при проведении данного запроса предложений были нарушены нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц".
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил объяснение по жалобе ("<_>") и документы, затребованные уведомлением ("<_>") Оренбургского УФАС России.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Одним из основополагающих принципов закупки, которым руководствуются заказчик согласно п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках, является информационная открытость.
Исходя из содержания п.4.3.17 п.4.3 Положения о закупках ООО "Оренбург Водоканал", утвержденного единственным участником ООО "Оренбург Водоканал" 01.04.2012 г. (далее - Положение о закупках), следует, что результаты рассмотрения и оценки предложений оформляются протоколом о результатах запроса предложений, в котором содержатся сведения о существенных условиях договора, обо всех участниках размещения заказа, подавших предложения, об отклоненных предложениях с обоснованием причин отклонения.
Вместе с тем в протоколе N 73-2016/ГПБ о результатах процедуры закупки от 21.04.2016 г. отсутствует обоснование причин отклонения.
Комиссия считает, что указание обоснование причин отклонения является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку их наличие соответствует принципам открытости закупки. Довод жалобы является обоснованным.
Кроме того, исходя из содержания письменных и устных пояснений организатора торгов следует, что заявка ООО "ИДЦ" была отклонена, так как не соответствовала требованием документации запроса предложений, а именно п.23 Информационной карты, раздела 1 (п.2, п.4, п.6) и раздела 2 (п.2, п.3, п.7) Приложения N4 о квалификационных критериях, порядке и сопоставлении предложений.
В соответствии с п.23 Информационной карты запроса предложений, участник должен включить в состав предложения: Справку об отсутствии просроченной кредиторской задолженности (в свободной форме, за подписью руководителя и главного бухгалтера Участника); Справку, подтверждающую, что Участник не находится в процессе ликвидации (в свободной форме, за подписью руководителя и главного бухгалтера Участника); Справку, подтверждающую, что Участник не признан несостоятельным (банкротом) (в свободной форме, за подписью руководителя и главного бухгалтера Участника); Справку, подтверждающую, что на имущество Участника не наложен арест и экономическая деятельность Участника не приостановлена.
В соответствии с п.27.1 Информационной карты запроса предложений, критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок проводится согласно Приложению N 4 Закупочной документации.
В Приложении N4 закупочной документации (квалификационные критерии, порядок и сопоставление предложений) установлено:
- п.2 раздел 1 (Участник закупки должен иметь достаточное количество: аттестованных дефектоскопистов - (не менее 6 человек); инженеров НК - (не менее 3х человек); металловедов - (не менее 2х человек) для выполнения организационно-технических мероприятий по проведению экспертизы установленных в объеме закупки услуг технического задания);
- п.4 раздел 1 (участник должен иметь необходимый опыт комплексных работ (не менее 2-х лет) на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства по контролю металла: неразрушающий и разрушающий контроль металла, тех. освидетельствование, тех. диагностирование и проведение экспертизы промышленной безопасности с выдачей заключений);
- п.6 раздел 1 (подрядчик должен иметь лабораторию неразрушающего контроля, аттестованную в области оборудования взрывопожароопасных и химически опасных производств);
- п.2 раздел 2 (наличие соответствующих собственных материально-технических ресурсов (машин, механизмов, оборудования, спецтехники и т. д.);
- п.3 раздел 2 (применяемые при измерительном контроле приборы и инструменты должны быть сертифицированы (внесены в реестр средств измерений), поверены или откалиброваны);
- п.7 раздел 2 (участник должен иметь страховой полис страхования ответственности товаропроизводителей, продавцов, исполнителей работ и услуг для возмещения ущерба владельцу имущества, которому причинён вред в результате некачественного оказания услуг).
Комиссия, проанализировав заявку ООО "ИДЦ" (исх.N66/2 от 16.03.2016 г.), установила, что заявителем были исполнены требования п.6 раздела 1 и п.2 раздела 2 Приложения N4 закупочной документации (квалификационные критерии, порядок и сопоставление предложений). Вместе с тем ООО "ИДЦ" не были соблюдены требования п.2, п.6 раздела 1 и п.3, п.7 раздела 2 Приложения N4 закупочной документации (квалификационные критерии, порядок и сопоставление предложений). Кроме того, предоставленная справка, предусмотренная п.23 Информационной карты запроса предложений, была подписана только генеральным директором.
Комиссия приходит к выводу, что закупочная комиссия организатора торгов правомерно отклонила заявку ООО "ИДЦ" от участия в данном запросе предложений.
Исходя из содержания п.3.2.3.5 Положения о закупках следует, что при осуществлении закупки путем запроса предложений Заказчик вправе объявить процедуру проведения закупки несостоявшейся или завершить процедуру закупки без заключения договора по ее результатам в любое время, не возмещая участникам закупок понесенные ими расходы в связи с участием в процедуре запроса предложений.
Аналогичное право заказчика прописано в п.17 Информационной карты запроса предложений. В связи с этим довод жалобы является необоснованным.
Комиссия, проанализировав предоставленные документы, приходит к выводу, что при проведении данной закупки ООО "Оренбург Водоканал" были нарушены требования действующего законодательства, а именно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц".
В соответствии ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия установила, что в соответствии с пп.5.2.2 п.5.2 главы 5 Положения о закупках, договор с победителем либо иным участником закупки, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор, должен быть заключен Заказчиком не позднее 20 дней по результатам проведения торгов и оформления Протокола о результатах процедуры закупки, а по результатам неторговых процедур - не позднее даты истечения срока действия предложения участника - победителя закупочной процедуры, указанного в предложении.
Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключени-ем случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно ско-рейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с за-явлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и побе-дителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих закон-ных прав и интересов.
На основании изложенного, ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования не-законных действий заказчика.
Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, Комиссия считает, что договор между Организатором торгов и Победителем запроса предложений подписывается не позднее 20 дней с момента подписания итогового протокола (пп.5.2.2 п.5.2 главы 5 Положения о закупках), является нарушением требований ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
В связи с вышеизложенным, Комиссия делает вывод о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в Положение о закупках в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключени-ем случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь статьями 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 -ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ("<_>") ООО "ИДЦ" (г. Оренбург, ул. Расковой, д.69) на действия ООО "Оренбург Водоканал" (г.Оренбург, ул.Потехина, д.41) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности технологических трубопроводов хлора на объектах ООО "Оренбург Водоканал" (N 31603334372), обоснованной.
Выдать предписание закупочной комиссии организатора торгов о внесение изменений в протокол N 73-2016/ГПБ о результатах процедуры закупки от 21.04.2016 г. в части обоснования причин отклонения заявок.
Выдать заказчику - ООО "Оренбург Водоканал" предписание о внесении изменений в Положение о закупках в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
Предписание N1 по делу N 07-16-56/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения
порядка проведения торгов
"17" мая 2016 г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии -"<_>";
членов Комиссии: "<_>",
руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135 "О защите конкуренции", на основании решения от 17 мая 2016 по делу N 07-16-56/2016, предписывает:
1. Закупочной комиссии организатора торгов - ООО "Оренбург Водоканал" совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания для чего: внести изменения в протокол N 73-2016/ГПБ о результатах процедуры закупки от 21.04.2016 г. в части обоснования причин отклонения заявок, составленного входе проведения открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности технологических трубопроводов хлора на объектах ООО "Оренбург Водоканал" (N 31603334372).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
ПредписаниеN2 по делу N 07-16-56/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения
порядка проведения торгов
"17" мая 2016 г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии -"<_>";
членов Комиссии: "<_>",
руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135 "О защите конкуренции", на основании решения от 17 мая 2016 по делу N 07-16-56/2016, предписывает:
1. Организатору торгов -ООО "Оренбург Водоканал" совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего предписания для чего: внести изменения в Положения о закупках ООО "Оренбург Водоканал", утвержденного единственным участником ООО "Оренбург Водоканал" 01.04.2012 г. в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-56/2016 (опубликовано 19 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016