Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 10 мая 2016 г.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей
ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее - Организатор закупки) ;
ООО "НПО "СпецИнформСервис" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.N9602/16 от 21.04.2016) ООО "НПО "СпецИнформСервис" на действия организатора торгов ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" при организации и проведении открытого запроса предложений на создание базы данных и программной системы для реализации стандарта цифровой модели тепловых сетей (ЦПФМ) ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (4444/5.4.21-451) (извещение N31603551767, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
14 апреля 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31603551767 о проведении открытого запроса предложений на создание базы данных и программной системы для реализации стандарта цифровой модели тепловых сетей (ЦПФМ) ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (4444/5.4.21-451), включая документацию на проведение открытого запроса предложений (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее - Положение о закупках), утвержденным решением Совета директоров ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", протокол N 4 от "23" ноября 2015 г., на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
9 000 000,00 руб |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
14.04.2016 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
22.04.2016 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
22.04.2016 в 10:30 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, дом 36 |
2. Заявитель в жалобе представил доводы, согласно которым, по мнению Заявителя, Организатором закупки при организации и проведении Закупки допущены нарушения, выразившиеся в неправомерном неразмещении в составе Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок по критериям, а также в незаконном установлении в Закупочной документации чрезмерных и необоснованных требований к участникам процедуры Закупки, ограничивающих конкуренцию.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением N78/9308/16 от 05 мая 2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Заявитель заявку на участие в Закупке не подавал, вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ Заявитель имеет право обжаловать нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов без подачи заявки на участие в закупке и без направления запроса на разъяснение Закупочной документации.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения
Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона N223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
По первому доводу жалобы Заявителя:
Как следует из п.п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Пунктом 4.9.5. Закупочной документации регламентировано проведение этапа оценки заявок, участвующих в процедуре Закупки, а именно:
4.9.5 Оценочная стадия
4.9.5.1 В рамках оценочной стадии Комиссия самостоятельно, либо с привлечением экспертов и специалистов оценивает заявки Участников по шкале от 0 до 2 баллов на соответствие критериям оценки по направлениям экспертизы. Сопоставляет и проводит ранжирование Заявок по степени предпочтительности исходя из следующих критериев:
1) по направлению юридической экспертизы (коэффициент весомости 0,1):
- Соответствие договора форме, утвержденной в составе Документации по запросу предложений;
- Наличие судебных споров ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" с Участником.
2) по направлению финансовой экспертизы (коэффициент весомости 0,3):
- Предложение по цене товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, содержащееся в Заявке Участника (цена единицы товара, работы, услуги, цена запасных частей к технике, оборудованию) с учетом авансовых платежей и отсрочки платежа.
3) по направлению технической экспертизы (коэффициент весомости 0,4):
- Наличие сметы или другого документа, раскрывающего порядок ценообразования;
- Соответствие сметы или другого документа, раскрывающего порядок ценообразования, укрупнённой ведомости работ (услуг), спецификации поставляемого товара, содержащимися в техническом задании;
- Соответствие системе ценообразования, принятой ОАО " Теплосеть Санкт-Петербурга "
- Наличие опыта выполнения аналогичных работ (оказания услуг), в том числе с ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга"
- Квалификация Участника и планируемых им к привлечению соисполнителей (субподрядчиков), наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора.
- Доля самостоятельно выполняемых работ.
4) по направлению экспертизы по вопросам экономической безопасности (коэффициент весомости 0,2):
- Деловая репутация Участника.
4.9.5.2 На основании результатов рассмотрения и оценки Заявок Участнику присваиваются баллы с учетом коэффициентов весомости.
4.9.5.3 Итоговый рейтинг Заявки формируется на основании суммы набранных баллов по каждому направлению экспертизы.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Закупочная документация не содержит порядка оценки и сопоставления заявок по критериям и показателям, указанным в п. 4.9.5 Закупочной документации, Организатором закупки не раскрываются имеющие общий характер понятия, применяемые при описании критериев и показателей оценки заявок, Закупочной документацией не установлено градаций или формул, определяющих степень соответствия участника Закупки по тем или иным критериям или показателям, а также размер начисляемых баллов, кроме этого, следуя Закупочной документации, установленный показатель "Деловая репутация" фактически является неизмеряемым.
Таким образом, по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по неустановлению в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке нарушений требований п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок, допущенных при организации и проведении Закупки.
По второму доводу жалобы Заявителя:
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Как следует из содержания п. 5 Технического задания в составе Закупочной документации (далее - Техническое задание):
"Исполнитель должен обеспечить участие в проекте не менее двух сертифицированных администраторов и не менее двух программистов баз данных, имеющих опыт работы не менее 5 лет. Подтверждается предоставлением резюме сотрудников, копий сертификатов, выданных производителем СУБД;
Исполнитель должен обеспечить участие в проекте методологов, имеющих опыт работы с системой ИУС П ГК. Подтверждается предоставлением резюме сотрудников;
Исполнитель должен обеспечить участие в проекте не менее 1 специалиста, сертифицированного ITILR Foundation Certificate in IT Service Management. Подтверждается предоставлением копии сертификата;
Обязательным условием является подтверждение Исполнителем создания проектного офиса на территории Заказчика по адресу 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 36 на все время выполнения проекта. Подтверждается гарантийным письмом на момент подачи заявки.
Исполнитель должен показать штат сотрудников не менее 300 человек (справка о штатной численности работников предприятия)"
Согласно п. 4.9.4.2 Закупочной документации отсутствие документов, определенных Документацией и Техническим заданием, а также документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в Документации и Техническом задании, является основанием для отклонения участника Закупки.
При этом Закупочная документация не содержит разъяснений или конкретизации требуемых наименований СУБД, а представитель Организатора закупки на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя затруднился представить какие-либо документы или сведения, обосновывающие наличие установленных в п. 5 Технического задания минимальных требований и условий оказания услуг по предмету Закупки, а также определяющие степень соответствия указанных минимальных требований и условий объему оказываемых услуг по предмету Закупки.
Исходя из изложенного по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по установлению в п. 5 Технического задания необоснованно ограничивающих конкуренцию требований к участникам Закупки и условий оказания услуг по предмету Закупки, в том числе не соответствующих объему оказываемым услуг по предмету Закупки, нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок, а также в нарушении требований нормы статьи в части обязанности для заказчиков указывать в составе документации о закупке сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
4. Рассмотрев жалобу (вх.N9602/16 от 21.04.2016) ООО "НПО "СпецИнформСервис" на действия организатора торгов ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" при организации и проведении открытого запроса предложений на создание базы данных и программной системы для реализации стандарта цифровой модели тепловых сетей (ЦПФМ) ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (4444/5.4.21-451) (извещение N31603551767), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" нарушения требований п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу (вх.N9602/16 от 21.04.2016) ООО "НПО "СпецИнформСервис" на действия организатора торгов ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" при организации и проведении открытого запроса предложений на создание базы данных и программной системы для реализации стандарта цифровой модели тепловых сетей (ЦПФМ) ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (4444/5.4.21-451) (извещение N31603551767) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" при организации и проведении открытого запроса предложений на создание базы данных и программной системы для реализации стандарта цифровой модели тепловых сетей (ЦПФМ) ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (4444/5.4.21-451) (извещение N31603551767) нарушения:
- п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок, допущенные вследствие неустановления в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке;
- п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок, а также в нарушении требований нормы статьи в части обязанности для заказчиков указывать в составе документации о закупке сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, допущенные путем установления в п. 5 Технического задания необоснованно ограничивающих конкуренцию требований к участникам Закупки и условий оказания услуг по предмету Закупки, в том числе не соответствующих объему оказываемым услуг по предмету Закупки.
3. Организатору закупки ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса предложений на создание базы данных и программной системы для реализации стандарта цифровой модели тепловых сетей (ЦПФМ) ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (4444/5.4.21-451) (извещение N31603551767) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
10 мая 2016 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 10.05.2016 по жалобе N Т02-271/16 на действия организатора торгов ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" при организации и проведении открытого запроса предложений на создание базы данных и программной системы для реализации стандарта цифровой модели тепловых сетей (ЦПФМ) ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (4444/5.4.21-451) (извещение N31603551767, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. Организатору торгов ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения открытого запроса предложений на создание базы данных и программной системы для реализации стандарта цифровой модели тепловых сетей (ЦПФМ) ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (4444/5.4.21-451) (извещение N31603551767) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 31 мая 2016 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 мая 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016