Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
от 27 апреля 2016 г. N 04-02-06-2016
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный договор является публичным.
Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Частью 3 указанной статьи установлено, что отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г. (далее - Правила технологического присоединения).
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно п. 6 указанных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Согласно п. 8(5) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Пунктом 14 Правил технологического присоединения закреплен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке заявителя - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику:
а)-фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б)-место жительства заявителя;
в)-наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям), наименование организации - субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, с указанием соответствующего вида договора в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется;
г)-запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
В соответствии с п. 10 Правил технологического присоединения к заявке, направляемой гражданином, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, прилагаются следующие документы:
а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;
г) копия документа, подтверждающего право собственности (иное предусмотренное законом основание) на присоединяемый объект;
з) копия договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования.
Пунктом 11 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Согласно п. 15 Правил технологического присоединения, при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 10, 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
По информации, представленной в Курское УФАС России гр-ном <_> у него в пользовании находится садовый участок, расположенный по адресу: <_>
30.09.2015 г. с целью электрофикации указанного садового участка гр-н <_> обратился в ПАО "МРСК Центра" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
07.10.2015 г. ПАО "МРСК Центра" в письме (исх. N МР1-КР/36-01/9549) сообщило гр-ну <_> о недостающей в заявке информации, а именно информации о перечне и мощности энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики, а также копии документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.
10.11.2015 г. гр-н <_> письмом сообщил ПАО "МРСК Центра" об отсутствии у него энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики.
В ответ на письмо от 10.11.2015 г. ПАО "МРСК Центра" повторно сообщило гр-ну <_> (письмо исх.NМР1-КР/36-01/11075) о недостающей в заявке информации, а именно информации о перечне и мощности энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики, а также "документов, подтверждающих право собственности на объект капитального строительства и (или) земельный участок".
15.12.2015 г. гр-н <_> направил в сетевую организацию документы, в соответствии с письмом ПАО "МРСК Центра" исх. N МР1-КР/36-01/9549 от 07.10.2015 г., в частности копию акта на право пользования землей А-I N088376, копию садовой книжки, справку СНТ "Приморское" исх.N <_> от 09.11.2015 г., уведомление об отсутствии энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики.
16.12.2015 г. ПАО "МРСК Центра" в письме (исх. N МР1-КР/36-01/12041) вновь сообщило гр-ну <_> о недостающей в заявке информации, а именно информации о перечне и мощности энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики.
Кроме того, ПАО "МРСК Центра" указало гр-ну <_> на то, что представленные им документы (акт на право пользования землей А-I N088376, садовая книжка <_> справка СНТ "Приморское" исх.N <_> от 09.11.2015 г.) "не подтверждают право собственности" на садовый участок.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что после получения от гр-на <_> сведений об отсутствии у него энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики, ПАО "МРСК Центра" в нарушение требований Правил технологического присоединения неоднократно (письма исх.NМР1-КР/36-01/11075 от 10.11.2015 г., исх. N МР1-КР/36-01/12041 от 16.12.2015 г.) истребовало у гр-на <_> указанные сведения.
Вместе с тем, в письмах исх.NМР1-КР/36-01/11075 от 10.11.2015 г., исх. N МР1-КР/36-01/12041 от 16.12.2015 г. ПАО "МРСК Центра" запрашивало у гр-на <_> документы, подтверждающие именно право собственности на садовый участок, расположенный по адресу: <_> что противоречит требованиям Правил технологического присоединения и лишает заявителя возможности предоставить в сетевую организацию документы, подтверждающего иное предусмотренное законом основание на присоединяемый объект.
Согласно положений п. 15 Правил технологического присоединения, при отсутствии в заявке гр-на <_> сведений и документов, указанных в пунктах 10, 14 настоящих Правил, ПАО "МРСК Центра" было обязано уведомить его об этом в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направить ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Таким образом, при рассмотрении заявки гр-на <_> на технологическое присоединение к электрическим сетям садового участка, расположенного по адресу: <_> ПАО "МРСК Центра" не были соблюдены требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г.
ПАО "МРСК Центра", оказывая услуги по передаче электрической энергии, в силу ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, действия филиала ПАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго", выразившиеся в несоблюдении требований, установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г., при рассмотрении заявки гр-на <_> на технологическое присоединение садового участка N<_> расположенного по адресу: <_> образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Доказательствами виновности ПАО "МРСК Центра" являются материалы дела об административном правонарушении N 04-02-06-2016.
Представители ПАО "МРСК Центра" (по доверенности) <_> <_> и <_> на рассмотрении настоящего дела вину от имени общества не признали.
Одновременно, представители ПАО "МРСК Центра" просили учесть те факты, что ПАО "МРСК Центра" не отказывало гр-ну <_> в подключении садового участка N<_> расположенного по адресу: <_> и предприняло меры для того, чтобы выяснить, на каком основании гр-н <_> пользуется указанным садовым участком.
ПАО "МРСК Центра" имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным хозяйствующим субъектом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.
Объективную сторону вмененного ПАО "МРСК Центра" административного правонарушения составляют действия, выразившиеся в несоблюдении требований, установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г., при рассмотрении заявки гр-на <_> на технологическое присоединение садового участка N<_> расположенного по адресу: <_>
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Те обстоятельства, что ПАО "МРСК Центра" ранее к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ не привлекалось, оказывало содействие Курскому УФАС России в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении N 04-02-06-2016, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ признаются обстоятельствами смягчающими административную ответственность.
При таких обстоятельствах, минимальный размер административного штрафа, подлежащего наложению на ПАО "МРСК Центра", составит 100 000 руб. (сто тысяч рублей).
В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание то, что действия ПАО "МРСК Центра" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.21 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, принципа соразмерности ответственности тяжести совершенного правонарушения и вытекающих из него требований справедливости и пропорциональности используемых правовых средств при применении публично-правовой ответственности, учитывая, что ПАО "МРСК Центра" не отказывало гр-ну <_> в подключении садового участка N<_> расположенного по адресу: <_> и предприняло меры для того, чтобы выяснить, на каком основании гр-н <_> пользуется указанным садовым участком, оценив фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, заместитель руководителя Курского УФАС России пришла к выводу о возможности применения ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оценив фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь ст. 1.5, ст.3.5, ст.4.1, ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.2, ст.4.5, ч.1 ст. 9.21, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановила:
1. Признать Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (127018, г.Москва, 2-я Ямская ул, д.4, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) в лице филиала "Курскэнерго" (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.
2. За совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, привлечь Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (127018, г.Москва, 2-я Ямская ул, д.4, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) в лице филиала "Курскэнерго" (305029, г.Курск, ул.К.Маркса, 27) к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. (пятьдесят тысяч рублей).
В соответствии с ч.1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях указанный административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Сумму административного штрафа надлежит уплатить в доход федерального бюджета по КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 (ИНН 4629015760, КПП 463201001, УФК по Курской области (Курское УФАС России) р/с 40101810600000010001 в отделении Курск г. Курск, БИК 043807001, ОКТМО 38701000).
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях не уплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, влечет административную ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии со ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии со ст. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Зам. руководителя Курского УФАС России М.В. Волков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 27 апреля 2016 г. N 04-02-06-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016