Резолютивная часть решения оглашена "19" мая 2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме "20" мая 2016 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Лыжина Д.А. - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Сивороновой Т.В. -
|
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок, |
при участии:
- <_> - представителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области, удостоверение;
- <_> - представителя ООО "СибСтрой", по доверенности,
рассмотрев дело N 323/З-2016, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139100006216000074 "Проведение работ по монтажу системы охранно-пожарной и тревожной сигнализации в помещениях СУ СК РФ по Кемеровской области", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п "б" п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
13.05.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "СибСтрой" (вх. N 3179 от 13.05.16г.) на действия заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области при проведении электронного аукциона N 0139100006216000074 "Проведение работ по монтажу системы охранно-пожарной и тревожной сигнализации в помещениях СУ СК РФ по Кемеровской области".
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно:
- заявитель указывает на то, что заказчиком в извещении не установлены дополнительные требования о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики;
- в пункте 20.3 документации заказчиком прописано, что в случае принятия заказчиком решения внесения изменений в документацию, то с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок срок составляет не менее чем семь дней;
- заявитель указывает на то, что заказчиком установлен срок подачи заявок менее 15 дней, так как изменения были размещены 29.04.2016 г., а срок окончания подачи заявок - 14.05.2016;
- заказчиком установлен период направления запросов участниками с 12.04.2016 по 10.05.2016 г., тем самым сократив срок подачи заявок на один день, так как запросы направляются не позднее, чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок. Срок окончания подачи заявок - 14.05.2016;
- заказчиком в дополнительных требованиях установлено наличие лицензии Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- заявитель указывает на то, что в Информационной карте имеется раздел "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе", а фактически инструкция отсутствует;
- заказчиком в пункте 12.2 Проекта контракта установлен окончательный размер обеспечения исполнения контракта и не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
12.04.2016 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0139100006216000074 "Проведение работ по монтажу системы охранно-пожарной и тревожной сигнализации в помещениях СУ СК РФ по Кемеровской области" аукционная документация.
29.04.2016 г. заказчиком - Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области, согласно предписания, выданного Кемеровским УФАС России были внесены изменения в извещение и аукционную документацию в части установления запрета на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 576 335 ,00 рублей.
Согласно требованиям пункта 6 части 5 статьи 63 ФЗ N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из смысла части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении данного аукциона.
Согласно требованиям части 3 статьи 14 ФЗ N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление Правительства РФ N 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в извещении и в пункте "Условия, запреты и ограничения допуска услуг, оказываемых иностранными лицами" Информационной карты аукционнолй документации предусматривается запрет на выполнение настоящих работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 6 статьи 65 ФЗ N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В пункте 20.3 Раздела I Аукционной документации заказчиком установлено следующее: "Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе продлевается таким образом, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок будет составлять не менее чем семь дней".
В связи с тем, что Раздел I Аукционной документации содержит общие сведения об электронном аукционе N 0139100006216000074, а конкретные сроки, касающиеся проведения данного электронного аукциона содержатся в Разделе II Информационной карты аукционной документации и извещении о проведении аукциона, то в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 6 статьи 65 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 3 статьи 63 ФЗ N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 7 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ установлено, что участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Заказчиком изменение извещения было размещено - 29.04.2016.
Дата окончания срока подачи заявок - 14.05.2016 г.
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 03.07.2015 г. N Д28и-1953 срок начала подачи заявок необходимо считать с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона.
В данном случае началом срока подачи заявок считается - 29.04.2016 г.
Таким образом, период между размещением изменений и датой окончания срока подачи заявок составляет 15 (пятнадцать) дней, следовательно, в действиях заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области отсутствует нарушение требований части 3 статьи 63 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 4 статьи 65 ФЗ N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчиком в Информационной карты установлено следующее: "Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с 12.04.2016 по 10.05.2016".
Дата окончания срока подачи заявок - 14.05.2016 г.
Статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В связи с вышеизложенным срок подачи участником запроса на разъяснение положений документации истекает 10.05.2016, а даты 11.05.2016, 12.05.2016, 13.05.2016 не превышают трех дней до даты окончания срока подачи заявок (14.05.2016), следовательно, срок подачи участником запроса на разъяснение положений документации заказчиком не сокращен.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 4 статьи 65 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод заявителя ООО "СибСтрой" о том, что в Информационной карте имеется раздел "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе", а фактически инструкция отсутствует, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
В пункте 9.6 Раздела I Аукционной документации содержится инструкцию по заполнению заявки, а именно: "При заполнении сведений о поставляемом товаре, подаваемых в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с пунктом 9.3 настоящего раздела, необходимо указать все показатели товара, требования к которым предусмотрены настоящей документацией. При описании показателей поставляемого товара в заявке на участие в электронном аукционе должны быть указаны точные показатели товара (без слов "не более", "не менее" и т.п.). Товарные знаки, указание на которые содержится в заявке на участие в электронном аукционе, не должны сопровождаться словами "или эквивалент".
Довод заявителя ООО "СибСтрой" о том, что заказчиком установлены дополнительные требования о наличии лицензии Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
Заказчиком в Разделе II Информационной карты установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ, в том числе в составе единых требований установлено следующее требование: "В соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" участник электронного аукциона должен иметь:
- действующую лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
В извещении заказчиком установлены единые требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ, а также установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ (наличие лицензии).
В связи с тем, что заказчик в Разделах I и II Аукционной документации подтверждает требование к участникам закупки о предоставлении действующей лицензии на основании пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ, то в действиях заказчика отсутствует нарушение требований ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 1 статьи 96 ФЗ N 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Заказчиком с соблюдением требований статьи 96 ФЗ N 44-ФЗ в извещении, документации и проекте контракта установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 072 900,50 рублей.
Заказчиком в извещении установлено, что в соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ.", или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
В случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов, то контракт будет заключен после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в размере, установленным частью 1 статьи 37 ФЗ N 44-ФЗ.
Поскольку ФЗ N 44-ФЗ не обязывает заказчика включать в проект контракта все случаи снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанные в статье 37 ФЗ N 44-ФЗ, то в действиях заказчика отсутствует нарушение требований ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "СибСтрой" на действия заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области при проведении электронного аукциона N 0139100006216000074 "Проведение работ по монтажу системы охранно-пожарной и тревожной сигнализации в помещениях СУ СК РФ по Кемеровской области" необоснованной.
2. Производство по делу N 323/З-2016 прекратить
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии: Д.А. Лыжин
Т.В. Сиворонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области N 08/4627 (опубликовано 6 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016