Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 05-09/3837 (опубликовано 2 июня 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 30 мая 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01 июня 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 N40 в составе:
Председателя Комиссии:
<_>
Членов Комиссии:
<_>
в присутствии представителя организатора торгов - администрации города Чебоксары Чувашской Республики: <_>
в отсутствие представителя заявителя - индивидуального предпринимателя <_> надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> на действия администрации города Чебоксары Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чувашское УФАС России 19.05.2016 обратился индивидуальный предприниматель <_> (далее - ИП <_> заявитель) на действия администрации города Чебоксары Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
В жалобе ИП <_> указывает на следующие нарушения:
Установление в аукционной документации формулы расчета за право размещения нестационарного торгового объекта где К4 = 10 - коэффициент, учитывающий ведение торговли в местах массового скопления граждан в зимний, весенний, летний и осенний периоды.
По мнению, заявителя, данная формула носит субъективный характер и свидетельствует об оказании предпочтения одним хозяйствующим субъектам перед другими на рынке нестационарных торговых объектов.
Схема размещения не содержит указания на форму публичной собственности, что приводит к тому, что орган местного самоуправления предлагает хозяйствующим субъектам участие в конкурсе без достаточных правовых оснований, в отсутствие сведений о наличии полномочий по распоряжению земельными участками. Кроме того, заявитель отмечает, что представляемые земельные участки не идентифицированы в Схеме размещения кадастровыми номерами, что не даёт участникам конкурса оценить местоположение предлагаемых мест размещения торговых объектов.
В Схеме размещения идентификации земельных участков отсутствует указания на кадастровый квартал.
Представитель организатора конкурса нарушение Порядка проведения аукциона не признала, указав, что жалоба ИП <_> является необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов регулируются статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 приняты Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов утвержден Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли в Чувашской Республики от 16.11.2010 N 184.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары утверждена решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.11.2013 N 1205. В данную схему включены также нестационарные торговые объекты сезонной мелкорозничной торговли (на летний период).
Постановлением администрации города Чебоксары от 22.03.2016 N 619 утверждены порядок проведения открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары и состав аукционной комиссии по проведению аукциона (далее - Постановление).
На официальном сайте администрации города Чебоксары http://gov.cap.ru/SiteMap.aspxgov_id=81&id=2217103 размещено извещение о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары от 31.03.2016 года.
Согласно данному извещению аукцион состоится в 13:30 04.05.2015 г. по адресу: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д.36, каб.N102.
Довод заявителя по вопросу различия в величине однородных коэффициентов (К4) при расчете платы за размещение для различных случаев применения (для нестационарных торговых объектов и для объектов досуга и отдыха) Комиссия Чувашского УФАС признаёт несостоятельным в силу того, что указанное различие величин коэффициентов не свидетельствует об оказании предпочтения одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими, так как области их деятельности не пересекаются и различие в величине коэффициентов не препятствует конкуренции в сегментах их деятельности.
Кроме того, предположение заявителя о субъективности формулы расчета и критерия (К4) определения победителя ошибочно, поскольку механизм определения победителя конкурса согласно разделу 6 Конкурсной документации не предусматривает субъективизма при принятии решения.
Довод ИП <_> о нарушении прав заявителя в сфере отношений, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности Комиссия Чувашского УФАС признаёт несостоятельным в силу следующего.
Схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.11.2013 г. N1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16.11.2010 г. N184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов"
Таким образом, содержание указанной схемы обусловлены требованиями вышеуказанных нормативных правовых актов.
В соответствии с проектом договора приложения 2 Конкурсной документации предметом договора является право на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно статьям 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков.
Довод ИП <_> о том, что в Схеме размещения идентификации земельных участков отсутствует указание на кадастровый квартал, Комиссия Чувашского УФАС признаёт несостоятельным в силу следующего.
В силу статьи 10 Закона о регулировании торговли размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством РФ.
Комиссия Чувашского УФАС России полагает, что схема размещения нестационарных торговых объектов должна быть совмещена со схемой расположения земельных участков, поскольку на одном земельном участке планируется разместить несколько нестационарных объектов, в связи с чем участники торгов по определенному лоту не в состоянии самостоятельно определить расположение торгового объекта на земельном участке, что, в свою очередь не позволяет участнику торгов в полной мере оценить возможности до размещения объекта торговли.
При этом план размещения нестационарных торговых объектов (далее - план) опубликован в Приложении 1 к извещению N1 о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, размещенном на сайте администрации города Чебоксары Чувашской Республики.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что согласно данному плану, размещенному на официальном сайте организатора торгов, участник торгов по определенному лоту может самостоятельно определить расположение нестационарного торгового объекта на земельном участке.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте-торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП <_> необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России решила:
Признать жалобу ИП <_> необоснованной.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 05-09/3837 (опубликовано 2 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016