Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX,
при участии представителей: ООО "Эльвада": XXXXXXXXXXXX - приказ от 28.02.2015 N б/н;
АО "Главное управление обустройства войск": XXXXXXXXXXXX - доверенность от 10.12.2015 N Д-795,
представители ТС "Оборонторг" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Эльвада" от 18.05.2016
N 34Э на действия (бездействие) заказчика АО "Главное управление обустройства войск", оператора электронной площадки ТС "Оборонторг" при проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кровельных и теплоизоляционных материалов на объект строительства "Жилая застройка на 1970 квартир", по адресу: г. Балашиха, Балашихинское шоссе, вл. 8 (шифр объекта 128/7) (извещение N 31603631312) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Эльвада"
(далее - Заявитель) от 18.05.2016 N 34Э (вх. от 19.05.2016 N 70621/16) на действия (бездействие) заказчика АО "Главное управление обустройства войск" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки ТС "Оборонторг"
(далее - Оператор) при проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кровельных и теплоизоляционных материалов на объект строительства "Жилая застройка на 1970 квартир", по адресу: г. Балашиха, Балашихинское шоссе, вл. 8 (шифр объекта 128/7) (извещение N 31603631312) (далее - Запрос котировок, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым Положением о торгово-закупочной деятельности акционерного общества "Оборонстрой" (протокол от 06.04.2016 N б/н) (далее - Положение о закупках).
Согласно Извещению, Запрос Котировок проводится в электронной форме в соответствии с регламентом торговой системы "ОБОРОНТОРГ" (http://www.oborontorg.ru) (далее - ЭТП).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием ЭТП, имеющей адрес в сети "Интернет": http://oborontorg.ru/, регулируются Регламентом работы Торгового Портала "ОБОРОНТОРГ
(далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
05.05.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению и Документации дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок 12.05.2016 в 09:00 (МСК).
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя в части ограничения его права подать заявку на участие в Запросе котировок. Представитель Оператора, Заказчика с доводом жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса котировок Оператор действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Регламентом и Документацией. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Из представленных на заседании Комиссии ФАС России письменного возражения от 26.05.2016 N ИП-11/6 Оператора, следуют что в указанный промежуток 19:00 (МСК) 11.05.2016 по 09:00 (МСК) 12.05.2015 наблюдались перебои в работе на ЭТП.
Вместе с тем, Оператором на заседание Комиссии ФАС России не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в период подачи заявки Заявителем на участие в Запросе котировок на электронной торговой площадке не возникало технических ошибок, сбоев. Учитывая изложенное, Оператором не обеспечена техническая возможность функционирования программных и технических средств сайта электронной площадки Оператора, в результате чего Заявитель не смог подать заявку на участие в Запросе котировок.
Исходя из системного толкования Закона о закупках, в том числе, статей 3, 4 Закона о закупках, ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг несет Заказчик. 2. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги. Аналогичное требование установлено в подпункте 4 пункта 8 Положения о закупке.
Пунктом 4.3 Проекта договора Документации, в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что "покупатель в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента заключения договора на основании счета на оплату Поставщика вправе осуществить авансовый платеж в размере до 30%
от цены Договора, указанной в п. 3.1 договора". Таким образом, в пункте 4.3 Проекта договора Документации не установлен конкретный размер аванса, а также выплата аванса зависит
от волеизъявления Заказчика. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен подпунктом 3 пункта 2 Положения о закупках. Подпунктом 3 пункта 2.3 Информационной карты Документации установлено, что у участника Запроса котировок должны отсутствовать претензии со стороны органов Министерства обороны Российской Федерации и юридических лиц к участнику закупочной процедуры о ненадлежащем исполнении государственных контрактов и договоров, заключаемых с участниками на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования к участникам Запроса котировок в качестве обязательного требования к участникам Запроса котировок и отказ в допуске участникам Запроса котировок в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках. 4. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры. Пунктом 8 Технического задания Документации установлено, что "поставляемый поставщиком товар должен соответствовать требованиям, установленным спецификацией настоящего Технического задания, и соответствовать требованиям технических нормативов, обязательных стандартов (ГОСТ) и технических условий (ТУ) на данный вид и категорию товара, действующих на территории Российской Федерации" Вместе с тем, из положений Документации не предоставляется возможным определить какие именно "ГОСТ" и какие именно нужны "ТУ" участникам Запроса котировок. Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Эльвада" от 18.05.2016 N 34Э
(вх. от 19.05.2016 N 70621/16) на действия (бездействие) заказчика
АО "Главное управление обустройства войск", оператора электронной площадки ТС "Оборонторг" при проведении запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кровельных и теплоизоляционных материалов на объект строительства "Жилая застройка на 1970 квартир", по адресу: г. Балашиха, Балашихинское шоссе, вл. 8 (шифр объекта 128/7) (извещение N 31603631312) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2, пунктов 6, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 26.05.2016 N 223-ФЗ-216/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В связи с тем, что по результатам проведения Запроса котировок Заказчиком заключен договор, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 мая 2016 г. N 17/36687/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016