Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 30 мая 2016 г. N 57-0В-16
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия УФАС), в составе:
<_>
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Сфера Инжиниринг" - И<_> (по доверенности);
от ОАО "БПО "Сибприбормаш" - С<_> (по доверенности), В<_> (по доверенности), К<_> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Сфера Инжиниринг" в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Сфера Инжиниринг" (далее - Заявитель) (вх. N 165331 от 16.05.2016 г.) на действия заказчика - ОАО "БПО "Сибприбормаш" (далее - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключения договора генерального подряда на организацию выполнения строительно-монтажных работ зданий 201, 203, 101 для нужд ОАО "БПО "Сибприбормаш" (извещение N 31603622155).
Из содержания жалобы следует, что 29.04.2016 г. Заказчиком на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ в сети "Интернет" было опубликовано извещение о проведении открытого одноэтапного конкурса в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключения договора генерального подряда на организацию выполнения строительно-монтажных работ зданий 201, 203, 101 для нужд ОАО "БПО "Сибприбормаш".
Заявитель указывает, что сроки внесения изменений Заказчиком в извещение и/или документацию указанные в п. 4.4.2 Конкурсной документации не соответствуют аналогичным требованиям в п 2 ст. 13 Положения о закупочной деятельности ОАО "БПО "Сибприбормаш".
Разделом 18 Конкурсной документации предусмотрена постквалификация участников закупки.
Заявитель считает данное условие Конкурсной документации не обоснованным, поскольку оно не предусматривается Положением о закупках, Федеральным законом от 18.04.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В Локальном сметном расчете N 2-5-3/7 указаны товарные знаки, марки, и производители без включения слов "или эквивалент".
По мнению Заявителя, указание в Конкурсной документации конкретного производителя без возможности предоставления эквивалента противоречит ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно Приложению N 2 к информационной карте конкурса установлены подкритерии для оценки предложений участников. Подкритерий N 1 - наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Содержание подкритерия: В рамках подкритерия оценивается наличие в период 2013-2015 гг. опыта по организации и выполнению строительно-монтажных работ:
наличие заключенных и исполненных договоров за период 2013-2015 гг. на общую сумму не менее 270 000 000 руб.
Заявитель считает, что данное требование необоснованно установлено Заказчиком, поскольку требуемая сумма превышает начальную (максимальную) цену в 3,2 раза.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии доводы жалобы поддержал.
Представители Заказчика нарушение не признали и пояснили, что 29.04.2016 г. на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ в сети "Интернет" было опубликовано извещение о проведении открытого одноэтапного конкурса в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключения договора генерального подряда на организацию выполнения строительно-монтажных работ зданий 201, 203, 101 для нужд ОАО "БПО "Сибприбормаш".
В соответствии с решением Совета директоров ОАО "БПО "Сибприбормаш" (протокол от 26.02.2016 N 42) с 1 апреля 2016 г. Заказчик присоединился к Единому Положению о закупке Государственной корпорации "Ростех" (далее - ЕПоЗ). Информация о присоединении к Единому Положению о закупке в установленные Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сроки размещена Заказчиком в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) и в подразделе "Госзакупки" раздела "Раскрытие информации" сайта Заказчика (www.spmbiysk.ru).
Согласно пункту 12.5.3 ЕПоЗ организатор закупки вправе принять решение о внесении изменений в извещение и / или документацию о закупке в любой момент до окончания срока подачи заявок. В случае если изменения в извещение и / или документацию о закупке внесены позднее, чем за 15 (пятнадцать) дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня официального размещения внесенных изменений до даты окончания подачи заявок такой срок составлял не менее чем 15 (пятнадцать) дней.
В пункте 1 жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком пункта 2 статьи 13 Положения о закупочной деятельности Заказчика при внесении изменении в документацию о закупке. При этом в указанную закупку Заказчиком никаких изменений не вносилось. Вместе с тем, пункт 2 статьи 13 ЕПоЗ звучит как "Порядок проведения аукциона редукциона" и не относится к закупке в форме "открытого конкурса". То есть заявитель жалобы ссылается на недействующее Положение о закупке.
В соответствии с ЕПоЗ предусмотрены дополнительные элементы закупок, позволяющие Заказчикам, которые присоединились к ЕПоЗ, использовать такие элементы как: "Квалификационный отбор для отдельной закупки" (п.8.1 ЕПоЗ); "Квалификационный отбор для серии закупок" (п.8.2 ЕПоЗ); "Переторжка" (п.8.5 ЕПоЗ); "Постквалификация" (п.8.6 ЕПоЗ) и "Выбор нескольких победителей" (п.8.7 ЕПоЗ).
В связи с наличием в ЕПоЗ возможности использования процедуры постквалификации, Заказчиком такая же возможность предусмотрена и в Документации о закупке (ст.4.18). Тем не менее, использование данного вида этапа проведения закупки является правом Заказчика. Поэтому, в пункте 29 статьи 6 "Информационная карта" Документации о закупке Заказчиком было указано, что в данной закупке постквалификация не допускается.
В составе документации о закупке присутствуют формы документов, по тексту которых присутствуют сноски, ссылки (гиперссылки), а также иная необходимая информация, позволяющая участникам закупки заполнить любую форму без каких-либо затруднений.
Согласно Единому Положению о закупке (п.10.3.6(7)) в Документации о закупке допускается указание товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения продукции или наименование производителя без дополнения таких указаний словами "или эквивалент" в случае если конкретный товарный знак, знак обслуживания, патент, полезная модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя указаны в проектной документации, конструкторской документации (в том числе - путем указания технических условий) и их замена невозможна без внесения изменений в такую документацию.
В случае применения (использования) иного оборудования (материалов) отличного от утвержденного проектно-сметной документацией оборудования (материалов) повлечет внесение соответствующих изменений в проектно-сметную документацию и, как следствие, необходимость повторного прохождения государственной экспертизы проектной документации и проверку достоверности определения сметной стоимости проекта.
Разработанная и прошедшая государственную экспертизу проектно-сметная документация (соответствующие разделы) содержит указание на марку, торговые знаки, наименование производителей.
В соответствии с приложением N 2 к "Информационной карте" Документации о закупке Заказчиком установлен подкритерий N 1 для оценки предложений участников закупки. Согласно которому, оценивается наличие у участников закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Методика оценки данных критериев предусмотрена Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех".
Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.
В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
29.04.2016 г. Заказчиком на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ в сети "Интернет" было опубликовано извещение о проведении открытого одноэтапного конкурса в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключения договора генерального подряда на организацию выполнения строительно-монтажных работ зданий 201, 203, 101 для нужд ОАО "БПО "Сибприбормаш".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
01.04.2016 г. Заказчик присоединился к Единому Положению о закупке Государственной корпорации "Ростех".
В соответствии с п. 12.5.3 ЕПоЗ организатор закупки вправе принять решение о внесении изменений в извещение и/или документацию о закупке в любой момент до окончания срока подачи заявок. В случае если изменения в извещение и/или документацию о закупке внесены позднее, чем за 15 (пятнадцать) дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня официального размещения внесенных изменений до даты окончания подачи заявок такой срок составлял не менее чем 15 (пятнадцать) дней.
Согласно п. 4.4.2 Конкурсной документации, в случае если изменения в извещение и/или документацию о закупке внесены позднее, чем за 15 (пятнадцать) дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок будет продлен так, чтобы со дня официального размещения внесенных изменений до даты окончания подачи заявок такой срок составлял не менее чем 15 (пятнадцать) дней.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком п. 2 ст. 13 Положения о закупках при внесении изменений в Конкурсную документацию не находит своего подтверждения, поскольку Заявитель ссылается на недействующее Положение о закупках.
В соответствии с п. 8.6.1. ЕПоЗ постквалификация представляет собой процедуру дополнительной проверки участника закупки на достоверность ранее заявленных им параметров квалификации и условий исполнения договора.
Согласно п. 4.18.1 Конкурсной документации предусмотрено, что в целях дополнительной проверки участника закупки на достоверность ранее заявленных им параметров квалификации и условий исполнения договора в отношении такого участника может быть проведена постквалификация.
Пунктом 29 ст. 6 Информационной карты Конкурсной документации имеется указание на то, что в данной закупке постквалификация не допускается.
Таким образом, наличие требования о постквалификации участников закупки не противоречит Единому положению о закупочной деятельности Заказчика, кроме того, данный этап закупки не применяется в рассматриваемой закупочной процедуре.
В соответствии с пп. 8 п. 12.3.6 ЕПоЗ документация о закупке должна содержать помимо прочего требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, включая формы представления необходимых сведений и инструкцию по составлению заявки.
В составе Конкурсной документации соблюдены все необходимые требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки с инструкцией для заполнения таких форм.
В соответствии с пп. 7 п. 10.3.6 ЕПоЗ в документации о закупке допускается указание товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения продукции или наименование производителя без дополнения таких указаний словами "или эквивалент" в случае если конкретный товарный знак, знак обслуживания, патент, полезная модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя указаны в проектной документации, конструкторской документации (в том числе - путем указания технических условий) и их замена невозможна без внесения изменений в такую документацию.
Кроме того Заявитель необоснованно ссылается на нарушение ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поскольку данная закупочная процедура регламентируется нормами Федерального закона от 18.04.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и её состав в соответствии с его потребностью в том или ином товаре. Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в Положение о закупках (равно как и в документацию для проведения запроса предложений) конкретных требований к товару, являющихся значимыми именно для заказчика.
В соответствии с приложением N 2 к "Информационной карте" Документации о закупке Заказчиком установлен подкритерий N 1 для оценки предложений участников закупки. Согласно которому оценивается наличие у участников закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Согласно п. 10.13.1. ЕПоЗ в целях определения победителя конкурентной процедуры закупки осуществляется оценка и сопоставление заявок по степени их предпочтительности.
Подпунктом "д" п. 10.13.4. ЕПоЗ установлено, что к неценовым критериям оценки относится квалификация участника закупки, в рамках которой могут оцениваться в том числе "наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема".
Согласно пункту 12.9.4 ЕПоЗ оценка и сопоставление заявок осуществляются в соответствии с критериями оценки и в порядке (включая весовые коэффициенты значимости), которые установлены Документацией о закупке с учетом положений Методических рекомендаций по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе (Приложение 6 к ЕПоЗ) (далее - Рекомендации по оценке).
В соответствии с пунктом 2.4 Рекомендаций по оценке определение победителя закупки при проведении процедуры конкурса осуществляется путем оценки и сопоставления заявок в соответствии с разделом с разделом 3 "Методика оценки заявок" Рекомендаций по оценке.
Подпунктом 4 пункта 3.10.1.1 Раздела 3 "Методика оценки заявок" оценка заявок по критерию "Квалификация участника закупки" может осуществляться, в том числе в следующем порядке: в случае, если для Заказчика наиболее предпочтительным предложением является наибольшее значение такого подкритерия и при этом в документации о закупке устанавливалось предельно необходимое максимальное значение подкритерия. Что Заказчиком и было использовано. При этом Заказчик в Документации о закупке использовал установленные данными пунктами правила оценки (в том числе формулы).
Таким образом, вышеуказанное требование к опыту по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема правомерно установлено Заказчиком в соответствии с Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех", кроме того, данные требования являются критериями оценки участников закупки и не могут послужить основанием для отклонения заявки участника.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "Сфера Инжиниринг" - необоснованной
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 мая 2016 г. N 57-0В-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016