Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 3031/02 (опубликовано 26 мая 2016 г.)
Резолютивная часть оглашена 25.05.2016 Великий Новгород
Изготовлено в полном объеме 26.05.2016
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Управление) Куриков Илья Андреевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 13, возбужденного в отношении в отношении юридического лица - Акционерного общества "Новгородоблэлектро" (место нахождения: ул. Кооперативная, д. 8, г. Великий Новгород, Новгородская область, 173003, ИНН 5321037717, ОГРН 1025300780262) (далее - АО "Новгородоблэлектро" Общество) указывающие на наличие события административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь статьей 26.10, пунктом 1 части 1 статьи 29.4. КоАП РФ установил:
В результате проведения Управлением проверки соблюдения Обществом стандартов раскрытия информации выявлены нарушения требований о раскрытии информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
Согласно статье 9.15 КоАП РФ, нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ рассмотрение дел, предусмотренных статьёй 9.15 КоАП РФ, отнесено к компетенции Федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
По факту совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Новгородского УФАС России Аванесяном М.В. составлен протокол от 16.04.2016 N 13 об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике):
территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;
объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства;
Согласно части 1 статьи 37 Закона об электроэнергетике, субъектами розничных рынков являются:
потребители электрической энергии;
поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона);
территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), субъекты розничных рынков - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) N489-э "О внесении изменений в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (далее - Реестр), внесено следующее изменение:
Организацию под регистрационным N 53.1.2 именовать Открытое акционерное общество "Новгородоблэлектро" вместо Открытое акционерное общество "Новгородские областные коммунальные электрические сети".
Следовательно, Общество включено в Реестр и на него распространяется действие Федерального Закона "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ (далее Закон "О естественных монополиях")
В соответствии со статьей 3 Закона "О естественных монополиях": естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона "О естественных монополиях" законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, Общество, в соответствии с положениями вышеназванных норм права, является субъектом розничного рынка электрической энергии, а именно - территориальной сетевой организацией, которая так же является субъектом естественной монополии.
Таким образом, на Общество, как на субъект розничного рынка электрической энергии, распространяется установленная Стандартами обязанность по раскрытию информации, состав которой определен также положениями Стандартов.
В соответствии с положениями пункта 11 Стандартов раскрытия, территориальные сетевые организации помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают:
а) о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
а (1)) о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в плату за технологическое присоединение (и подлежащих учету (учтенных) в тарифах на услуги по передаче электрической энергии), с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов, содержащего информацию о размере таких расходов;
а (2)) о прогнозных сведениях о расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год - для территориальных сетевых организаций;
б) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:
о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:
об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;
об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;
о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;
о затратах на оплату потерь, в том числе:
о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;
о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;
о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;
о техническом состоянии сетей, в том числе:
о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению;
об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;
о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше;
с 1 октября 2013 г. - о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем уровням напряжения;
о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);
в) о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
аннулированных заявок на технологическое присоединение;
выполненных присоединений и присоединенной мощности;
в (1)) о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в разбивке по уровням напряжения;
г) о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;
д) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;
е) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;
е (1)) о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации;
е (2)) об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, о направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также информацию о составлении и подписании документов о технологическом присоединении;
ж) об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу (далее - проект инвестиционной программы) и обосновывающих ее материалах, включая:
перечни инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы), реализуемых с использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы), и инвестиционных проектов, реализуемых без использования указанных инвестиционных ресурсов, с указанием идентификаторов инвестиционных проектов, одной или нескольких целей реализации инвестиционных проектов (развитие электрической сети, усиление электрической сети, связанное с подключением новых потребителей, замещение (обновление) электрической сети, повышение надежности оказываемых услуг в сфере электроэнергетики, повышение качества оказываемых услуг в сфере электроэнергетики, выполнение требований законодательства Российской Федерации, предписаний органов исполнительной власти, регламентов рынков электрической энергии, повышение экономической эффективности (мероприятия, направленные на снижение эксплуатационных затрат) оказания услуг в сфере электроэнергетики, обеспечение текущей деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе развитие информационной инфраструктуры, хозяйственное обеспечение деятельности), инвестиции, связанные с деятельностью, не относящейся к сфере электроэнергетики) и плановых значений количественных показателей инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы), указанных для каждого года ее реализации, в том числе показателей, характеризующих достижение указанных целей инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) по отдельным проектам (группам проектов, инвестиционной программе в целом). Под идентификатором инвестиционного проекта понимаются уникальное цифровое, буквенное, символьное обозначение или комбинации таких обозначений, включая коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) инвестиционного проекта. Идентификатор инвестиционного проекта определяется субъектом рынков электрической энергии однократно в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации, и не меняется на протяжении всего срока реализации инвестиционного проекта, а также после завершения его реализации. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью формирует указанные перечни инвестиционных проектов с распределением на инвестиционные проекты, по результатам выполнения которых обеспечивается соответствие объектов электроэнергетики, на строительство (реконструкцию, модернизацию) которых направлена реализация указанных инвестиционных проектов, критериям отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 41 "О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети" а также иные инвестиционные проекты. Перечень и порядок расчета количественных показателей инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации;
краткое описание инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) по основным направлениям инвестиционных проектов, в том числе включающее указание целей и обоснование необходимости реализации инвестиционных проектов, вводимой (выводимой) мощности и (или) других характеристик объектов инвестиционной деятельности, места расположения объектов инвестиционной деятельности, сроков ввода (вывода) объектов инвестиционной деятельности, в том числе сроков ввода (вывода) объектов электроэнергетики, показателей энергетической эффективности оборудования и других показателей инвестиционных проектов инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы);
план финансирования и освоения капитальных вложений по инвестиционным проектам в отношении каждого года периода реализации инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) с указанием по каждому инвестиционному проекту планируемых источников финансирования, полной и остаточной стоимости инвестиционных проектов (по состоянию на начало календарного года, в котором раскрывается инвестиционная программа (проект инвестиционной программы), плановых объемов финансирования и освоения капитальных вложений в отношении каждого года периода реализации инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы);
результаты расчетов объемов финансовых потребностей, необходимых для строительства объектов электроэнергетики, выполненных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации, а также информацию об использованных при таких расчетах типовых технологических решениях капитального строительства объектов электроэнергетики, их технических показателях и о соответствующих им укрупненных нормативах цены;
план ввода основных средств в натуральном и стоимостном выражении с разделением по инвестиционным проектам, составленный на период реализации инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы), в том числе с распределением по кварталам в 1-м году реализации инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) и году, в котором раскрывается инвестиционная программа (если применимо);
финансовый план субъекта электроэнергетики, составленный на период реализации инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы), начиная с 1-го года ее реализации, с разделением по видам деятельности (в том числе регулируемым государством), а также с указанием источников и способов финансирования инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) и отчетных показателей исполнения финансового плана субъекта электроэнергетики за предыдущий и текущий годы;
перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых инвестиционной программой (проектом инвестиционной программы) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью предусматривается строительство (реконструкция, модернизация, техническое перевооружение) объектов электросетевого хозяйства, а также находятся объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и не принадлежащие на праве собственности указанной организации (раскрывается организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью);
паспорта инвестиционных проектов, предусмотренных инвестиционной программой (проектом инвестиционной программы), содержащие информацию, предусмотренную пунктом 11(8) настоящего документа;
значения целевых показателей для целей формирования инвестиционной программы, установленные в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации;
материалы, обосновывающие стоимость инвестиционных проектов, предусмотренных инвестиционной программой (проектом инвестиционной программы), в том числе пояснительную записку, сметные расчеты и иные документы и расчеты, которые, по мнению сетевой организации, могут служить обоснованием стоимости указанных инвестиционных проектов;
программу научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ на период реализации инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) с распределением по годам и описанием содержания работ (при наличии таковой);
копию решения об одобрении проекта инвестиционной программы советом директоров (наблюдательным советом) сетевой организации, а при отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) - коллегиальным (единоличным) исполнительным органом управления или иным уполномоченным органом сетевой организации (не раскрывается при опубликовании информации о проекте инвестиционной программы в случаях, если сроки раскрытия такой информации в соответствии с пунктом 12 настоящего документа предусмотрены Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (далее - Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики);
программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (для организаций, которые в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности утверждают и реализовывают программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности);
заключения (отчеты) по результатам проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов строительства объектов электроэнергетики в случаях, если получение таких заключений (отчетов) является обязательным;
заключение по результатам проведения технологического и ценового аудита инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) (при наличии такового), выполненное в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. N 132 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией"
информацию о наличии у сетевой организации предусмотренных законодательством Российской Федерации о приватизации инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, а также об условиях таких обязательств;
ж (1)) об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах, включая:
отчет о реализации инвестиционной программы, сформированный с распределением по перечням инвестиционных проектов, с указанием фактических:
введенной (выведенной) мощности и (или) других характеристик объектов инвестиционной деятельности, предусмотренных соответствующими инвестиционными проектами, а также дат ввода (вывода) указанных объектов;
объемов финансирования и освоения капитальных вложений, а также источников финансирования инвестиционных проектов инвестиционной программы;
объемов ввода объектов основных средств в натуральном и стоимостном выражении по инвестиционным проектам инвестиционной программы;
стоимостных, технических, количественных и иных показателей технологических решений капитального строительства введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, соответствующих типовым технологическим решениям капитального строительства объектов электроэнергетики, в отношении которых Министерством энергетики Российской Федерации установлены укрупненные нормативы цены;
значений количественных показателей инвестиционной программы и достигнутых результатов в части, касающейся расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше;
отчет о выполненных закупках товаров, работ и услуг для реализации утвержденной инвестиционной программы с распределением по каждому инвестиционному проекту;
отчет об исполнении финансового плана субъекта электроэнергетики;
паспорта инвестиционных проектов, содержащие информацию, предусмотренную пунктом 11(8) настоящего документа, по состоянию на отчетную дату;
заключение по результатам проведения технологического и ценового аудита отчета о реализации инвестиционной программы (при наличии такового), выполненное в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. N 132 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией"
з) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию:
о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов);
о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок;
и) о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций. Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и о сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса), порядок определения стоимости (если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за исполнение услуги (процесса), а также описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса);
к) о лицах, намеревающихся перераспределить максимальную мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств в пользу иных лиц, включая:
наименование лица, которое намеревается осуществить перераспределение максимальной мощности принадлежащих ему энергопринимающих устройств, и его контактные данные;
объем планируемой к перераспределению максимальной мощности;
наименование и место нахождения центра питания;
л) о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации - по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
м) об объеме и стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющим производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка, с указанием наименования такого производителя.
В соответствии с пунктом 12 Стандартов раскрытия, информация, указанная в абзаце восемнадцатом подпункта "б" и подпункте "м" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц.
В соответствии с ответом Общества от 10.12.2015 N 6/2908 раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 9, 11 Стандартов, Общество произвело на официальном сайте организации по адресу http://новоблэлектро.рф.
24 ноября 2015 года Управлением был произведен осмотр официального Интернет-сайта Общества по адресу: http://новоблэлектро.рф, по результатам которого составлен акт осмотра Интернет-сайта от 24.11.2015. В результате осмотра установлено и отражено в указанном акте, что в разделах интернет-сайта http://новгородоблэлектро.рф/ указана вся информация согласно пункту 2 Стандартов за исключением информации, подлежащей раскрытию согласно подпункту "м" пункта 11 Стандартов, а именно: информация об объеме и стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющим производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка, с указанием наименования такого производителя.
Таким образом, по состоянию на 24 ноября 2015 года, Обществом, в нарушение требований пункта 12 Стандартов, не осуществлено опубликование на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации информации, предусмотренной подпунктом "м" пункта 11 Стандартов.
Как следует из ответа общества от 10.12.2015 N 6/2908, информация, раскрытие которой предусмотрено подпунктом "м" пункта 11 Стандартов, не раскрыта ввиду того, что Общество не имеет договорных отношений по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющим производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка, с указанием наименования такого производителя.
В соответствии с вышеизложенным, по состоянию на 24 ноября 2015 года информация, подлежащая раскрытию в соответствии с требованиями подпункта "М" пункта 11 Стандартов, Обществом не была раскрыта на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Обществом нарушены установленные Стандартами порядок, способы и сроки опубликования информации, подлежащей раскрытию.
В своих пояснениях по делу об административном правонарушении N 13 Общество сообщает, что не совершало правонарушения, предусмотренного статьёй 9.15 КоАП РФ, т.к. информация, предусмотренная пп. "м" пункта 11 Стандартов отсутствует. Нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность публиковать сведения об отсутствии и причинах отсутствия информации, перечисленной в Стандартах.
Следовательно, дело об административном правонарушении N 13 в отношении Общества должно быть прекращено применительно к пп. 1 п. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.
В том случае, если при рассмотрении указанного дела должностным лицом Новгородского УФАС России будет установлено наличие состава правонарушения, предусмотренного статьёй 9.15 КоАП РФ, Общество просит в соответствии с пунктами 3.2-3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.
Основанием для применения указанной нормы, по мнению Общества, является характер совершенного административного правонарушения и его последствий: неопубликование несуществующей информации не повлекло вреда общественным интересам.
При этом необходимо иметь в виду, что, исходя из положений Стандартов раскрытия информации, можно сделать вывод о том, что на сетевую организацию возложена обязанность раскрывать соответствующую информацию, предусмотренную Стандартами, как в случае наличия сведений, так и в случае их отсутствия (в частности, информацию о неприобретении территориальной сетевой организацией электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии у производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющими производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии). Поэтому, то обстоятельство, что Общество не имеет соответствующих договоров купли-продажи с производителями электрической энергии (мощности), не освобождает Общество от исполнения обязанности опубликовать соответствующую информацию.
Вышеизложенная позиция Управления, что на территориальную сетевую организацию возложена обязанность раскрывать соответствующую информацию, предусмотренную Стандартами, как в случае наличия сведений, так и в случае их отсутствия, соответствует позиции ФАС России, изложенной в пункте 3.4 письма ФАС России от 17.06.2013 N ЦА/23366/13 "О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)", и подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.02.2012 по делу А12-10883/2011, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.09.2012 по делу N А13-1/2012.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.05.2013 по делу N А26-6168/2012 (далее - Постановление по делу N А26-6168/2012), на которое ссылался представитель Общества при составлении протокола и при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в обоснование своего довода об отсутствии у Общества обязанности раскрывать информацию по подпункту "м" пункта 11 Стандартов в случае отсутствия указанных в данном подпункте заключенных договоров купли-продажи электрической энергии (мощности), не может являться прецедентным для рассматриваемых в настоящем деле об административном правонарушении обстоятельств в связи со следующим.
Из Постановления по делу N А26-6168/2012 следует, лицом, привлеченным к административной ответственности по статье 9,15 КоАП РФ, была не территориальная сетевая организация, а энергосбытовая организация, не имеющая статуса гарантирующего поставщика. Поэтому что суд при вынесении решения обоснованно сопоставил требования Стандартов Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, действовавшими на момент выявления правонарушения и вынесения оспариваемого постановления, которыми предусмотрено, что предельные уровни нерегулируемых цен рассчитываются только гарантирующими поставщиками, поэтому у энергосбытовой компании, не имеющей статуса гарантирующего поставщика, в силу действующих норм права в принципе не может быть информации, предусмотренной подпунктом "д" пункта 20 Стандартов (то есть, информации о расчете нерегулируемой составляющей в ставке покупки потерь электроэнергии и коэффициента бета (доли покупки потерь по регулируемой цене). Поэтому суд обоснованно признал, что требование подпункта "д" пункта 20 Стандартов распространяется только на гарантирующих поставщиков, и принял обоснованное решение об отсутствии в действиях не имеющей такого статуса энергосбытовой организации, не опубликовавшей информацию об отсутствии у нее сведений по подпункту "д" пункта 20 Стандартов, состава вменяемого правонарушения.
В данном рассматриваемом случае, Общество является территориальной сетевой организацией, которая в этом статусе имеет право и потенциальную возможность приобретать электрическую энергию (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии у производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющими производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и обязано в соответствии с подпунктом "м" пункта 11 Стандартов раскрыть информацию либо об объеме и стоимости приобретенной электрической энергии (мощности) за расчетный период, либо информацию о неприобретении электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии у указанных производителей электрической энергии (мощности), то есть, фактически об объеме приобретенной электрической энергии, равном 0.
Причем информация в соответствии с подпунктом "м" пункта 11 Стандартов должна раскрываться сетевой организацией ежемесячно, в динамике. И если в текущем расчетном периоде объем приобретенной Обществом электрической энергии (мощности) равен 0, то в следующем расчетном периоде возможно заключение Обществом соответствующих договоров купли-продажи с производителями электрической энергии (мощности) и приобретение электрической энергии производителей. Таким образом, неприобретение Обществом в расчетном периоде электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии у соответствующих производителей электрической энергии не освобождает Общество от исполнения обязанности раскрыть информацию, предусмотренную подпунктом "м" пункта 11 Стандартов, в установленных Стандартами порядке, способе или сроках, в частности об отсутствии в расчетный период объема приобретенной электрической энергии (мощности).
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Формальным объектом состава допущенного Обществом административного правонарушения является установленный законодательством порядок и сроки раскрытия информации, предусмотренные Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Введение в законодательство нормы, предусматривающей ответственность за нарушение Стандартов раскрытия информации, обусловлено защитой публичных интересов в сфере электроэнергетики и призвано повысить прозрачность деятельности профессиональных участников оптового и розничных рынков электроэнергии.
Следовательно, отсутствие со стороны субъекта оптового или розничного рынка электроэнергии своевременных и позитивных действий, направленных на исполнение публично-правовых обязанностей и свидетельствующих о стремлении эти обязанности исполнить в установленный срок, не позволяет оценить допущенное правонарушение как малозначительное.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении учтено, что состав правонарушения, предусмотренный статьей 9.15 КоАП является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Объективная сторона вменяемого Обществу административного правонарушения выражается в нарушении установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов и сроков опубликования информации на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, раскрытие которой предусмотрено подпунктом "м" пунктом 11 Стандартов.
Субъектом административного правонарушения является АО "Новгородоблэлектро".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества состоит в том, что оно имело возможность, но не выполнило установленные Стандартами раскрытия информации требования к порядку, способам и срокам ее раскрытия и не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Объективных обстоятельств, делавших невозможным соблюдение Обществом установленных Стандартами раскрытия информации требований и принятие всех зависящих от него мер по их соблюдению, при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного, лицом, совершившим административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, является юридическое лицо - АО "Новгородоблэлектро".
Место и время совершения (обнаружения) административного правонарушения - Новгородская обл., г. Великий Новгород, 24 ноября 2015 года.
Законный представитель АО "Новгородоблэлектро", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела N 13 об административном правонарушении, на рассмотрение дела не явился, направив представителя:<_> действующего на основании доверенности от 29.12.2015 N 143/15.
Дело об административном правонарушении N 13 в соответствии с частью 3 статьи 4.1, статьей 26.1 КоАП РФ рассмотрено с учетом виновности Общества в совершении административного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела установлено не было.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, принимается во внимание совершение Обществом правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, впервые.
Должностное лицо, рассматривавшее настоящее дело об административном правонарушении, в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ приняло довод Общества о характере совершенного административного правонарушения и его последствий, и считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц статьей 9.15 КоАП РФ.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления по делу N 13 об административном правонарушении не пропущен.
Все обстоятельства, на которые ссылалось Общество в процессе производства по делу об административном правонарушении, оценены надлежащим образом и учтены при определении размера штрафа. Заявлений, ходатайств или отводов от Общества не поступало.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 2.1, 4.5, 9.15, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать юридическое лицо - Акционерное общество "Новгородоблэлектро" (место нахождения: ул. Кооперативная, д. 8, г. Великий Новгород, Новгородская область, 173003, ИНН 5321037717, ОГРН 1025300780262) виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении субъектом розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ответственность за которое для юридического лица предусмотрена частью статьей 9.15 КоАП РФ.
2. Применить к АО "Новгородоблэлектро" штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.
3. Сумму штрафа Обществу надлежит перечислить в бюджет:
ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810900000010001
Банк: Отделение Новгород
БИК: 044959001
Кор. счет: Нет
ОКТМО: 49701000
Код БК: 16111602010016000140
(Штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике)
Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения
срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя Управления И.А. Куриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 3031/02 (опубликовано 26 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016