Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 11 мая 2016 г. N 18-08/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель
руководителя Управления -
начальник отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> ведущий специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело N 18-08/2016, возбужденное в отношении гр. Исаева М.Ю. по факту размещения на перекрестках города Челябинска, ограниченных улицами Куйбышева и Свердловский проспект, 40 лет Победы и Комсомольский проспект, на одной опоре со светофором и знаком 1.20.2 "Сужение дороги" (справа), на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 "Пешеходный переход" и 2.4 "Уступите дорогу" рекламы, в которой присутствуют сведения "Автострахование. ОСАГО. 776-31- <_>1200 р." с признаками нарушения части 3 статьи 19 Федерального закона РФ "О рекламе",
в отсутствие:
заявителей, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, гр. <_> надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) из Прокуратуры Челябинской области поступило заявление депутата Законодательного собрания Челябинской области <_>, а также заявление депутата Законодательного собрания Челябинской области <_> о незаконном размещении на перекрестках города Челябинска на светофорах рекламы о продаже страховых полисов обязательного страхования автогражданской ответственности.
Кроме того, в Челябинское УФАС России поступило обращение физического лица о размещении в городе Челябинске на перекрестке, ограниченного улицей Куйбышева и Свердловский проспект (в сторону улицы Косарева) на одной опоре со светофором рекламы: "ОСАГО за 1200 рублей". Из представленных заявителем фотоматериалов усматривается, что в рекламе присутствуют сведения: "Автострахование. ОСАГО. 776-31- <_> 1200 р.". Плакат с рекламой размещен на одной опоре со светофором и знаком 1.20.2 "Сужение дороги" (справа).
Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр светофоров в городе Челябинске, в ходе которого установлено, что плакат с рекламой "Автострахование. ОСАГО. 776-31-<_> 1200 р." на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 "Пешеходный переход" и 2.4 "Уступите дорогу" также размещен на перекрестке улицы 40 лет Победы и проспект Комсомольский (акт осмотра N 14-2016 от 10 февраля 2016 года).
ООО "Т2 Мобайл" на запрос Челябинского УФАС России представило сведения о том, что абонентом телефонного номера (351) 776-31-<_> указанного в рекламе, является гр. <_>
<_>на рассмотрении дела не явился. Запрошенные определением исх. N 2361/08, исх. N3435/08 документы не представил. Почтовая корреспонденция, направленная гр. <_>по адресу: <_> возвратилась с отметкой об истечении срока хранения.
По данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по Челябинской области на запрос Челябинского УФАС России адрес регистрации <_> совпадает с адресом, на который антимонопольным органом направлялась корреспонденция с процессуальными документами.
С учетом изложенного, Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие гр. <_>
Рассмотрев заявление и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В городе Челябинске по состоянию на 10 февраля 2016 года на перекрестке улицы 40 лет Победы и проспект Свердловский на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 "Пешеходный переход" и 2.4 "Уступите дорогу" размещен плакат с рекламой: "Автострахование. ОСАГО. 776-31- <_> 1200 р.".
Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра N 14-2016 от 10 февраля 2016 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.
Также в этот же период в городе Челябинске на перекрестке, ограниченного улицей Куйбышева и Свердловский проспект (в сторону улицы Косарева) на одной опоре со светофором и знаком 1.20.2 "Сужение дороги" (справа) размещена реклама со сведениями "Автострахование. ОСАГО. 776-31- <_> 1200 р.".
Факт размещения рекламы подтверждается фотоматериалами, представленными заявителем 19.02.2016.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона РФ "О рекламе" распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Согласно п.6.1. ГОСТ Р 52044-2003 Государственный стандарт Российской Федерации "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены на дорожных ограждениях и направляющих устройствах.
В силу пункта 3.1 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" техническое средство организации дорожного движения: дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.
Таким образом, светофор является техническим средством организации дорожного движения, предназначен, в том числе для регулирования дорожного движения.
Размещение на перекрестках города Челябинска, ограниченных улицами Куйбышева и Свердловский проспект, 40 лет Победы и Комсомольский проспект, на одной опоре со светофором и знаком 1.20.2 "Сужение дороги" (справа), на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 "Пешеходный переход" и 2.4 "Уступите дорогу" рекламы, в которой присутствуют сведения "Автострахование. ОСАГО. 776-31-<_> 1200 р." нарушает требования части 3 статьи 19 Федерального закона РФ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Статьей 3 Федерального закона "О рекламе" установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона "О рекламе" это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.
По смыслу части 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" распоряжение рекламной конструкцией (определение места ее расположения и внешнего вида, принятие решения о присоединении к определенному объекту, в том числе знаку дорожного движения, его опоре или любому иному приспособлению, предназначенному для регулирования дорожного движения) осуществляется владельцем рекламной конструкции либо с его ведома. Указанное лицо признается рекламораспространителем (письмо ФАС России от 01.12.2011 N АК/44573 "О рекламе на дорожных знаках").
С учетом изложенного, рекламодателем и рекламораспространителем рекламы, размещенной на перекрестках города Челябинска, ограниченных улицами Куйбышева и Свердловский проспект, 40 лет Победы и Комсомольский проспект, на одной опоре со светофором и знаком 1.20.2 "Сужение дороги" (справа), на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 "Пешеходный переход" и 2.4 "Уступите дорогу" рекламы, в которой присутствуют сведения "Автострахование. ОСАГО. 776-31-<_> 1200 р." является <_>, поскольку распоряжение рекламной конструкцией, а также распространение рекламы осуществлялось в его интересах с указанием принадлежащего ему номера телефона.
Доказательств размещения и распространения рекламы иным лицом, либо в интересах иного лица от Исаева М.Ю. не поступило.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
В связи с тем, что размещение на перекрестках города Челябинска, ограниченных улицами Куйбышева и Свердловский проспект, 40 лет Победы и Комсомольский проспект, на одной опоре со светофором и знаком 1.20.2 "Сужение дороги" (справа), на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 "Пешеходный переход" и 2.4 "Уступите дорогу" рекламы, в которой присутствуют сведения "Автострахование. ОСАГО. 776-31- <_>1200 р." прекращено, что подтверждается письмами Управления наружной рекламы и информации Администрации г. Челябинска вх. N 2432 от 20.02.2016, вх. N 4515 от 11.04.2016, необходимость в выдаче <_>предписания о прекращении нарушения законодательства РФ отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, в которой присутствуют сведения "Автострахование. ОСАГО. 776-31- <_> 1200 р.", размещенную:
10 февраля 2016 года в городе Челябинске на перекрестке улицы 40 лет Победы и проспект Свердловский на одной опоре со светофором и дорожными знаками 5.19.1 "Пешеходный переход" и 2.4 "Уступите дорогу",
19 февраля 2016 года в городе Челябинске на перекрестке, ограниченного улицей Куйбышева и Свердловский проспект (в сторону улицы Косарева) на одной опоре со светофором и знаком 1.20.2 "Сужение дороги" (справа),
поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <_>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 18 мая 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 мая 2016 г. N 18-08/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016