Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" <> - доверенность от 01.02.2016 б/н,
ЗАО "Юрэнерго" <> - доверенность от 28.10.2013 N 1-1/1-13, <> - доверенность от 10.05.2016 N 1-1/1-24,
представители ООО "ГазНефтеторг.ру" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ЗАО "Юрэнерго" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Московская объединенная энергетическая компания", оператора электронной площадки ООО "ГазНефтеторг.ру" при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя ПАО "МОЭК" (номер закупки на сайте www.oaomoek.ru N6263/П) (извещение N 31603524304), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "Юрэнерго" б/д б/н (далее - Заявитель) (вх. от 28.04.2016 N 60745/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки ООО "ГазНефтеторг.ру" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по проведению экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя ПАО "МОЭК" (номер закупки на сайте www.oaomoek.ru N6263/П) (извещение N 31603524304) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Московская объединенная энергетическая компания", утвержденным решением Совета директоров ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" от 06.03.2015 (далее - Положение о закупках).
Согласно Извещению, проведение Запроса предложений осуществлялось Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы и на сайте электронной торговой площадки ООО "ГазНефтеторг.ру" (далее - ЭТП).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием ЭТП, имеющей адрес в сети "Интернет": http://www.gazneftetorg.ru, регулируются Регламентом работы торговой системы "ГазНефтеторг.ру", утвержденным приказом Генерального директора ООО "ГазНефтеторг.ру" от 15.10.2012 (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
07.04.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению и Документации дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений 19.04.2016 в 14 час. 00 мин. Дата и время рассмотрения заявок 03.06.2016 в 10 час 00 мин.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений нарушены права и законные интересы Заявителя, выразившиеся в невозможности подачи заявки до окончания срока подачи заявок.
Представитель Заказчика, а также Оператор электронной площадки в представленных на заседание Комиссии ФАС России письменных возражениях, с доводом жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Регламентом.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В представленных на заседании Комиссии ФАС России письменных возражениях Оператор электронной площадки сообщает, что 19.04.2016 в 13:43:12 Заявитель вошел в личный кабинет, в 13:47:22 того же дня приступил к формированию своего предложения в Запросе предложений. Ценовое предложение было подписано электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП). Далее производилась загрузка файлов. В 13:59:57 того же дня один из загруженных файлов был подписан ЭЦП. В этот момент состоялось вскрытие заявок на участие в Запросе предложений и дальнейшие действия по отправке предложения стали невозможны. Следовательно, кнопка "Отправить предложение" не появилась, возможности доставить предложение в электронный сейф ЭТП не имелось.
Для удобства пользователей ЭТП в Личном кабинете предусмотрена таблица, информирующая о статусе заявки. При этом заявка Заявителя по Запросу предложений имела статус "На стадии подготовки", что свидетельствует о том, что предложение Заявителя по закупке не было отправлено.
Кроме того, во время проведения Запроса предложений технических сбоев на ЭТП зафиксировано не было, сообщения о технической неисправности ЭТП от Заказчика, а также других участников Запроса предложений не поступали.
Вместе с тем, на заседание Комиссии ФАС России Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих довод Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя о невозможности подачи заявки на участие в Запросе предложений, связанный с работой ЭТП не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 3.7.3 Документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям Документации о Запросе предложений, которым в том числе предусмотрено предоставление информации об объеме оказания услуг и выполнении аналогичных договоров за период указанный в подпункте 1 пункта 4.21 Информационной карты Документации по установленной в Документации форме, сумма по каждому из которых составляет не менее процента от начальной (максимальной) цены, указанного в подпункте 1 пункта 4.21 Информационной карты Документации - Справка об опыте оказания аналогичных аналогичных услуг (Форма 5):
Участнику необходимо документально подтвердить указанные им сведения в Форме 5 в связи, с чем необходимо представить к данной форме копии указанных в таблице договоров в количестве указанном в подпункте 1 пункта 4.21 Информационной карты Документации с обязательным приложением копий подписанных актов оказанных услуг. Участник может самостоятельно выбрать договоры, которые, по его мнению, наилучшим образом характеризует его опыт.
Согласно пункту 4.21 Информационной карты Документации оценка квалификации участника Запроса предложений осуществляется в том числе по опыту оказания услуг, аналогичных предмету запроса предложений за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок; среднегодовому объему оказанных услуг, аналогичных предмету договора за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок.
При этом Заказчик не устанавливает критерии, на основании которых участник Запроса предложений в соответствии с требованиями Документации в целях предоставления сведений об опыте должен определять аналогичность выполненных договоров.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам закупки противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 2.4.4 Документации организатор обязуется ответить на любой вопрос, связанный с разъяснением Документации, который он получит не позднее, чем за три дня до истечения срока приема заявок, указанного в Извещении и Документации. При этом ответ (без указания источника запроса) размещается на официальном сайте и на сайтах, указанных в пункте 4.3 Информационной карты Запроса предложений, в течение трех рабочих дней со дня получения запроса от Участника, но не позднее дня, предшествующего дате окончания подачи заявок.
Пунктом 2.4.5 Документации установлено, что организатор вправе не отвечать на запросы о разъяснении положений Документации, поступившие позднее срока, установленного в пункте 2.4.4 Документации, а также на запросы о разъяснении положений документации о закупке, поступившие на электронный адрес организатора или в личный кабинет организатора на электронной торговой площадке.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.1.3 Положения о закупках.
Пунктом 1.6.4 проекта договора Документации установлено, что "в случае отсутствия в Заявке Участника сведений о привлечении субподрядчиков/соисполнителей на оказание услуг, по Договору согласно условиям Документации, Участник не вправе привлекать к исполнению своих обязательств третьих лиц (субподрядчиков/ соисполнителей) без согласования с Заказчиком (Организатором)".
Таким образом, возможность привлечения третьих лиц зависит от волеизъявления Заказчика, что противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Юрэнерго" б/д б/н (вх. от 28.04.2016 N 60745/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО "Московская объединенная энергетическая компания", оператора электронной площадки ООО "ГазНефтеторг.ру" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по проведению экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя ПАО "МОЭК" (номер закупки на сайте www.oaomoek.ru N6263/П) (извещение N 31603524304) необоснованной.
2. Признать в действиях ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.05.2016 N 223-ФЗ-187/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Выдать ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 мая 2016 г. N 17/32295/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016