Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX,
консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа XXXXXXXXXXXX (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО "Сбербанк России" XXXXXXXXXXXX - доверенность от 01.03.2016 N 138-Д,
представители ИП Менцель А.В. на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Менцель А.В. от 20.05.2016 N 219/16 на действия (бездействие) заказчика Курганского отделения N 8599 Уральского банка ПАО Сбербанк при проведении запроса котировок в электронной форме по выбору организации на выполнение работ по созданию систем безопасности - охранно-пожарной и тревожной сигнализации (ОПиТС) в административном здании Курганского отделения N 8599 по адресу г. Курган, ул. Пушкина, 25, для нужд Курганского отделения N 8599 Уральского банка ПАО Сбербанк (только среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение N УБКО2016-0008(ЗКО) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ИП Менцель А.В. (далее - Заявитель) от 20.05.2016 N 219/16 (вх. от 26.05.2016 N 74734-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика Курганского отделения N 8599 Уральского банка ПАО Сбербанк (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме по выбору организации на выполнение работ по созданию систем безопасности - охранно-пожарной и тревожной сигнализации (ОПиТС) в административном здании Курганского отделения N 8599 по адресу г. Курган, ул. Пушкина, 25, для нужд Курганского отделения N 8599 Уральского банка ПАО Сбербанк (только среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение N УБКО2016-0008(ЗКО) (далее - Жалоба; Запрос котировок).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО "Сбербанк России" от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 § 6а (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
При этом, согласно части 15 статьи 4 Закона о закупках в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.
Согласно извещению и документации о проведении Запроса котировок N УБКО2016-0008(ЗКО) (далее - Извещение, Документация) начальная (максимальная) цена договора составляет 478 599,98 рублей, то есть стоимость закупки не превышает пятьсот тысяч рублей.
Таким образом, указанная закупка не подлежит размещению в ЕИС.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя в части необоснованного отказа в допуске к участию в Запросе котировок и признания победителем участника, занявшего третье место по ценовому предложению согласно протоколу проведения Запроса котировок.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке, Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 11.4.4. Положения о закупке банк отклоняет котировочную заявку и/или участника, её подавшего, если котировочная заявка не соответствует требованиям запроса котировок.
Аналогичное положение установлено пунктом 8.4 Документации.
Разделом 2 Приложения N 2 Документации установлены требования к содержанию заявки на участие в Запросе котировок.
Согласно пояснениям представителя Заказчика на заседании Комиссии ФАС России отсутствие (неполное их предоставление) документов группы 2 Раздела 2 Приложения N 2 Документации препятствует заказчику оценить финансовое положение участника закупки, его финансовую возможность исполнять заключенный с ним договор.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что заявка ИП Менцель с ценовым предложением в размере 357 000 рублей отклонена Заказчиком в связи с тем, что заявка не соответствует требованиям группы 2 Раздела 2 Приложения N 2 Документации, а именно в составе заявки на участие в Запросе котировок Заявителя отсутствуют следующие обязательные для предоставления документы:
Бухгалтерский баланс форма N 1;
отчет о финансовых результатах - форма N 2;
отчет об изменениях капитала - форма N 3;
Расшифровки кредитов и займов к представленным балансам и на текущую дату с указанием кредиторов, суммы задолженности, даты получения и погашения заемных средств, просроченной задолженности, соглашений о реструктуризации задолженности и их основных условий;
Справка о наличии/отсутствии текущей картотеки просроченных неоплаченных расчетных документов, выставленных к банковским счетам;
Расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности к представленным балансам с выделением просроченной задолженности с указанием наименований кредиторов и дебиторов и дат возникновения задолженности;
Справка из подразделения ФНС России (МНС России) о состоянии расчетов с бюджетом или акт сверки расчетов с бюджетом (при наличии просроченной задолженности перед бюджетами какого-либо уровня - справка налогоплательщика с указанием сроков, объемов и причин возникновения долг).
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что отклонение Заказчиком заявки Заявителя на участие в Запросе котировок не противоречит требованиям Документации, Положения о закупке.
Кроме того, на Заседании Комиссии ФАС России установлено, что заявка второго участника Запроса котировок с ценовым предложением в размере 357655 рублей 37 копеек отклонена в связи с несоответствием требованиям к содержанию заявки группы 2 Раздела 2 Приложения N 2 Документации. Победителем Запроса котировок признан третий участник Запроса котировок ООО "Тебис", соответствующий требованиям Документации, с ценовым предложением в размере 360655 рублей 37 копеек.
В соответствии с пунктом 9.1 Документации Банк оставляет за собой право проводить с победителем запроса котировок дополнительные переговоры по оптимизации стоимости продукции, являющейся предметом запроса котировок.
Согласно пояснениям представителя Заказчика на заседании Комиссии ФАС России в результате проведенных с ООО "Тебис" переговоров цена снижена до 357 000 рублей на основании письма ООО "Тебис" от 17.05.2016 б/н.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.2 Положения о закупке.
В Документации установлены, в том числе, следующие требования к оформлению и содержанию к заявке:
представление в заявке копий бухгалтерских отчетов по формам, установленным Минфином России и другими министерствами и ведомствами, с отметкой о способе отправления документа в подразделение ФНС России, заверенные руководителем и печатью организации за последний завершенный финансовый год и последний отчетный квартал;
представление в заявке копий бухгалтерского отчета по форме, установленной Минфином России и другими министерствами и ведомствами, с отметкой о способе отправления документа в подразделение ФНС России, заверенная руководителем и печатью организации за последний завершенный финансовый год;
каждая группа документов должна быть прошита и пронумерована, на оборотной стороне последнего листа должно быть указано количество листов в данной группе документов, проставлена подпись руководителя (уполномоченного лица) и печать организации (за исключением выписки из ЕГРЮЛ).
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 8.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать, сведения о наличии печати должны содержаться в уставе.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование об обязательном заверении печатью участника документов, что ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, пунктом 2.1 Документации следует, что участники должны соответствовать, в том числе, следующим требованиям:
Отсутствие фактов предъявления к ПАО Сбербанк претензий со стороны контролирующих, правоохранительных, фискальных, надзорных и судебных органов (в том числе, возбуждение судебных, административных, уголовных и иных дел; выдача решений, предписаний, представлений и иных актов государственного реагирования) в отношении правомерности пользования Банком продукции/товаров, ранее поставленных Участником (подпункт 13 пункта 2.1 Документации);
Отсутствие у Участника просроченной задолженности перед ПАО Сбербанк (более 30 календарных дней) на момент рассмотрения заявки (подпункт 17 пункта 2.1 Документации);
Участник не может одновременно поставлять Банку ИТ оборудование, лицензии и лицензионную поддержку более чем четырех производителей, входящих в ежегодно утверждаемый и публикуемый на сайте Банка список производителей, крупнейших по объему поставок Банку (подпункт 18 пункта 2.1 Документации);
При закупке Продукции ИТ назначения Участник не может быть выбран Победителем по результатам Закупочной процедуры, если общая стоимость Закупок, осуществленных Банком у указанного Поставщика и/или аффилированных лиц за предшествующие 4 квартала превышает 30% от общего совокупного объема Закупок Банком оборудования, программного обеспечения и услуг для развития информационных технологий (подпункт 19 пункта 2.1 Документации).
Вместе с тем, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса котировок и отказ в допуске участникам Запроса котировок в случае несоответствия им ограничивает количество участников закупки и противоречит пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 5.1 Документации установлено, что "Все вопросы должны направляться в электронном виде через личный кабинет на Электронной площадке не позднее, чем за 2 (два) рабочих дня до даты окончания подачи котировочных заявок".
Таким образом, Заказчиком в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса котировок разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ИП Менцель А.В. от 20.05.2016 N 219/16 на действия (бездействие) заказчика Курганского отделения N 8599 Уральского банка ПАО Сбербанк при проведении запроса котировок в электронной форме по выбору организации на выполнение работ по созданию систем безопасности - охранно-пожарной и тревожной сигнализации (ОПиТС) в административном здании Курганского отделения N 8599 по адресу г. Курган, ул. Пушкина, 25, для нужд Курганского отделения N 8599 Уральского банка ПАО Сбербанк (только среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение N УБКО2016-0008(ЗКО) необоснованной.
Признать в действиях Курганского отделения N 8599 Уральского банка ПАО Сбербанк нарушения части 1 статьи 2, пункта 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 03.06.2016 N 223-ФЗ-239/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 июня 2016 г. N 17/38806/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016