Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 27 июня 2016 г. N РНП 89-69/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<>
рассмотрев материалы проверки по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения гражданско-правового договора, установила:
В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступили на рассмотрение материалы от Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" (ул. Сенькина, 2, г. Надым, ЯНАО, 629730; ИНН: 8903009263) по факту одностороннего отказа от исполнения гражданско-правового договора N 0190200000315012266-0060082-01 от 11.02.2016 на оказание услуг по охране здания, путём выставления поста охраны (реестровый N 28903009263 16 000081, цена контракта 1 360 093,69 руб., дата окончания исполнения контракта 31.12.2016) с ООО ЧОО "Защита" (660118, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Космонавтов, д.7; ИНН: 2457077408) (закупка N 0190200000315012266).
В рамках проверки Ямало-Ненецким УФАС России указанного факта, выявлено следующее.
Между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Надымская центральная районная больница" (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Защита" (далее - Исполнитель) на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона N 0190200000315012266- 3п от "26" января 2016, 11 февраля 2016 года был заключен гражданско-правовой договор N 0190200000315012266-0060082-01 на оказание услуг по охране здания, путём выставления поста охраны (далее - Контракт).
В соответствии с условиями гражданско-правового договора N 0190200000315012266-0060082-01 от 11.02.2016 г. на оказание услуг по охране здания, путём выставления поста охраны (далее - Контракт) ООО ЧОО "Защита" обязалось (п. 1.1. Контракта) оказывать услуги по охране здания, путём выставления поста охраны в здании, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Надым, ул. Сенькина, 2, (далее по тексту "объект"), а "Заказчик" - принять и оплатить указанные услуги по условиям Контракта.
Согласно разделу 4. срок оказания услуг по Контракту: с момента подписания настоящего Контракта (подписан 11.02.2016) по 31.12.2016 года, т.е. с 11 февраля 2016 года и по 31 декабря 2016 года.
Согласно п. 5.1.1. Исполнитель обязан организовать и обеспечить собственными силами охрану в пределах своей компетенции на объекте "Заказчика".
Согласно п. 5.1.2. Исполнитель обязан обеспечить внутриобъектовый и пропускной режимы на объекте "Заказчика" в соответствии с Положением, утвержденным "Заказчиком" по согласованию с "Исполнителем".
Согласно п. 5.1.3. Исполнитель обязан организовать и обеспечить собственными силами охрану в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также иных нормативных документов, исходя из принципов надежности и потребности "Заказчика", выставлять посты охраны.
Согласно п. 5.1.7. Исполнитель обязан предоставлять ежедневный отчет о количестве прошедших через пост охраны с указанием нарушений, согласно форме (Приложения N 4 Контракта).
Согласно п. 5.1.8. Исполнитель обязан обустроить за свой счет пропускные пункты системой видеофиксации с записью звука и хранением видеоинформации не менее 21 суток.
Согласно п. 5.1.11. Исполнитель обязан обеспечить охрану объекта аттестованными сотрудниками, прошедшими специальную подготовку на профессиональную пригодность.
Согласно п. 5.1.12. Исполнитель обязан письменно известить "Заказчика" о направлении специалистов для прохождения инструктажа на рабочем месте для исполнения обязанностей по Контракту.
Из вышеперечисленных обязанностей Исполнителя по Контракту, ООО ЧОО "Защита" исполнили только п. 5.1.8., а именно: 19.02.2016 года, после направления Заказчиком уведомления (исх.1247 от 19.02.2016 г.) об устранении замечаний, оборудовали пропускные пункты объекта Заказчика системой видеофиксации, т.е. услуги по вышеуказанному Контракту не исполнялись с 11 февраля 2016 года.
Таким образом, Исполнителем нарушены существенные условия Контракта, а именно п.1.1, раздел 4., п. 5.1.1., п. 5.1.2'; п. 5.1.3., п. 5.1.7., п. 5.1.11., п. 5.1.12., что подтверждается Актом комиссии при проведении проверки качества оказания услуг от 26.02. 2016 года и служебной запиской начальника технического отдела АХС от 26.02.2016 года.
Кроме того, согласно п.6.10. Контракта, Заказчик обязан не допускать специалистов "Исполнителя", не прошедших инструктаж на рабочем месте.
Систематическое отсутствие на посту сотрудников ООО ЧОО "Защита повлекло за собой нарушение пропускного режима, установленного Заказчиком в лечебном учреждении. Кроме того, Исполнителем так и не назначен ответственный сотрудник за ежедневный обход постов для проверки надлежащего исполнения обязанностей по Контракту и не предоставлены ежедневные отчеты.
Результатом ненадлежащего исполнения Исполнителем обязанностей по вышеуказанному Контракту является нарушение пропускного режима и санитарно-эпидемиологического режима лечебного учреждения, а именно: неоднократные случаи прохода граждан без пропусков и в верхней одежде в отделения с круглосуточным пребыванием пациентов.
Таким образом, Исполнителем нарушены существенные условия Контракта, а именно п.1.1, раздел 4., п. 5.1.1., п. 5.1.2., п. 5.1.З., п. 5.1.7., что подтверждается Актами комиссии при проведении проверки качества оказания услуг от 17.03.2016 года и 22.03.2016 года.
Ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств по вышеуказанному Контракту привело к нарушению санитарно-эпидемиологического режима в лечебном учреждении, поскольку отделения с пребывание пациентов являются режимными.
Нарушение Исполнителем существенных условий Контракта носит систематический характер. В соответствии в ст.309 Гражданского кодекса РФ, обязательства по контракту должны выполняться добросовестно. Исполнитель обязан выполнять обязательства в соответствии с условиями Контракта.
Данные обстоятельства создают ту обстановку, которая в значительной степени влияет на запланированные показатели, на стратегию и тактику работы лечебного учреждения, в том числе на нарушение требований по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима лечебного учреждения.
От ООО ЧОО "Защита" объяснений сложившейся ситуации в материалы дела не поступало. Информация о месте и времени заседания Комиссии было направлено телеграммой на адрес Общества, указанный в Выписке из ЕГРЮЛ.
Согласно отчету телеграмма вручена 15.06.2016 главному бухгалтеру.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
04.04.2016 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
05.04.2016 г. Решение отправлено Исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, вручено - 21.04.2016
04.04.2016 г. Решение размещено в единой информационной системе.
Положения части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком выполнены.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Вопросы включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе. Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закон о контрактной системе).
В силу части 5 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Как всякая мера публичной ответственности указанная мера должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем
Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.
Последствия включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков влекут за собой соответствующие экономические последствия - невозможность участвовать в закупках для государственных (муниципальных) нужд в течение двух лет.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа при рассмотрении вопроса о применении к хозяйствующему субъекту меры публично-правовой ответственности, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Обществом не представлены в материалы дела какие-либо документально подтвержденные обоснования относительно причин существенного нарушения условий исполнения рассматриваемого гражданско-правового договора, а также подтверждения тому, что им предпринимались меры, направленные надлежащее исполнение своих обязательств.
Лицо, принимающее участие в закупке, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и заключения с ним контракта в дальнейшем.
Действия ООО ЧОО "Защита", выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязательств по вышеуказанному Контракту, повлекли за собой неисполнение Контракта и нарушили права Заказчика, которые связаны, прежде всего, с получением ожидаемого результата по итогам закупки, а также с эффективным использованием бюджетных средств.
Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об
ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЗАЩИТА"
- место нахождения: 660118, КРАЙ КРАСНОЯРСКИЙ, ГОРОД КРАСНОЯРСК, УЛИЦА КОСМОНАВТОВ, ДОМ 7;
- ИНН: 2457077408; КПП: 246501001
- Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица:
БОЯРКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА - ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР; ИНН: 246310238679;
- Сведения об учредителях (участниках) юридического лица:
ВОЛКОВА СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА; ИНН: 540407678776.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения о:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЗАЩИТА":
- место нахождения: 660118, КРАЙ КРАСНОЯРСКИЙ, ГОРОД КРАСНОЯРСК, УЛИЦА КОСМОНАВТОВ, ДОМ 7;
- ИНН: 2457077408; КПП: 246501001
- Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица:
БОЯРКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА - ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР; ИНН: 246310238679;
- Сведения об учредителях (участниках) юридического лица:
ВОЛКОВА СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА; ИНН: 540407678776,
в связи с односторонним отказом Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" (ИНН: 8903009263) от исполнения гражданско-правового договора N 0190200000315012266-0060082-01 от 11.02.2016 на оказание услуг по охране здания, путём выставления поста охраны (реестровый N 28903009263 16 000081), в виду ненадлежащего его исполнения Обществом (закупка N 0190200000315012266).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 июня 2016 г. N РНП 89-69/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.6.2016