Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 22 июня 2016 г. N 03-06/5784
Заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России), адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <_> рассмотрев протокол от 08.06.2016 и материалы дела N РШ 47-06/16 о совершении <_> Общества с ограниченной ответственностью "КонсультантПлюсКоми" (далее - ООО "КонсультантПлюсКоми") <_> (далее - <_>), <_> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установила:
Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 08.06.2016, составленным в присутствии <_>
Определением Коми УФАС России от 09.06.2016 N 03-06/5226 рассмотрение дела N РШ 47-06/16 назначено на 22 июня 2016 года в 12 часов 30 минут.
Копии протокола об административном правонарушении и Определения направлены Коми УФАС России в адрес <_> письмом от 09.06.2016 N 03-06/5227, которое получено <_> 14.06.2016 и 16.06.2016, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 16799198983073 и 16799198983080 соответственно.
Административное дело рассмотрено 22.06.2016 в присутствии <_>
В ходе рассмотрения настоящего административного дела должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.
В Коми УФАС России поступили письменная информация и материалы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми от 20.07.2015 N 2786-01/11 (вход. N 4082 от 20.07.2015) о выявленных по итогам проведенного планового мероприятия в форме систематического наблюдения признаках нарушения ст. 16 Закона о рекламе в периодическом печатном издании - журнале ".DOC" #3 (07) июль 2015 (далее - Журнал).
По результатам рассмотрения обращения принято решение о возбуждении дела N Р 57-08/15 по признакам нарушения ст. 16 Закона о рекламе в отношении ООО "КонсультантПлюсКоми".
Из материалов рекламного дела N Р 57-08/15 (далее - рекламное дело) усматривается нижеследующее.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством размещения в Журнале на странице (полосе) 2;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: журналу "Главная книга", издательству "Главная книга", сайту www.glavkniga.ru, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация, распространенная посредством размещения в Журнале на странице (полосе) 2, является рекламой.
В соответствии со ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Согласно представленному в материалы рекламного дела свидетельству о регистрации средства массовой информации серии ПИ N ТУ 11-00251 от 13.03.2014, выданному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми, Журнал зарегистрирован в качестве специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера (реклама более 40%).
Однако на обложке и в выходных данных указанного Журнала отсутствует информация о специализации данного периодического печатного издания.
Согласно разъяснениям ФАС России от 27.02.2015 N АК/8901/15, при размещении рекламы в газете (журнале), специализирующейся в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ на материалах рекламного характера (более 40%), без указания о такой специализации на обложке и в выходных данных печатного издания, требуется наличие пометки "реклама" или "на правах рекламы" в соответствии со ст. 16 Закона о рекламе.
Также ФАС России письмом от 13.04.2015 N АК/17793/15 пояснила, что согласно ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Таким образом, исключение, предусмотренное в указанной статье предусмотрено исключительно для периодических печатных изданий, где информация о специализации таких изданий как рекламных указана в совокупности, как на обложке, так и в выходных данных таких изданий.
Текст рассматриваемой рекламы не содержит ни одной из предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.
Следовательно рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований ст. 16 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рассматриваемая реклама размещена в Журнале, учредителем которого, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации серии ПИ N ТУ 11-00251 от 13.03.2014, является ООО "КонсультантПлюсКоми".
Согласно письменным пояснениям ООО "КонсультантПлюсКоми" представленным письмом от 09.09.2015 N 1209 (вход. N 5118 от 11.09.2015) в материалы рекламного дела, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, размещенной в Журнале на странице (полосе) 2, является ООО "КонсультантПлюсКоми". ООО "КонсультантПлюсКоми" указало, что распространение рекламы имело место 10.07.2015, на территории Республики Коми. Между ООО "КонсультантПлюсКоми" и гражданкой России <_> (далее - <_> Исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг от 02.06.2015 N 07-2015 (далее - Договор) об оказании услуг по подготовке к выпуску печатного средства массовой информации - Журнал ".DOC" #3 (07) июль 2015, размещаемом на территории Республики Коми с периодичностью - не чаще одного раза в месяц, тиражом до 4500 экземпляров, объемом до 64 полос включительно. Согласно пункту 1.2 Договора услуги по подготовке к выпуску печатного СМИ включают в себя в частности проверку и актуализацию выходных данных СМИ. В соответствии с пунктом 2.1 Договора услуги Исполнителя должны быть оказаны с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, включая требования Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". В виду наличия у <_> специфических познаний в области издательского дела, ею было определено содержание рассматриваемой рекламы, ее наполнение, а также согласованы макеты в момент подписания номера в печать, то есть 30.06.2015. Общество полагает, что в результате ненадлежащего исполнения <_> своих обязательств по Договору, на обложке и в выходных данных СМИ отсутствовала информация о специализации данного периодического печатного издания. Нарушение рекламного законодательства произошло по вине <_> на которую ООО "КонсультантПлюсКоми" по Договору от 02.06.2015 N 07-2015 были возложены обязательства по оказанию услуг по подготовке к выпуску печатного средства массовой информации - Журнал ".DOC" N7.
Комиссия изучила указанный довод и установила нижеследующее.
В силу ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в том числе на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.
<_> и ООО "КонсультантПлюсКоми" состоят в гражданско-правовых, а не трудовых отношениях. Лицо, выполняющее функции по договору гражданско-правового характера (в рассматриваемом случае по договору возмездного оказания услуг) не является работником организации, с которой у него заключён такой договор. По договору гражданско-правового характера, в отличие от трудового, исполняется индивидуально-конкретное задание, предметом которого является конечный результат труда (Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.05.1997 N 051/160-97).
Следовательно, лицом Общества, ответственным за соблюдение им рекламного законодательства в рассматриваемый период <_> не является.
В соответствии с п. 7.40 Устава ООО "КонсультантПлюсКоми", копия которого имеется в материалах рекламного дела, единоличным исполнительным органом Общества является <_> <_> ООО "КонсультантПлюсКоми", согласно выписке из ЕГРЮЛ, с 09.06.2015 является <_>
Из материалов рекламного дела усматривается, что должностным лицом, ответственным за соблюдение Обществом законодательства о рекламе, применительно к рассматриваемому случаю, является <_> ООО "КонсультантПлюсКоми" - <_>
Согласно п. 2.1. Устава ООО "КонсультантПлюсКоми", основными целями деятельности Общества являются извлечение прибыли, а также расширение рынка товаров и услуг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, имеющейся в материалах рекламного дела, дополнительным видом экономической деятельности ООО "КонсультантПлюсКоми" является издательская деятельность.
Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ООО "КонсультантПлюсКоми" с целью получения прибыли от его экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.
Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ст. 16 Закона о рекламе произошло по вине, в том числе, рекламораспространителя рассматриваемой рекламы - <_> ООО "КонсультантПлюсКоми" <>
Из материалов рекламного дела усматривается, что, в том числе, со стороны <_> ООО "КонсультантПлюсКоми" <> не принято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.
Таким образом, <_> ООО "КонсультантПлюсКоми" <> нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.
Решением Комиссии от 30.09.2015 N 03-01/8636 следующего содержания: "15 лет, для нас каждый бухгалтер - главный!, главная книга, практический журнал для бухгалтера и руководителя, подпишись на журнал "главная книга" и получи доступ к типовым ситуациям, издательство главная книга, типовые бухгалтерские ситуации, подарок для подписчика журнала "главная книга", бесплатный доступ подписчикам, Задумались, - как учитывать налог на прибыль, - как рассчитать и выплатить отпускные, как оформить и оплатить командировку, не изобретайте велосипед!, один клик - и у вас готовое решение!, полезный сервис на сайте www.glavkniga.ru, "типовые ситуации" - ответы на вопросы, наиболее часто возникающие у бухгалтеров, пошаговый порядок действий, ежедневная актуализация, схемы и формулы расчетов, Подробнее о журнале "Главная книга" на нашем сайте www.glavkniga.ru, Для оформления подписки на журнал "Главная книга" вам достаточно позвонить по телефонам: (8212) 39-13-84, 29-15-51, ООО "КонсультантПлюсКоми", г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, 108/3., Данное предложение не является офертой", размещенную в журнале ".DOC" #3 (07) июль 2015 на странице (полосе) 2, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.
Из материалов рекламного дела следует, что <> не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.
Таким образом, <> нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
Рассматриваемые действия не подпадают под признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.
С учетом изложенного, <> допустила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Время совершения административного правонарушения: 10.07.2015.
Место совершения административного правонарушения: Республика Коми.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства составляет один год со дня совершения правонарушения.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, в том числе руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Из материалов административного и рекламного дел следует, что у <> имелась возможность для соблюдения требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе, однако из имеющихся в рекламном и административном делах не усматривается, что все зависящие от нее меры к соблюдению требований рекламного законодательства ей были приняты.
Рекламораспространитель - ООО "КонсультантПлюсКоми" (<>), на которого в силу ст. 38 Закона о рекламе возложена ответственность за нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе, не предприняло достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонилось от обязанности по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям рекламного законодательства, что является, в том числе исключительной зоной ответственности рекламораспространителя.
В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения <> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ей всех зависящих от неё мер по соблюдению требований рекламного законодательства не усматривается.
Таким образом, вина <> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность <> добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия Коми УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, наличие иждивенцев.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.
В письменных пояснениях, представленных в материалы административного дела, <> письмом от 31.05.2016 N 619 (вход. N 2812 от 02.06.2016) указало, что отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, просит учесть малозначительность административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив во взаимосвязи и в совокупности имеющиеся в деле доказательства, а также обстоятельства рассматриваемого дела, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, отсутствия вредных последствий, должностное лицо считает возможным охарактеризовать рассматриваемое нарушение как малозначительное и освободить <> от административной ответственности, ограничившись в отношении указанного лица устным замечанием по ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 2.9, 4.2, ч. 1 ст. 14.3, ст. 23.48, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, постановила:
1. Признать <_> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
2. Освободить <_> от административной ответственности в связи с малозначительностью содеянного, объявить устное замечание.
3. Прекратить производство по делу N РШ 47-06/16 в отношении <_>
В соответствии со ст.ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Заместитель руководителя управления -
начальник отдела контроля рекламы
и недобросовестной конкуренции <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 июня 2016 г. N 03-06/5784
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.6.2016