Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 10 июня 2016 г. N 15
Резолютивная часть решения объявлена - 02 июня 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме - 10 июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N15 в составе:
Председатель Комиссии:
Сапунов Д.Н. - заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;
Члены Комиссии:
Гритчин И.Н. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Колесникова Ж.В. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России, в отсутствии заявителя ИП <__> (его законного представителя), в присутствии представителей ответчика ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" по доверенности от 27.05.2016 N250 <__> от 27.05.2016 N252 <__>
рассмотрев дело N 15, возбужденного в отношении ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" (357500, г. Пятигорск, ул. Бунимовича, 34, ИНН 2632100349) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном уклонении от заключения договора на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях (услуги автовокзала) по маршруту "г. Нальчик - г. Краснодар" с ИП <__> установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратился ИП <__> с жалобой на действия ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" в части уклонения от заключения договора. Данные действия были квалифицированы по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ИП <__> является перевозчиком на "г. Нальчик - г. Краснодар" на основании паспорта автобусного маршрута N777-Э.
ИП <__> 20.04.2015 обратился в ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" с предложением заключить договор на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях (услуги автовокзала) по маршруту "г. Нальчик - г. Краснодар".
ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" уклонилось от заключения данного договора путем направления письма от 29.04.2016 N46, ссылаясь на то, что режим работы автовокзала г. Пятигорска в течение многих лет сложился согласно устоявшемуся пассажиропотоку и прибытию и отправлению автобусов с 05-00 до 21-00, в более позднее время пассажиропоток на вокзале г. Пятигорска отсутствует.
Для того, чтобы производить въезд/выезд автобусов, осуществлять работу, связанную с прибытием/отправлением данного автобуса, реализацией билетов на проезд пассажиров и провоз багажа, контроль за посадкой пассажиров в автобус, необходимо продлить время работы автовокзала, увеличив штат сотрудников, либо продлив рабочее время действующего штата, а также необходимо дополнительно привлечь для работы сотрудников ЧОПа и ОВД, учитывая криминогенную обстановку в регионе и в городе, что для ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" является экономически невыгодным.
Согласование паспортов маршрута и расписаний движения по межсубъектным маршрутам является государственной услугой, оказываемой министерством транспорта Ростовской области на основании приказа Минтранса РФ от 14.08.2003 N178 "Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации". Данным приказом не предусмотрен отказ в согласовании паспорта маршрута в связи с наложением расписания движения на действующие межсубъектные маршруты.
В соответствии с п.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Определение экономической целесообразности открытия маршрута и определенного времени отправления является правом перевозчика как хозяйствующего субъекта.
Таким образом, ИП <__> самостоятельно может оценить экономическую целесообразность работы на автобусном маршруте "г. Нальчик - г. Краснодар".
ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" не представило доказательств невозможности оказания ИП <__> услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади по маршруту "г. Нальчик - г. Краснодар".
Следовательно, действия ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" ограничивают конкуренцию и ущемляют интересы ИП <__>
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, в связи с поступившей жалобой ИП <__> на действия ООО "Автовокзалы Кавминводыавто", для определения состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории края, проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг автовокзалов (автостанций).
Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N220 (далее - Порядок проведения анализа), и включает в себя все этапы проведения исследования.
Результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг автовокзала (автостанции) г. Пятигорска в 2015 году позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, поскольку характеризуется высоким уровнем концентрации и наличием непреодолимых барьеров входа на рынок.
В 2015 году, как и на протяжении нескольких предыдущих лет на рассматриваемом рынке доминировало ООО "Автовокзалы Кавминводыавто", доля которого на указанном рынке стабильна и составляет более 50%.
Положение ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" на указанном рынке дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В связи с наличием в действиях ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" признаков нарушения п.5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженных в экономически технологически и иным образом необоснованном уклонении от заключения договора на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях (услуги автовокзала) по маршруту "г. Нальчик - г. Краснодар" с ИП <__> и в соответствии со ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было выдано предупреждение N8 и направлено в адрес ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" 17.03.2016 исх. N03/2381.
В соответствии с указанным предупреждением ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" необходимо было в течение 30 дней с момента получения указанного предупреждения прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем заключения договора на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях (услуги автовокзала) по маршруту "г. Нальчик - г. Краснодар" с ИП <__>
О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Ставропольское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Предупреждение, согласно уведомлению о вручении почтового отправления N355003 96 09002 0, было получено 25.03.2016. Таким образом, предупреждение должно было быть исполнено до 25.04.2016, а до 29.04.2016 необходимо было сообщить о его исполнении в управление. Информации об исполнении предупреждения N8 в Ставропольское УФАС России не поступало. Таким образом, указанное предупреждение считается неисполненным.
На основании изложенного и, в соответствии с пунктом 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения, было возбуждено дело N 15 в отношении ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель на рассмотрение дела не явился, письменные пояснения по существу рассматриваемого дела не представил.
Представители ответчика, доводы, изложенные в письменных пояснениях от 26.05.2016 исх. N248, поддержали, указав, что предупреждение не было исполнено, так как оно не было получено, а также на то, что между ИП <__> и ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" был заключен агентский договор от 25.12.2016 N139/16/АВ. На основании письма ИП <__> от 25.12.2015 года исх. Nб/н с 11.01.2016 года на автовокзале г. Пятигорска производится обслуживание межрегиональных маршрутов "Нальчик - Краснодар", "Нальчик - Ростов-на-Дону".
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие обстоятельства:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратился ИП <__> с жалобой на действия ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" в части уклонения от заключения договора. Данные действия были квалифицированы по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, в связи с поступившей жалобой ИП <__> на действия ООО "Автовокзалы Кавминводыавто", для определения состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории края, проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг автовокзалов (автостанций).
В 2015 году на рассматриваемом рынке доминировало ООО "Автовокзалы Кавминводыавто", доля которого на указанном рынке составляет более 50%. положение ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" на указанном рынке дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В связи с наличием в действиях ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" признаков нарушения п.5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженных в экономически технологически и иным образом необоснованном уклонении от заключения договора на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях (услуги автовокзала) по маршруту "г. Нальчик - г. Краснодар" с ИП <__> и в соответствии со ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было выдано предупреждение N8 ООО "Автовокзалы Кавминводыавто". Предупреждение не было исполнено. В соответствии с пунктом 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, было возбуждено дело N 15 в отношении ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод Общества о неполучении предупреждения N8 и, как следствие, его неисполнении, Комиссией отвергается, так как в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового отправления N355003 96 09002 0, которое свидетельствует, что предупреждение было получено 25.03.2016.
Однако Комиссия по рассмотрению дела N 15 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" в виду следующего:
В соответствии с представленными в материалы дела документами между ИП <__> и ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" был заключен агентский договор от 25.12.2016 N139/16/АВ. На основании письма ИП <__> от 25.12.2015 года исх. Nб/н с 11.01.2016 года на автовокзале г. Пятигорска производится обслуживание межрегиональных маршрутов "Нальчик - Краснодар", "Нальчик - Ростов-на-Дону". В подтверждение указанных обстоятельств ответчиком были представлены копия агентского договора, а также документация, подтверждающая, что договор является действующим, а именно: копия расписания по межрегиональному маршруту "Нальчик-Краснодар" N777-Э, письмо ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" от 01.06.2016 г. N256 о количестве реализованных билетов, багажных квитанций и пассажиров по указанному маршруту, общий свод по АВ Пятигорск период: с 01.01.2016 г. по 31.05.2016 г., копии платежных поручений (Получатель - <__>) за период с января 2016 г. по май 2016 г., ведомости Ф-36 (рейс Нальчик-Краснодар) за период с 11.01.2016 г. по 23.05.2016 г.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела N 15 Комиссией установлен факт исполнения предупреждения ООО "Автовокзалы Кавминводыавто".
В соответствии с ч. 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, а также пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО "Автовокзалы Кавминводыавто" (357500, г. Пятигорск, ул. Бунимовича, 34, ИНН 2632100349), выразившихся в необоснованном уклонении от заключения договора на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях (услуги автовокзала) по маршруту "г. Нальчик - г. Краснодар" с ИП <__> дело N 15 прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 июня 2016 г. N 15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016