Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 13 января 2016 г. N 18-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела; Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя комиссии, заместитель начальника отдела; Артемьева Т.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
рассмотрев жалобу ООО СК "Альбатрос" на действия комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник" в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилых помещений I, II, расположенных по адресу: г.Воронеж, госзаповедник, Центральная усадьба, д.47 (номер извещения 0331100014115000069), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО СК "Альбатрос" на действия комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник" в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилых помещений I, II, расположенных по адресу: г.Воронеж, госзаповедник, Центральная усадьба, д.47 (номер извещения 0331100014115000069) (далее - ЭА).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи, электронной почты и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте в сети Интернет.
Заявитель полагает, что комиссией незаконно была отклонена первая часть заявки ООО СК "Альбатрос" по причинам несоответствия требованиям аукционной документации.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник" (далее - ФГБУ "ВГПБЗ") доводы Заявителя считает необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
ФГБУ "ВГПБЗ" на официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилых помещений I, II, расположенных по адресу: г.Воронеж, госзаповедник, Центральная усадьба, д.47 (номер извещения 0331100014115000069).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.12.2015 N0331100014115000069-1 на участие в аукционе было подано 31 заявка, в том числе заявку подало ООО СК "Альбатрос", по результатам рассмотрения первых частей заявок комиссией Заказчика было принято решение об отклонении заявки Заявителя по основанию "несоответствие информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, - п.2 ч.4 ст.67 Закона о Контрактной службе - в п.31 раздела 6 указано значение длины профиля стыкоперекрывающего 2700 мм, что не соответствует требованиям указанными в аукционной документации (Длина менее 2500 мм); - в п.50 раздела 6, указано значение длины и ширины панели потолочной - длина - 595 мм, ширина - 595 мм, что не соответствует требованиям указанными в аукционной документации (длина не менее 600 мм, ширина не менее 600 мм)".
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики;
использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
Согласно части 1 статьи 67 Закона о закупках аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 указанного закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
А именно при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает соответствующие требования к товару, исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности.
При этом, необходимые заказчику требования должны быть указаны в документации, а не установлены путем умолчания. Не указание определенной характеристики свидетельствует о том, что такая характеристика не установлена и значимой для заказчика не является.
Кроме того, заказчик должен таким образом излагать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуг именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом из указанного следует, что:
в аукционной документации должны быть установлены технические и качественные характеристики товара их минимальные и максимальные показатели;
участник закупки в первой части заявки должен указать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (и наоборот в случае отсутствия в документации технических и качественных характеристик товара его минимальных и максимальных показателей участник может ограничиться только согласием.);
аукционная комиссия должна оценить предложенные характеристики показателей с теми, которые определены как важные (существенные) для проверки соответствия заявки участника требованиям аукционной документации.
Пунктом 6 приложения N1 к контракту "Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту нежилых помещений I, II, расположенных по адресу: г. Воронеж, Госзаповедник, Центральная усадьба, д.47 на территории ФГБУ "Воронежский государственный заповедник" установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ.
В частности в пункте 31 технического задания ФГБУ "ВГПБЗ" установлены следующие требования к используемым материалам:
"Габаритные размеры порожка не должны быть, мм: Ширина менее 39 мм, Длина менее 2500 мм.";
в пункте 50:
"Габаритные размеры плиты не должны быть, (ДхШ), мм: Длина не менее 600 мм, Ширина не менее 600 мм.".
В свою очередь ООО СК "Альбатрос" в заявке по указанным были предложены, соответственно, следующие характеристики:
пункт 31: "Габаритные размеры порожка: Ширина 39 мм, Длина 2700 мм.";
пункт 50: "Габаритные размеры плиты (ДхШ), мм: Длина 595 мм, Ширина 595 мм.".
Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается контракт, не должна содержать возможности ее множественного толкования.
Напротив документация ОАЭФ должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования и не допускать возможность субъективного толкования, указанных в заявках предложений, комиссией заказчика.
В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно требуемых к выполнению работ или услуг. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
При таких обстоятельствах используемые заказчиком при установлении требований к материалам речевые обороты "не должны быть не менее" вводят в заблуждение участников закупки и создает предпосылки для отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие требованиям документации
При таких обстоятельствах заявка ООО СК "Альбатрос" подана в соответствии с требованиями документации ОАЭФ и содержала все необходимые сведения как согласие так и конкретные показатели товара в рамках установленных документацией.
В связи с чем, в указанном случае комиссия заказчика незаконно отклонила первую часть заявки ООО СК "Альбатрос".
Часть 4 статьи 67 Закона о закупках устанавливает, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе или предоставления недостоверной информации либо несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о закупках).
При таких обстоятельствах, по результатам изучения положений документации заказчика, положений заявки ООО СК "Альбатрос", а также положений заявок участников закупки отклоненных по аналогичным основаниям, руководствуясь законом о контрактной системе Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник" нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю закупок решила:
1. Признать жалобу ООО СК "Альбатрос" на действия комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник" в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилых помещений I, II, расположенных по адресу: г.Воронеж, госзаповедник, Центральная усадьба, д.47 (номер извещения 0331100014115000069) обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник" нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Предписание комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник" об устранении нарушений части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием по делу N 720-з от 31.12.2015 года.
4. Передать материалы настоящего дела ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 13.01.2015 года.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Т.В. Артемьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 13 января 2016 г. N 18-3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016