Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-112/2016 (опубликовано 5 июля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N 12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии - "_"; членов Комиссии: "_",
в присутствии представителя заявителя "Уют" "_" (приказ о назначении председателя ООО "Уют" N236 от 18.01.2011 г.),
в присутствии представителей ответчика МАОУ "Детский сад N 3 "Теремок" общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного художественно-эстетического развития воспитанников п. Новосергиевка" Новосергиевского района Оренбургской области: "_" (доверенность от 23.06.2016 г.), "_" (доверенность от 23.06.2016 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Уют" на действия МАОУ "Детский сад N 3 "Теремок" общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного художественно-эстетического развития воспитанников п. Новосергиевка" Новосергиевского района Оренбургской области, при проведении открытого аукциона на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания МДОАУ "Детский сад N3 "Теремок" по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п.Новосергиевка, ул.Культурная, 5А (извещение N 31603655353), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. N 4978к от 20.06.2016 г.) от ООО "Уют" (461200, Оренбургская область, Новосергиевский район, п.Новосергиевка, пер.Первомайский, д.10) (далее - заявитель) на действия МАОУ "Детский сад N 3 "Теремок" общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного художественно-эстетического развития воспитанников п. Новосергиевка" Новосергиевского района Оренбургской области (461201, Оренбургская область, Новосергиевский район, п.Новосергиевка, ул.Культурная, д.5, корпус А) (далее - МДОАУ "Детский сад N3 "Теремок", заказчик, ответчик), при проведении открытого аукциона на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания МДОАУ "Детский сад N3 "Теремок" по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п.Новосергиевка, ул.Культурная, 5А (извещение N 31603655353).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. N8047 от 22.06.2016 г.).
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" организатору торгов выставлено требование о приостановлении открытого аукциона до рассмотрения указанной жалобы по существу (исх. N8046 от 22.06.2016 г.).
Исходя из содержания жалобы следует, что согласно протоколу заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок от 10.06.2016 г. аукционной комиссией заказчика заявка ООО "Уют" была отклонена, заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием разделу 12 аукционной документации, а именно - не представлена справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданная соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 20 дней до срока окончания приема аукционных заявок (оригинал или нотариально заверенную копия), отсутствует решение об одобрении или о совершении крупной сделки (оригинал) либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение обеспечения аукционной заявки, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой.
Заявитель считает, что отклонение заявки ООО "Уют" не правомерно.
Кроме того, по мнению заявителя, требование о представлении в составе заявки решения об одобрении или о совершении крупной сделки незаконно, в связи с тем, что в соответствии с п.1 ч.9 ст.46 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" положения настоящей статьи о порядке одобрения крупных сделок не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества.
Представитель заявителя полностью поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители ответчика на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения (б/д, б/н) и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России (N8046 от 22.06.2016 г.).
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках N 223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
20.05.2016 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания МДОАУ "Детский сад N3 "Теремок" по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п.Новосергиевка, ул.Культурная, 5А (извещение N 31603655353).
Согласно ч. 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках N 223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч.10 ст.4 Закона о закупках N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Аналогичное требование установлено в пп.6.4.2. и 6.4.9. п.6.4. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 3 "Теремок общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного художественно-эстетического развития воспитанников п.Новосергиевка", утвержденного протоколом заседания Наблюдательного совета от 20 июня 2014 г. (далее - Положение о закупках).
В пп.7.4 раздела 7 Аукционной документации на осуществление закупки по выполнению работ по капитальному ремонту крыши здания МДОАУ "Детский сад N3 "Теремок" по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п.Новосергиевка, ул.Культурная, 5А, утвержденной заведующей МДОАУ "Детский сад N3 "Теремок" "_" 20 мая 2016 г. (далее - Документация) указано, что обязательным требованием является соответствие участника закупки требованиям Документации и Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд "Детский сад N3 "Теремок".
Согласно пп.7.8.2.1. и 7.8.2.2. п.7.8. Положения о закупках участнику закупки будет отказано в признании его участником аукциона в случаях непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено аукционной документацией; несоответствия участника закупки требованиям к участникам аукциона, установленным аукционной документацией.
Согласно пп."е" п.7.5.2.1. раздела 12 Документации аукционная заявка в обязательном порядке должна содержать справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 20 дней до срока окончания приема аукционных заявок (оригинал или нотариально заверенную копию).
Заявитель считает, что в составе заявки ООО "Уют" была представлена соответствующая справка и налогового ограна.
Комиссия, проанализировав заявку ООО "Уют" установила, что в ее составе содержится Справка N39833 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 31 мая 2016 г. (код по КНД 1160080), в которой указано, что настоящая справка не является документом, подтверждающим исполнение организацией (индивидуальным предпринимателем) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
Согласно протоколу заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на осуществление закупки по выполнению работ по капитальному ремонту крыши здания МДОАУ "Детский сад N3 "Теремок" по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п.Новосергиевка, ул.Культурная, 5А ООО "Уют" (далее - протокол заседании аукционной комиссии) было отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с п.7.4. Документации и указано, что участником размещения заказа в составе заявки справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданная соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 20 дней до срока окончания приема аукционных заявок (оригинал или нотариально заверенную копия) не представлена.
Следовательно, указанный выше довод жалобы является необоснованным.
Согласно пп."д" п.7.5.2.1. раздела 12 Документации аукционная заявка в обязательном порядке должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки (оригинал) либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение обеспечения аукционной заявки, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой.
В протоколе заседания аукционной комиссии указано, что решение об одобрении или о совершении крупной сделки (оригинал) либо копия такого решения в составе заявки ООО "Уют" не представлена.
Проанализировав заявку ООО "Уют" Комиссия установила, что в её составе содержится Решение N24 от 29 марта 2015 г. единственного участника ООО "Уют" по вопросу об одобрении совершения по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок, в соответствии с которым председатель ООО "Уют" "_" принял решение одобрить совершение сделок от имени ООО "Уют", заключаемых по результатам открытых аукционов в электронной форме на электронных торговых площадках: rts-tender.ru; etp.zakazrf.ru; etp-micex.ru; etp.roseltorg.ru; sberbank-ast.ru.
Комиссия приходит к выводу о том, что заявка ООО "Уют" была отклонена по причине отсутствия решения об одобрении или о совершении крупной сделки (оригинал) либо копии такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение обеспечения аукционной заявки, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой обоснованно, поскольку Решением N24 от 29 марта 2015 г. единственный участник ООО "Уют" "_" одобряет совершение сделок только по результатам открытых аукционов в электронной форме. Однако данная закупка проводилась в форме открытого аукциона, а не в форме открытого аукциона в электронной форме.
Кроме того, согласно п.9.2. раздела 9 Документации заявка на участие в аукционе подается в письменной форме на бумажном носителе.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.46 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" положения настоящей статьи о порядке одобрения крупных сделок не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества.
Вместе с тем, в составе заявки было приложено решение единственного участника ООО "Уют" об одобрении совершения сделок, которое так же как и все представленные в заявке документы аукционная комиссия оценивает на предмет соответствия Документации.
Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
Следует отметить, что в нарушение установленного в п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках N 223-ФЗ основополагающего принципа закупок товаров, работ, услуг - информационная открытость закупки ни в Положении о закупках, ни в Документации не урегулирован процесс работы аукционной комиссии, а также в Документации не предусмотрены основания отклонения заявки участника. В связи с тем, что заявка ООО "Уют" была отклонена обоснованно, права и законные интересны заявителя не были нарушены, Комиссия решила в данной части нарушения предписание не выдавать.
В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия установила, что согласно пп.8.6. п.8. Положения о закупках договор должен быть подписан заказчиком и победителем аукциона не позднее двадцати дней после подписания протокола аукциона, если иной срок не был указан в извещении о проведении аукциона или в документации о проведении аукциона.
Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.
На основании изложенного, ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.
Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в Положение о закупках в части установления срока заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, продлить срок подачи заявок в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу (вх. N 4978к от 20.06.2016 г.) от ООО " Уют" на действия МАОУ "Детский сад N 3 "Теремок" общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного художественно-эстетического развития воспитанников п. Новосергиевка" Новосергиевского района Оренбургской области, при проведении открытого аукциона на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания МДОАУ "Детский сад N3 "Теремок" по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п.Новосергиевка, ул.Культурная, 5А (извещение N 31603655353) необоснованной.
2. Заказчику - МАОУ "Детский сад N 3 "Теремок" общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного художественно-эстетического развития воспитанников п. Новосергиевка" Новосергиевского района Оренбургской области выдать предписание о внесении изменений в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 3 "Теремок общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного художественно-эстетического развития воспитанников п.Новосергиевка", утвержденного протоколом заседания Наблюдательного совета от 20 июня 2014 г. в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии "_"
Члены комиссии "_"
Предписание по делу N 07-16-112/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - "_"; членов Комиссии: "_",
руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 "О защите конкуренции", на основании решения от 01.07.2016 г. по делу N 07-16-112/2016,
предписывает:
1. Заказчику - МАОУ "Детский сад N 3 "Теремок" общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного художественно-эстетического развития воспитанников п.Новосергиевка" Новосергиевского района Оренбургской области совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 30 рабочих дней с момента получения настоящего предписания, для чего: внести изменение в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 3 "Теремок" общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного художественно-эстетического развития воспитанников п.Новосергиевка" в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.7.2 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-112/2016 (опубликовано 5 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016