Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 21 июня 2016 г. N 08/1189-16
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, заместитель председателя Комиссии;
Галась Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Кузьмич Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
в присутствии представителей:
Главного управления информатизации и связи города Севастополя (далее - Заказчик): Тимофеева Д.А. (по доверенности от 12 июня 2016 года N 12), Хмелева В.В. (по доверенности от 16 июня 2016 года N 11);
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Метида" (далее - ООО "Метида", Заявитель) (вх. N 1100/09 от 08 июня 2016 года) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по созданию и внедрению ПО "Система юридически значимого электронного документооборота" N 0174200001916001218 (далее - Конкурс), заслушав пояснения представителей Заказчика рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), установила:
Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По мнению Заявителя, конкурсная документация не соответствует Закону о контрактной системе в виду следующего.
Заявитель считает, что порядок оценки по показателю "Качество работ" носит субъективный характер, что не позволяет участникам установить правильность начисления баллов, а так же, что баллы по показателям "опыт участника закупки по выполнению работ, аналогичных предмету конкурса" и "квалификация трудовых ресурсов" присваиваются непропорционально. Также Заявитель указывает, что, согласно формуле расчета итогового рейтинга заявок, итоговый рейтинг при максимальном значении по всем критериям будет составлять 130%.
Кроме этого, по мнению Заявителя, проект государственного контракта и техническое задание конкурсной документации содержит противоречия в части того, что должно быть передано Заказчику по итогам Конкурса: исключительные права на ПО "Система юридически значимого электронного документооборота" или неисключительные права на СЭД.
Также, Заявитель указывает, что в проекте государственного контракта не указаны сведения о возможности одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней).
По мнению Заявителя, также, в конкурсной документации не указано, каким документом участник должен подтвердить свое соответствие ограничениям и запретам допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ и услуг, соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами.
Пояснения представителей Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно приложению N 1 к информационной карте конкурса, в целях оценки заявок Заказчик устанавливает конкурсной документации следующие критерии оценки: "Цена контракта", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Для оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в документации установлен показатель "Качество работ". В рамках данного показателя оцениваются детальные предложения, дополняющие Техническое задание по следующим направлениям:
- Предложения по выполнению требований к функциональности системы - 60 баллов;
- Предложения по реализации мероприятий по подготовке персонала - 40 баллов.
Предложениям по данному показателю присваиваются указанные выше баллы в случае, если оно одновременно соответствует следующим требованиям:
- Предложение детализирует или дополняет исходные требования;
- Предложение содержит сведения о способах (методике) выполнения предложенных требований;
- Предложение соответствует действующим нормативным документам, современным практикам, методикам и стандартам, использующимся в предметной области, области разработки и сопровождения ПО;
- В предложении не содержится логических или методических ошибок и противоречий, которые могут повлиять на качество или сроки работ.
Количество баллов, присваиваемых каждым членом конкурсной комиссии по показателю "Качество работ", определяется как сумма баллов по указанным выше позициям.
В связи с невозможностью установления зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, устанавливается следующая шкала оценок:
- максимальное количество баллов - 100 баллов, присуждается заявке, детальные предложения которой соответствуют указанным выше требованиям;
- "0" баллов присуждается, если в составе заявки представлено полностью скопированное техническое задание без предоставления детальных предложений, дополняющих ТЗ, либо детальные предложения не соответствуют вышеуказанным требованиям.
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1085 (далее - Правила), Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На основании вышеизложенного, Заказчиком в конкурсной документации указан предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий сведений, подлежащих оценке и подлежащих представлению участниками в своих заявках для получения оценки, а также шкала оценки, представленных участниками сведений.
Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Для оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчиком установлены следующие показатели и порядок оценки по ним:
"Опыт участника закупки по выполнению работ, аналогичных предмету конкурса" |
|
Оценивается предложение участника о количестве и объемах исполненных Участником контрактов подобных предмету конкурса за последние 3 года без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника. Максимальное количество баллов - 100. Оценка заявки:
|
||||||||||||
"Квалификация трудовых ресурсов" |
|
Оценивается предложение участника об образовании, уровне квалификации персонала, специалистов и экспертов, которые будут привлечены к выполнению работ при исполнении данного контракта в следующих областях: - создание и внедрение программного обеспечения, позволяющего организовать работу с электронными документами, а также взаимодействие между сотрудниками. Для подтверждения сведений о квалификации трудовых ресурсов участника закупки он заполняет и представляет Форму "Предложения участника закупки по выполнению условий контракта, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе". Максимальное количество баллов - 100. Оценка заявки:
|
Также Заказчиком установлен следующий порядок расчета итогового рейтинга заявок: ИРi = ЦРi + (НЦРi1+ НЦРi2)*0,7. Однако в предшествующей редакции конкурсной документации была указана формула: ИРi = ЦРi + НЦРi1+ НЦРi2, в результате которой, итоговый рейтинг при максимальном значении по всем критериям составлял 130%.
Изменения, в части указанных доводов были внесены Заказчиком 15 июня 2016 года, то есть после поступления жалобы.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что в действия Заказчика присутствуют признаки нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 54 Закона о контрактной системе, по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Заявитель в своей жалобе указывал на наличие противоречий в проекте государственного контракта и конкурсной документации. В то же время на момент рассмотрения настоящей жалобы Заказчиком по данному доводу были внесены изменения.
Пунктом 2.5 проекта государственного контракта установлено, что расчет за оказанные услуги осуществляется в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания Государственным Заказчиком Акта приемки - передачи неисключительных прав на ПО, а так же Акта приемки - передачи услуг по созданию и внедрению ПО и на основании представленного Исполнителем счета, счета-фактуры - по необходимости. Оригиналами Акта приемки - передачи неисключительных прав и Акта приемки - передачи услуг по созданию и внедрению ПО "Система юридически значимого электронного документооборота", оформленных надлежащем образом, в соответствии с требованиями законодательства, стороны обязаны обменяться данными документами не позднее 5 дней, после завершения создания и внедрения ПО.
Согласно подпункту 1 пункта 2.5 Технического задания, исполнитель должен передать Государственному заказчику неограниченную лицензию (неисключительные права) на СЭД, полностью удовлетворяющую требованиям настоящего технического задания.
Таким образом, Заказчик 15 июня 2016 года внес изменения в конкурсную документацию и устранил противоречия в конкурсной документации.
В связи с тем, что нарушение было устранено после подачи жалобы, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.
Пунктами 9.5 - 9.14 проекта государственного контракта установлены сведения о возможности одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту.
Пунктом 7 проекта государственного контракта определена ответственность сторон за исполнение своих обязательств, в том числе в пункте 7.11. указано, что государственный Заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 году исполнения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных Государственным Контрактом, за исключением гарантийных обязательств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления Государственным Заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
Пунктом 5 Перечня отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1457 (далее - Постановление), предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановления, может быть установлено заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Применение заказчиком любых указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением, является надлежащим исполнением указанного Постановления.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам, установленным заказчиком в документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО "Метида" (вх. N 1100/09 от 08 июня 2016 года) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по созданию и внедрению ПО "Система юридически значимого электронного документооборота" N 0174200001916001218 обоснованной в части нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части установления порядка оценки в нарушения настоящего закона.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе в части невозможности заключения контракта на условиях, предусмотренных конкурсной документацией.
4. В связи с добровольным устранением выявленных нарушений путем внесения изменений в конкурсную документацию, Предписание об устранении нарушений не выдавать.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Главного управления информатизации и связи города Севастополя признаков административного правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21 июня 2016 г. N 08/1189-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016