Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Федеральной таможенной службы
от 21 июня 2011 г. N 1310
Регламент
международной правовой работы Федеральной таможенной службы
I. Общие положения организации международной правовой работы
1. Настоящий Регламент в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2757; 2007, N 49, ст. 6079), постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 231; 2006, N 23, ст. 2514, N 29, ст. 3251; 2007, N 32, ст. 4150; 2008, N 14, ст. 1413, N 21, ст. 2459, N 49, ст. 5833; 2009, N 11, ст. 1302, N 12, ст. 1443, N 19, ст. 2346, N 36, ст. 4358, N 49 (ч. 2), ст. 5970, ст. 5971, ст. 6609; 2010, N 9, ст. 964, N 10, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251) и от 7 февраля 2003 г. N 79 "Об утверждении Положения о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст. 647), устанавливает правила организации международной правовой работы в Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России).
2. Международная правовая работа в ФТС России направлена на создание правовых основ и совершенствование правового регулирования отношений в области таможенного дела на международном уровне в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации о таможенном деле с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.
3. Регламент международной правовой работы (далее - Регламент) определяет в ФТС России последовательность осуществления разработки проектов международных актов (далее - проект акта), процедур согласования текста проекта акта, проведения внутригосударственных процедур согласования проекта акта и документов, необходимых для его подписания и ратификации.
Регламент устанавливает порядок внутриведомственного взаимодействия структурных подразделений ФТС России и должностных лиц ФТС России в сфере международной правовой работы.
4. Руководство международной правовой работой в ФТС России осуществляется заместителем руководителя ФТС России в соответствии с установленным порядком о распределении должностных обязанностей.
Заместитель руководителя ФТС России обеспечивает взаимодействие ФТС России с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.
5. Ответственным структурным подразделением центрального аппарата ФТС России по осуществлению и координации международной правовой работы является Управление таможенного сотрудничества (далее - УТС).
6. В структурных подразделениях ФТС России международную правовую работу организовывают и возглавляют начальники структурных подразделений, а обязанности по ее осуществлению возлагаются на одного из их заместителей.
7. Основными принципами организации международной правовой работы в ФТС России являются:
принцип законности, которым обеспечивается соблюдение прав и свобод человека и гражданина, выполнение обязательств Российской Федерацией, закрепленных в международных договорах и соглашениях, регулирующих отношения в области таможенного дела, включая правовую базу Таможенного союза;
принцип непрерывности международной правовой работы, который заключается в ее поэтапном плановом осуществлении;
предметный принцип, основанный на разграничении деятельности подразделений в сфере осуществления международной правовой работы в соответствии с их функциями;
принцип конечного результата, заключающийся в направленности действий должностных лиц на конечный результат международной правовой работы, которым является подписание и вступление в законную силу международных актов.
8. Основными направлениями международной правовой работы ФТС России являются:
разработка проектов актов;
проведение внутриведомственного, внутригосударственного и международного согласования на профильно-ведомственном уровне текстов проектов актов;
проведение правовых экспертиз по разработанным и согласованным проектам актов, включая проекты актов, поступившие в ФТС России из федеральных органов исполнительной власти в рамках межгосударственных согласований;
проведение внутригосударственных процедур согласования проектов актов и пакетов документов, необходимых для их подписания и ратификации;
обеспечение участия руководства ФТС России в работе органов законодательной и исполнительной власти при обсуждении проектов актов и принятии решений об их подписании и ратификации;
участие в разработке проектов актов таможенного законодательства Таможенного союза, международных организаций, действующих в области таможенного дела, органов управления интеграцией на пространстве ЕврАзЭС и СНГ, а также по линии дальнего зарубежья;
обобщение и анализ практики применения таможенного законодательства Таможенного союза и выработка предложений по его совершенствованию;
обеспечение участия ФТС России во внутригосударственных и международных процедурах согласования проектов актов, проводимых федеральными органами исполнительной власти;
планирование международной правовой работы на основе правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений и поручений Правительства Российской Федерации, решений международных организаций, осуществляющих свою деятельность в области таможенного дела;
разработка и подготовка к принятию и ратификации международных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
II. Разработка и внутригосударственное согласование проекта международного правового акта
9. В ФТС России разработка проектов международных правовых актов (далее - проект акта) осуществляется во исполнение распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и поручений Правительства Российской Федерации, решений Комиссии Таможенного союза и договоренностей, достигнутых в ходе международных встреч с участием руководителя (заместителей руководителя) ФТС России или в инициативном порядке.
Разработка проектов актов в ФТС России организуется в структурных подразделениях в соответствии с их функциональным назначением (далее - функциональные подразделения).
10. Разработка проектов актов во исполнение распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и поручений Правительства Российской Федерации, решений Комиссии Таможенного союза и договоренностей, достигнутых в ходе международных встреч с участием руководителя (заместителей руководителя) ФТС России, включает в себя:
проведение внутриведомственных процедур согласования по принятию решения о разработке проекта акта;
подготовку и внутриведомственное согласование концепции международного правового акта;
разработку текста проекта международного правового акта в соответствии с Инструкцией о порядке разработки проектов международных правовых актов (договоров) (далее - Инструкция).
11. В ФТС России функциональными подразделениями осуществляется разработка следующих проектов актов:
международных договоров и соглашений Российской Федерации, заключаемых от имени Российской Федерации (межгосударственные);
международных договоров и соглашений, заключаемых от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные);
международных договоров и соглашений, заключаемых от имени Федеральной таможенной службы (межведомственные);
международных документов, не являющихся международными договорами и соглашениями Российской Федерации, подписываемых от имени Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ФТС России и не содержащих юридически обязывающих положений;
международных правовых актов таможенного законодательства Таможенного союза.
Разработка в ФТС России проектов актов осуществляется в соответствии с Инструкцией.
Разработка международных документов правоохранительной направленности, не являющихся международными договорами и не содержащих юридически обязывающих положений, осуществляется Главным управлением по борьбе с контрабандой (ГУБК), которое согласовывает указанные проекты с заместителем руководителя ФТС России, курирующим оперативно-розыскную работу и правоохранительную деятельность таможенных органов.
12. Разработка в инициативном порядке проекта акта в ФТС России включает в себя:
разработку концепции проекта акта (далее - концепция) и ее внутриведомственное согласование;
проведение внутриведомственных процедур по принятию решения о разработке проекта акта;
доклад статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России концепции и предложений о необходимости и целесообразности разработки и принятия проекта акта (далее - докладная записка);
разработку самостоятельно функциональным подразделением текста проекта акта, пояснительной записки, а также финансово-экономического обоснования, включающего мероприятия и финансовые затраты, необходимые для его реализации, или в рамках работы консультативных советов, рабочих групп и согласительных совещаний;
представление согласованного текста проекта акта с финансово-экономическим обоснованием в УТС для производства правовой экспертизы;
проведение УТС правовой экспертизы на соответствие проекта акта действующим международным нормам, таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации;
подготовку УТС экспертного заключения при выявлении в ходе исследования проекта акта положений, противоречащих действующим нормам международного права и законодательства Российской Федерации;
направление на доработку проекта акта в функциональное подразделение, его подготовившее, при наличии выявленных нарушений, препятствующих его дальнейшему согласованию и доклад об этом статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России;
проведение УТС внутригосударственного согласования проекта акта;
формирование УТС позиции ФТС России по поступившим из федеральных органов исполнительной власти замечаниям и дополнениям;
организацию и проведение УТС внутригосударственных согласительных процедур по доработке проекта акта и устранению межведомственных разногласий;
доклад УТС статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России о результатах разработки и согласования проекта акта.
13. Концепция включает в себя:
вид международного акта;
сведения о договаривающихся сторонах;
предложения о процедурах согласования текста проекта акта на внутригосударственном и международном уровнях;
отношения в области таможенного дела, подлежащие правовому регулированию международным актом;
сведения о правовых актах, которыми регулировались или регулируются отношения, подлежащие регулированию данным международным актом;
сведения о правовом регулировании подобных отношений в международной практике;
целевую направленность правового регулирования данных отношений нормам международного права;
результаты внутриведомственного согласования концепции.
14. Докладная записка о необходимости разработки и принятия международного акта должна содержать следующие сведения:
о концепции;
о целесообразности разработки и принятия международного акта;
о функциональных подразделениях, ответственных за разработку проекта акта;
предложение о сроках разработки и проведения внутриведомственного согласования текста;
о финансово-экономических и правовых последствиях принятия международного акта.
Срок внутриведомственной разработки и согласования проекта акта, разрабатываемого в инициативном порядке в ФТС России, не должен превышать трех месяцев.
15. Целью согласования текста проекта акта является обеспечение учета всех мнений заинтересованных сторон - участников согласительных процедур, выработка внутриведомственной, внутригосударственной позиции относительно содержания текста проекта акта.
Согласительные процедуры проводятся последовательно на внутриведомственном, внутригосударственном и международном уровнях.
Внутригосударственные согласительные процедуры проводятся в ходе работы над текстом проекта акта путем обмена письмами или в формате ведомственных или межведомственных согласительных совещаний.
Порядок и сроки производства внутригосударственных процедур согласования проектов актов определены Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".
Участие ФТС России в подготовке внутригосударственной позиции по проекту акта возможно только после формирования внутриведомственной позиции.
16. Руководитель ФТС России в международных переговорах по проектам актов участвует лично либо поручает должностным лицам представлять позицию ФТС России.
При отсутствии указаний руководства ФТС России о представительстве на переговорах переговорные функции по обсуждению вопросов, относящихся к проекту акта, возлагаются на начальника УТС, который вправе привлекать для переговорного процесса в качестве специалистов и экспертов любых должностных лиц из подразделений центрального аппарата и региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.
По согласованию с руководителем ФТС России ведомственную позицию российской стороны по международным документам правоохранительной направленности, не являющимся международными договорами и не содержащим юридически обязывающих положений, в переговорах представляет заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу и правоохранительную деятельность таможенных органов, который вправе подписывать указанные документы и привлекать для переговорного процесса и их согласования должностных лиц из функциональных подразделений, участвующих в разработке проекта акта.
17. Результаты международных процедур согласования текста проекта акта оформляются протоколами рабочих встреч руководителей (заместителей руководителей) таможенных служб сторон, согласительных совещаний и протоколами результатов деятельности рабочих групп с приложением текста и списка участников.
По окончании проведения международных процедур согласования текста проекта акта каждая его страница визируется (парафируется).
Разногласия сторон по тексту проекта акта отражаются в протоколе или в таблице разногласий.
18. При наличии межведомственных разногласий относительно содержания текста проводятся межведомственные согласительные процедуры.
В зависимости от результатов внутригосударственного согласования составляется протокол с приложением согласованного текста проекта акта либо таблица разногласий с изложением мнений сторон, которая с проектом акта представляется в Правительство Российской Федерации.
19. В ходе межгосударственных согласований текста проекта акта каждое предложение договаривающейся стороны, поступившее при обмене рабочими текстами, проходит последовательно ведомственное согласование для выработки ведомственной позиции, а затем внутригосударственное согласование для выработки внутригосударственной позиции.
20. На заключительном этапе согласования УТС направляет проект акта с материалами согласования в МИД России.
При поступлении замечаний и предложений из МИД России они рассматриваются в ФТС России в зависимости от их содержания на внутриведомственном или внутригосударственном уровне.
По окончании внутригосударственных процедур согласования текста проекта акта УТС представляет статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России согласованный текст проекта акта и материалы согласования (внутриведомственного, внутригосударственного и межгосударственного) с предложением о направлении проекта акта в Правительство Российской Федерации.
Заблаговременно, но не позднее одних суток до рассмотрения в Правительстве Российской Федерации проекта акта, УТС представляет статс-секретарю-заместителю руководителя ФТС России проект акта и справку по вопросам рассмотрения проекта акта в Правительстве Российской Федерации.
21. Разработка и внутригосударственное согласование проектов решений Комиссии Таможенного союза (далее - решения) в ФТС России осуществляется в порядке, установленном Регламентом.
III. Подготовка проекта акта к подписанию
22. Решение о проведении внутригосударственных процедур согласования проекта акта и пакета документов о его подписании или ратификации принимает Правительство Российской Федерации.
Подготовка к подписанию (согласование) проекта акта проводится после проведения согласительных процедур согласования текста, что удостоверяется визированием (парафированием) текста либо документами о его предварительном подписании.
Подготовка к подписанию проекта акта включает в себя:
подготовку и формирование пакета документов, необходимых для подписания проекта акта (далее - пакет документов);
проведение внутриведомственного и внутригосударственного согласования проекта акта и пакета документов;
представление ФТС России в Правительство Российской Федерации проекта акта с предложением о его подписании.
Проведение процедур согласования проекта акта и пакета документов, необходимых для его подписания и ратификации, является компетенцией УТС.
В ходе проведения внутригосударственных процедур согласования внесение изменений и дополнений, носящих сущностной характер, не допускается. В случае возникновения такой необходимости по решению Правительства Российской Федерации проводится повторное согласование текста проекта акта, включая международные процедуры согласования.
23. Предложения Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации о подписании международных актов или о присоединении к ним представляются в виде пакета документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В пакет представляемых документов входит:
проект сопроводительного письма Президенту Российской Федерации или Председателю Правительства Российской Федерации, в котором указывается основание представления соответствующего предложения (делается ссылка на положения международного акта, имеющего более высокий правовой статус, или норму федерального закона) и кратко излагается содержание представляемого предложения, а также информация о результатах его согласования;
проект распоряжения Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации о подписании проекта акта;
проект акта;
пояснительная записка, в которой излагается обоснование целесообразности заключения международного акта или присоединения к нему, определяется соответствие проекта акта действующим нормам международного права и законодательству Российской Федерации, дается оценка возможных финансово-экономических и иных последствий принятия международного акта.
24. После проведения внутриведомственного и внутригосударственного согласований проекта акта и пакета документов, необходимых для его подписания, документы направляются в Минюст России для получения заключения о возможности принятия международного акта.
25. Уполномоченным лицом для подписания международных актов в области таможенного дела от имени ФТС России является руководитель ФТС России, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации даются полномочия на подписание каждого отдельного международного акта, которые оформляются МИД России.
26. Внутригосударственные процедуры согласования при подготовке проектов решений Комиссии Таможенного союза к обсуждению и подписанию ФТС России не проводятся, что является компетенцией Секретариата Комиссии Таможенного союза в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 15 "О вопросах организации деятельности Комиссии Таможенного союза".
IV. Проведение правовой экспертизы проектов актов
27. Правовая экспертиза проектов актов (далее - экспертиза) - исследование, направленное на определение соответствия проектов актов общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, таможенному законодательству Таможенного союза и требованиям юридической техники.
В ФТС России правовую экспертизу проектов актов проводит УТС.
Правовая экспертиза проводится в течение десяти рабочих дней со дня поступления проекта акта в УТС.
28. Правовая экспертиза проводится по проектам актов (межгосударственные, межправительственные, межведомственные, международные акты таможенного законодательства Таможенного союза), поступивших в УТС из функциональных подразделений.
При проведении правовой экспертизы исследуются вопросы:
соответствия норм проекта акта действующим нормам международного права, таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации;
соблюдения порядка и правил проведения согласительных процедур текста проекта акта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Регламентом;
соответствия содержания проекта акта предмету его правового регулирования;
основания проведения ратификации принятого международного акта.
При выявлении нарушений порядка подготовки проекта акта, его несоответствия действующим нормам международного права и законодательству Российской Федерации, препятствующим его дальнейшему согласованию, УТС готовит экспертное заключение.
Согласно данному экспертному заключению проект акта направляется в функциональное подразделение, осуществлявшее его разработку, для доработки и устранения недостатков в срок не менее пяти дней в зависимости от объема выявленных нарушений.
При необходимости руководством ФТС России могут устанавливаться иные сроки производства правовой экспертизы и устранения недостатков.
УТС в целях оперативного устранения недостатков в проекте акта вправе самостоятельно провести согласование текста проекта акта с привлечением должностных лиц функциональных подразделений.
29. По проектам актов, поступивших в ФТС России в рамках проведения внутригосударственных процедур согласования, из других федеральных органов исполнительной власти УТС проводит правовую экспертизу на предмет соответствия проектов актов действующим нормам международного права, таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
Правовая экспертиза проводится по правилам проведения внутриведомственного согласования проекта акта.
По результатам проведения правовой экспертизы ФТС России согласовывает или не согласовывает проект акта, о чем мотивированно сообщает в федеральный орган исполнительной власти, проводящий внутригосударственное согласование проекта акта.
V. Процедуры ратификации международного акта
30. Проведение ведомственных и внутригосударственных процедур согласования проектов федеральных законов о ратификации международных актов в ФТС России возлагается на УТС.
31. Процедуры согласования проектов федеральных законов о ратификации международных актов или присоединения к ним проводятся последовательно на внутриведомственном и внутригосударственном уровнях.
В ФТС России внутриведомственное согласование проектов федеральных законов о ратификации международных актов проводится во всех случаях, а их внутригосударственное согласование проводится в объеме, определяемом поручением Правительства Российской Федерации.
32. Управление правового обеспечения законопроектной деятельности (УПОЗД) организует участие руководства ФТС России в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и в других государственных органах при обсуждении проектов федеральных законов о ратификации международных актов в соответствии с Регламентом организации законопроектной работы Федеральной таможенной службы.
УПОЗД проводит правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащихся в пакетах документов, прилагаемых к законопроектам о ратификации международных договоров.
VI. Обобщение практики применения международных актов
33. В ФТС России обобщение практики применения международных актов в области таможенного законодательства Таможенного союза возлагается на Правовое управление (ПУ).
34. ПУ по результатам мониторинга практики применения таможенными органами таможенного законодательства Таможенного союза проводит правовой анализ практики применения международных актов таможенного законодательства Таможенного союза и готовит предложения по совершенствованию таких актов статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России.
По поручению статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России УТС совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России на основе предложений ПУ проводит работу по подготовке изменений в международные договоры государств-членов Таможенного союза, а также обеспечивает взаимодействие с Комиссией Таможенного союза для принятия новых решений Комиссии Таможенного союза и внесения изменений в ранее принятые Решения Комиссии Таможенного союза.
Начальник Управления |
С.А. Коноваленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.