Я, и.о. руководителя Липецкого УФАС России Поткина Ирина Владимировна, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 285-Т-16, возбужденного в отношении должностного лица - председателя единой комиссии государственного учреждения здравоохранения "Тербунская межрайонная больница" <_> которому разъяснены права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о чем указано в протоколе об административном правонарушении N 285-Т-16, установил:
Протоколом N 285-Т-16 от 01.07.2016 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - председателя единой комиссии государственного учреждения здравоохранения "Тербунская межрайонная больница" <_>
Протокол составлен в присутствии <_>
Определением от 01.07.2016 N 285-Т-16 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) государственное учреждение здравоохранения "Тербунская межрайонная больница" являясь заказчиком, осуществляло проведение электронного аукциона на поставку реактивов для клинико-диагностической лаборатории (реестровый номер 0346300022916000048) (далее- электронный аукцион).
Документация об электронном аукционе размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
30.05.2016 единой комиссией государственного учреждения здравоохранения "Тербунская межрайонная больница" (далее - заказчик) в составе: председатель <_> рассматривались вторые части заявок трех участников - ООО "Витязь", ООО "Лабэксперт-Черноземье" и ООО "МедАгро".
Данный состав единой комиссии утвержден приказом заказчика от 12.01.2016 N 6-О.
Председатель комиссии Юдкина Ольга Сергеевна при рассмотрении вторых частей заявок приняла решение о признании заявок ООО "Витязь" и ООО "Лабэксперт-Черноземье" соответствующими требованиям документации, а заявки ООО "МедАгро" не соответствующей требованиям документации в связи с тем, что "заявка не содержит документы, подтверждающие соответствие предлагаемого товара ограничению допуска, установленному в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии таких документов - сертификат о происхождении товара (форма СТ-1), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами".
Установлено, что в пункте 30 документации об электронном аукционе установлены следующие условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе:
- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено ограничение допуска товара, являющегося объектом закупки настоящего электронного аукциона, происходящего из иностранного государства;
- участникам электронного аукциона, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены договора в размере 15% в порядке и на условиях, установленных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 102).
Таким образом, при осуществлении закупки медицинских изделий, включенных в перечень, утвержденный Постановлением N102, соответствующее ограничение установлено в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 2 Постановления N102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Таким образом, ограничение, установленное Постановлением N 102, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 2 Постановления N 102, в совокупности.
В ходе анализа заявок участников, вторые части которых рассматривались единой комиссией, установлено, что ООО "Витязь", ООО "Лабэксперт-Черноземье", ООО "МедАгро" предложили к поставке по ряду позиций товар, страной происхождения которых является- Германия, Франция, Великобритания, Чехия. При этом, данными участниками предложен также и товар российского происхождения.
Исходя из вышеизложенного следует, что условие, установленные пунктом 2 Постановления N 102 о предложении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан, в рассматриваемом случае не соблюдено.
Таким образом, установленное заказчиком ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в данном случае не применяется.
При таких обстоятельствах, оснований для признания заявки ООО "МедАгро" не соответствующей требованиям документации у председателя комиссии <_> не было.
В связи с данным обстоятельством, председатель комиссии <_> допустил нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, которой установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В пункте 19 документации об электронном аукционе содержится требование о предоставлении в составе второй части заявки копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации - копию регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе анализа заявки ООО "Лабэксперт-Черноземье", которая, как было указано ранее, признана единой комиссией соответствующей требованиям документации, установлено, что в ее составе отсутствуют регистрационные удостоверения на предлагаемые к поставке медицинские изделия.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Исходя из вышеизложенного, действия председателя комиссии <_> по признанию заявки ООО "Лабэксперт-Черноземье" соответствующей требованиям документации совершены в нарушение п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 107 Закона о контрактной системе, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к данной норме установлено, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Частью 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, -влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта согласно извещению о проведении электронного аукциона составляет 930 665,00 рублей. Следовательно, 1% от начальной (максимальной) цены контракта равен 9 306,65 рублей.
Исходя из обстоятельств дела и с учетом представленных доказательств следует, что 30.05.2016 (время рассмотрения вторых частей заявок не определено) председатель единой комиссии государственного учреждения здравоохранения "Тербунская межрайонная больница" <_> неправомерно признав заявку ООО "МедАгро" не соответствующей требованиям документации, а заявку ООО "Лабэксперт-Черноземье" соответствующей требованиям документации, совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождения заказчика - Липецкая область, Тербунский район, с. Тербуны, ул. Юбилейная, д. 1.
Объектом административного правонарушения являются общие и специальные требования к осуществлению закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, заключается в противоправных деяниях, которые выражаются в нарушении предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку рассмотрения заявок.
Субъектом административного правонарушения является должностное лицо - председатель единой комиссии государственного учреждения здравоохранения "Тербунская межрайонная больница" <_>
Субъективная сторона выражается виной в форме неосторожности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, не предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина <_> состоит в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по обеспечению соблюдения ст. 69 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, вывод о виновности <_> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, нахожу соответствующим установленным обстоятельствам.
Указанный вывод основан на всесторонне, полно, и объективно исследованных доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Противоправные действия указанного должностного лица свидетельствуют о нарушении принципов эффективности закупки и обеспечения конкуренции, предусмотренного ст. 8 Закона о контрактной системе, а также прозрачности, так как контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных и понятных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, должностное лицо государственного органа приходит к выводу о том, что совершенное должностным лицом заказчика административное правонарушение, не может быть отнесено к малозначительному, поскольку совершенное деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающуюся в пренебрежительном отношении должностного лица заказчика к соблюдению требований законодательства о контрактной системе.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о контрактной системе требований, при рассмотрении дела не установлены, соответствующие доказательства не представлены <_>
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного <_> административного правонарушения, не выявлены.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность совершенного <_> административного правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не выявлено.
Настоящее административное дело рассмотрено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения.
При рассмотрении дела <_> пояснила, что нарушение допущено из-за большого объема работы, а также по причине того, что секретарь комиссии недобросовестно предварительно рассмотрела заявки.
Принимая во внимание доказанность состава административного правонарушения, подтвержденного документами, имеющимися в деле об административном правонарушении, а также руководствуясь ч. 2 ст. 4.1, ч. 2 ст. 7.30, ст. 23.66, ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Наложить на председателя единой комиссии государственного учреждения здравоохранения "Тербунская межрайонная больница" <_>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение порядка рассмотрения вторых частей заявок) штраф в размере 9 306 (девять тысяч триста шесть) рублей 65 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа по реквизитам:
УФК по Липецкой области (Липецкое УФАС России);
БИК 044206001
р/с 40101810200000010006 в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области
ИНН 4826018513
КПП 482601001
ОКТМО 42701000
КБК 161 116 330 20 02 6000 140
УИН 16124201607140498811
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 12 июля 2016 г. N 285-Т-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016