Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 11 июля 2016 г.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей
ОАО "СЗ "Северная верфь" (далее - Организатор закупки) ;
Санкт-Петербургского филиала САО "ВСК" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу Санкт-Петербургского филиала САО "ВСК" (вх.N15832/16 от 01.07.2016) на действия организатора торгов ОАО "СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса предложений на добровольное медицинское страхование сотрудников ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (извещение N 31603812329, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
23 июня 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N 31603812329 о проведении запроса предложений на добровольное медицинское страхование сотрудников ОАО Судостроительный завод "Северная верфь", включая документацию на проведение запроса предложений (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО "СЗ "Северная верфь" (далее - Положение о закупках) в редакции от 15.09.2015 г., на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
49 916 310,00 руб |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
23.06.2016 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
04.07.2016 в 17:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
12.07.2016 в 16:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198096, г. Санкт-Петербург, улица Корабельная, дом 6, литера АМ, кабинет N 204 |
2. Заявитель в жалобе указывает, что, по его мнению, Организатором закупки в Закупочной документации установлены неправомерные условия, согласно которым оценка заявок по критерию "Предоставление дополнительных услуг" производится в отсутствие порядка, установленного Закупочной документацией, и носит субъективный характер.
Также Заявитель полагает неправомерным установление в Закупочной документации одним из критериев оценки заявок наличие у участника Закупки действующего рейтинга надежности международного рейтингового агентства "Standard and Poor's" "Fitch Ratings" "Moody's Investors Service" что по мнению Заявителя приводит к необоснованному ограничению конкуренции среди потенциальных участников Закупки.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением N78/14782/16 от 05 июля 2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
Заявитель подавал заявку на участие в Закупке, при этом, доводы Заявителя, в том числе, указывают на неразмещение Организатором закупки в надлежащем виде информации, предусмотренной п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
ОАО "СЗ "Северная верфь" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
По первому доводу жалобы Заявителя:
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно п.п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с п. 3.9 раздела 2 Закупочной документации оценка поступивших заявок участников осуществляется в баллах на основании и по результатам оценки следующих критериев:
Таблица N 1
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия |
1. |
Цена договора |
50% |
2. |
Квалификация участника |
40% |
3. |
Предоставление дополнительных (бонусных) программ |
10% |
Согласно пп. 3 п. 3.9 раздела 2 Закупочной документации оценка заявок по критерию "Предоставление дополнительных (бонусных) услуг" осуществляется следующим образом:
Значимость для трудового коллектива дополнительных (бонусных) медицинских услуг |
1 место |
100 баллов |
2 место |
50 баллов |
|
Прочие места |
0 баллов |
Оценка заявок Участников по данному критерию производится закупочной комиссией на основании заключения профкома первичной профсоюзной организации ОАО СЗ "Северная верфь" по степени предпочтительности дополнительных (бонусных) медицинских программ для трудового коллектива Заказчика.
Вместе с тем, порядка оценки заявок по критерию "Предоставление дополнительных (бонусных) услуг", а именно, перечня дополнительных услуг, за которые присваиваются баллы, объемов указанных услуг или предпочтительных для Организатора закупки характеристик или видов медицинских программ, в Закупочной документации не содержится.
Представитель Организатора закупки в заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя сообщил, что соответствии с пунктом 9.7. Коллективного договора, заключенного Организатором закупки с профсоюзной организации ОАО СЗ "Северная верфь", установлена обязанность ОАО СЗ "Северная верфь" обеспечивать ежегодное заключение и финансирование договора о добровольном медицинском страховании работников завода с предоставлением медицинских услуг в объеме, который не может быть менее чем в договоре ДМС на 2011-12 гг.
С целью обеспечения надлежащего исполнения обязанностей ОАО СЗ "Северная верфь", гарантии реального участия работников в рассмотрении и установлении приоритетных предложений страховых организаций интересам сотрудников с учетом пункта 9.7. Коллективного договора закупочной комиссией утверждена закупочная документация с установлением требования об обязательном участии профсоюзной первичной организации, которая выдает заключение о степени предпочтительности бонусных программ участников закупки, исходя из объема услуг.
Таким образом, заключение профсоюзной первичной организации основывается на требованиях, установленных пунктом 9.7. Коллективного договора ОАО СЗ "Северная верфь" на 2015 - 2018 годы о предоставлении по договору добровольного медицинского страхования работников в объеме медицинских услуг не менее, чем в договоре на ДМС, действовавшем в период 2011-2012 гг.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в Закупочной документации также не размещены и сведения об объеме и видах медицинских услуг, содержащиеся в имеющемся у Организатора закупки договоре на ДМС, действовавшем в период 2011-2012 гг.
Исходя из изложенного по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что Организатором закупки путем неправомерного неустановления в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок по критерию "Предоставление дополнительных (бонусных) услуг", допущены нарушения принципа информационной открытости закупки, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, а также нарушение требований п. 13. ч. 10 ст. 4 Закона N223, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы Заявителя:
Согласно пп. 2.3 п. 3.9 раздела 2 Закупочной документации одним из показателей критерия "Квалификация участинка" является "Наличие рейтинга рейтингового агентства "Standard and Poor`s" на дату размещения информации о проведении конкурса на официальном сайте", Сi1
Расчет производится в следующем порядке:
Рейтинг рейтингового агентства "Standard and Poor`s" или "Fitch Ratings" или "Moody's Investors Service" или "Эксперт РА" или "Национальное Рейтинговое Агентство" на дату размещения информации о проведении конкурса на официальном сайте
|
Количество баллов |
ruAA+ по национальной шкале "Standard and Poor`s" AA (rus) по национальной шкале "Fitch Ratings" Aa1.ru по национальной шкале "Moody's Investors Service" |
10 |
ruAA по национальной шкале "Standard and Poor`s AA-(rus) по национальной шкале "Fitch Ratings" Aa2.ru по национальной шкале "Moody's Investors Service" А++ "Эксперт РА" ААА "Национальное Рейтинговое Агентство" |
5 |
ruA по национальной шкале "Standard and Poor`s" A-(rus) по национальной шкале "Fitch Ratings" A2.ru по национальной шкале "Moody's Investors Service" |
3 |
Другое значение рейтинга по национальной шкале
|
0 |
Представитель Организатора закупки на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя пояснила, что указанное условия не является критерием допуска к участию в Закупке, а оценка по данному подкритерию производится на основании рейтингов, присвоенных аккредитованными при Министерстве финансов РФ рейтинговыми агентствами, специализирующимися в данной области, как российскими (Эксперт РА), так и международными (Fitch, Standard&Poor's, Moody's). Рейтинги данных агентств рекомендованы Правительством РФ при оценке надёжности финансовых организаций.
При это представитель Организатора закупки указала, что по мнению Организатора закупки высокий международный рейтинг страховой организации, подтверждённый свидетельством одного из международных рейтинговых агентств, во-первых, говорит об экономической стабильности организации, кредитоспособности, финансовой устойчивости, сбалансированности страхового портфеля, во-вторых, позволяет привлечь крупные иностранные страховые компании выступать в качестве перестраховщиков по страховым рискам, что существенно снижает риски страхователя при наступлении страхового случая.
Исходя из изложенного второй довод Заявителя не нашел своего подтверждения в заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя.
4. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Следуя п. 3.2 ч. 3 Закупочной документации Организатором закупки установлены дополнительные требования к участникам Закупки, одним из которых является наличие опыта работы на рынке добровольного медицинского страхования не менее 10 лет.
Несоответствие участника Закупки требованиям п. 3.2 ч. 3 Закупочной документации влечет отказ в допуске к процедуре Закупки заявки такого участника в соответствии с п. 3.8 ч. 3 Закупочной документации.
Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит выводу о том, что ввиду установленного порядка допуска заявок к участию в Закупке Организатором закупки созданы такие условия, следуя которым потенциальный участник Закупки, который осуществляется свою деятельность по предмету Закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства, располагающий необходимой квалификацией и ресурсами, но не имеющий 10-летнего опыта работы на рынке добровольного медицинского страхования, необоснованно ограничен в своем праве принять участие в процедуре Закупки.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в Закупочной документации требования к участникам Закупки о наличии у последних 10-летнего опыта работы на рынке добровольного медицинского страхования, являющегося условием допуска к участию в Закупке, нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенного при организации и проведении Закупки.
5. Рассмотрев жалобу Санкт-Петербургского филиала САО "ВСК" (вх.N15832/16 от 01.07.2016) на действия организатора торгов ОАО "СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса предложений на добровольное медицинское страхование сотрудников ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (извещение N 31603812329), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" нарушения требований п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу Санкт-Петербургского филиала САО "ВСК" (вх.N15832/16 от 01.07.2016) на действия организатора торгов ОАО "СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса предложений на добровольное медицинское страхование сотрудников ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (извещение N 31603812329) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ОАО "СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса предложений на добровольное медицинское страхование сотрудников ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (извещение N 31603812329) нарушения:
- п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные вследствие неправомерного неустановления в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок по критерию "Предоставление дополнительных (бонусных) услуг";
- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок, допущенные вследствие неправомерного установления в Закупочной документации требования к участникам Закупки о наличии у последних 10-летнего опыта работы на рынке добровольного медицинского страхования, являющегося условием допуска к участию в Закупке.
3. Выдать организатору закупки ОАО "СЗ "Северная верфь" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений на добровольное медицинское страхование сотрудников ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (извещение N 31603812329) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
11 июля 2016 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 11.07.2016 по жалобе N Т02-423/16 на действия организатора торгов ОАО "СЗ "Северная верфь" при организации и проведении запроса предложений на добровольное медицинское страхование сотрудников ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (извещение N 31603812329, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. Организатору торгов ОАО "СЗ "Северная верфь" совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения запроса предложений на добровольное медицинское страхование сотрудников ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" (извещение N 31603812329) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 01 августа 2016 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016