Я, <_>Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, рассмотрев протокол и материалы дела N 17А-04/16 об административном правонарушении, возбуждённого в отношении ОАО "МРСК Урала", расположенного по адресу: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 140; ИНН 6671163413 (дата регистрации в качестве юридического лица 28.02.2005), КПП 660850001, по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отсутствие представителя ОАО "МРСК Урала", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в отсутствие потерпевшего <_> извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. установила:
<_> является собственником гаража по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, ул. Енисейская, потребительский кооператив N 301 по строительству и эксплуатации гаражей (боксов) для стоянки авто-мото транспорта для индивидуальных владельцев, гараж N 1173-1174.
Между <_> и ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала") заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 30.10.2014 N 6000009749 (далее - Договор), выданы технические условия N 6000009749-1350-ТУ.
13.11.2014 между <_> и ОАО "МРСК Урала" было заключено дополнительное соглашение N 1 к Договору, которым был согласован размер платы за технологическое присоединение в сумме 2 894 930 рублей 84 копейки, согласована максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств в 16 кВт.
01.12.2014 между <_> и ОАО "МРСК Урала" было заключено дополнительное соглашение N 2 к Договору, которым был согласован размер платы за технологическое присоединение в сумме 341 887 рублей 91 копейка.
Подписанный экземпляр договора на технологическое присоединение от 30.10.2014 N 6000009749 возвращен заявителем в ОАО "МРСК Урала" 01.12.2014.
В соответствии с пунктом 5 Договора мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, ул. Енисейская, потребительский кооператив N 301 по строительству и эксплуатации гаражей (боксов) для стоянки авто-мото транспорта для индивидуальных владельцев, гараж 1173-1174, должны быть осуществлены в пределах одного года, то есть до 01.12.2015.
01.03.2016 в Челябинское УФАС России поступило заявление <_> вх. N 2505 на действия ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала"), выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору от 30.10.2014 N 6000009749.
Челябинским УФАС России в рамках рассмотрения заявления <_> направлены запросы заявителям и в ОАО "МРСК Урала".
Письмом от 22.03.2016 ОАО "МРСК Урала" представило документы по запросу Челябинского УФАС России, а также пояснило, что заявление является обоснованным. Нарушения сроков исполнения Договора допущено по следующим причинам. Энергопринимающим устройством, планируемым к присоединению, является гараж, расположенный в кооперативе N 301 (некоммерческое объединение граждан) по ул. Енисейская, г. Челябинска. В связи с указанным обстоятельством ОАО "МРСК Урала" для обеспечения электроснабжения Заявителя обязано осуществить строительно-монтажные работы на территории третьих лиц. ОАО "МРСК Урала" направляло запросы в адреса третьих лиц о согласовании присоединения гаража Заявителя, однако, согласия третьих лиц не получено. Данное обстоятельство препятствовало исполнению мероприятий по технологическому присоединению. Окончательная редакция Договора согласована 01.12.2014.
Заявитель на запрос антимонопольного органа ответ не представил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО "МРСК Урала", как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила присоединения, в соответствии с пунктом 2 которых их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12, 12.(1), 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).
При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
Заявитель заключил с ОАО "МРСК Урала" договор на технологическое присоединение от 30.10.2014 N 6000009749, выданы технические условия N 6000009749-1350-ТУ.
Согласно пункту 5 Договора максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 30 кВт.
Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен в соответствии с пунктом 16 Правил и не может превышать одного года.
Пункт 19 Правил присоединения предусматривает, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы:
- акт об осуществлении технологического присоединения;
- акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;
- акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно материалам заявления и документам, представленным сетевой организацией, процедура технологического присоединения объекта заявителя не осуществлена по настоящее время, необоснованно затянута, акты об осуществлении технологического присоединения, разграничения границ балансовой принадлежности сторон, разграничения эксплуатационной ответственности сторон не составлены, чем был нарушен пункт 16 Правил присоединения, а также ущемлены права и законные интересы Заявителя.
С 10.01.2016 начала действовать новая редакция статьи 9.21 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, действия ОАО "МРСК Урала", выразившиеся в нарушения пункта 16 Правил присоединения, подпадают под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Время совершения административного правонарушения: в период с 10.01.2016 по настоящее время. Технологическое присоединение на момент составления настоящего протокола не осуществлено.
Место совершения административного правонарушения: Челябинская область, Сосновский район, примерно в 3,5 км. от центра д. Медиак по направлению на юго-восток, кад. N 74:19:0801001:653.
10 июня 2016 года на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ по делу N 17А-04/16 об административном правонарушении начальником отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России <_> в отношении ОАО "МРСК Урала" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Законный представитель ОАО "МРСК Урала", надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по делу N 17А-04/16, на составление и подписание протокола не явился.
Письмом от 10.06.2016 вх. N 7729 ОАО "МРСК Урала" представило в адрес Челябинского УФАС России информацию о том, что по состоянию на указанную дату процедура технологического присоединение не завершена в связи с большим объемом работ по Договору и отсутствием согласия третьих лиц на реализацию мероприятий по технологическому присоединения.
Определением от 10.06.2016 исх. N 7519/04 рассмотрение дела N 17А-04/16 об административном правонарушении в отношении ОАО "МРСК Урала" назначено на 11 июля 2016 года в 15 часов 30 минут.
Законный представитель ОАО "МРСК Урала", надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела N 17А-04/16 об административном правонарушении, на рассмотрение дела N 17А-04/16 не явился, защитника не направил.
Потерпевший <_> надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела N 17А-04/16 об административном правонарушении, на рассмотрение дела N 17А-04/16 не явился.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям определен в Правилах присоединения.
ОАО "МРСК Урала" как сетевая организация, оказывающая услуги по технологическому присоединению было известно о том, что согласно пункту 16 Правил присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, является существенным условием договора и не может превышать один год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
Материалами дела установлено, что ОАО "МРСК Урала" нарушен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению по Договору, который истек 01.12.2015. Несмотря на установленные законодательством требования сетевая организация не выполнила мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок в полном объеме, не осуществило технологическое присоединение по Договору. При этом истечение указанного срока не освобождает сетевую организацию от обязанности осуществить технологическое присоединение.
По состоянию на 10.01.2016 технологическое присоединение энергопринимающих устройств по Договору не было осуществлено. Действия ОАО "МРСК Урала", выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению по Договору, установленного в соответствии с пунктом 16 Правил присоединения, продолжаются по настоящее время.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Следовательно, длительное непрекращающееся невыполнение (ненадлежащее выполнение) сетевой организацией предусмотренных законом обязанностей, выраженное в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, является длящимся правонарушением.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
29.04.2016 решением Челябинского УФАС России об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что действия ОАО "МРСК Урала", выразившиеся в нарушения пункта 16 Правил присоединения, подпадают под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, материалы дела были переданы должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении. Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения ОАО "МРСК Урала" к административной ответственности следует исчислять с 29.04.2016.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно пункту 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" форма вины (статья 2.2 КоАП РФ) юридического лица в КоАП РФ не выделяется. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Предпринятые ОАО "МРСК Урала" действия по исполнению Договора не обеспечили возможность выполнения мероприятий по технологическому присоединению в императивно установленный законодательством срок.
В соответствии с подпунктом а (2) пункта 25 Правил присоединения в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Таким образом, урегулирование отношений с третьими лицами по вопросам исполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору является обязанностью ОАО "МРСК Урала". Неполучение согласия третьих лиц на осуществление строительно-монтажных работ на принадлежащей им территории не освобождает ОАО "МРСК Урала" от обязанности выполнить мероприятий по технологическому присоединению в установленный в соответствии с Правилами присоединения срок.
Изложенное указывает на наличие в действиях ОАО "МРСК Урала", выразившихся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по Договору, заключенному с <_> нарушения пункта 16 Правил технологического присоединения.
У ОАО "МРСК Урала" отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения положений Правил присоединения, а именно: осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта Заявителей в установленный законом срок (один год), однако ОАО "МРСК Урала" не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение Правил присоединения.
ОАО "МРСК Урала" не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства и Правил присоединения.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения.
Доказательства, свидетельствующие о принятии ОАО "МРСК Урала" всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела N 17А-04/16 об административном правонарушении отсутствуют.
Учитывая изложенное, считаю вину ОАО "МРСК Урала" в совершенном правонарушении установленной.
Негативным последствием действий ОАО "МРСК Урала" явилось фактическое ущемление интересов <_> В.С., а также пренебрежительное отношение к положениям Правил присоединения, которыми регламентирован предельный срок для исполнения мероприятий по технологическому присоединению, поэтому в данном случае невозможно применить к административному правонарушению, совершенному ОАО "МРСК Урала", положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при назначении административного наказания юридическому лицу учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, исключающих вину ОАО "МРСК Урала" при совершении данного административного правонарушения, дела не выявлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ОАО "МРСК Урала", которые предусмотрены статьей 4.2, не выявлено, не заявлялось.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОАО "МРСК Урала", которые предусмотрены статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
Оценив обстоятельства совершенного ОАО "МРСК Урала" административного правонарушения должностным лицом принято решение о наложении на ОАО "МРСК Урала" административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 9.21, 23.48, 29.9 КоАП РФ, постановила:
Признать ОАО "МРСК Урала" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Наложить на ОАО "МРСК Урала" административный штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа по коду КБК 16111641000016000140, ОКТМО 75701000 на счёт получателя - УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), банк получателя - Отделение Челябинск г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, уникальный номер плательщика 16140201607130497137.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 КоАП РФ (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, просьба направить по факсу: 8 (351) 263-18-39.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июля 2016 г. N 17А-04/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016