Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 27 июня 2016 г. N 08-21/75-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению дел
по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
Жукова Е.А. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
Газиева М.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
рассмотрев дело N 08-21/75-15, возбужденное по факту распространения в газете "Люберецкая газета" N 38 (1556) от 09.10.2015 г. рекламы следующего содержания: "Кооператив "Семейный капитал"/ Программа МОЛОКО - БЕЛОЕ ЗОЛОТО РОССИИ/ Работает в Кооперативе "Семейный капитал"/ Правом участия в программе обладают исключительно ПАЙЩИКИ нашего КООПЕРАТИВА/ За активное участие пайщиков в хозяйственной деятельности Кооператива "Семейный капитал" на условиях программы "Молоко - Белое Золото России" предусмотрено поощрение: 24,75%/ С условиями участия в кооперации можно ознакомиться в офисе Кооператива/ Звоните и узнавайте более подробную информацию
по телефону: (498) 505-25-24/ Кооперативный участок в г. Люберцы/ Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д 8 кор. 1/ Кооператив "Семейный капитал" объединяет неравнодушных людей./ Телефон "горячей линии" 8-800-333-48-80 (звонок бесплатный)", с признаками нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившимися в умалчивании об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,
в присутствии представителя:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Кооператив НПО "Семейный капитал" (место нахождения: 192012, г. Санкт-Петербург, проспект Обуховой обороны,
д. 116, корп. 1, литер Е), Никитина А.В.,
в отсутствие представителей КПК "Семейный капитал", ООО "Люберецкое издательство", надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, установила:
Московским областным УФАС России установлен факт размещения в газете "Люберецкая газета" N 38 (1556) от 09.10.2015 г. на странице 19 рекламы следующего содержания: "Кооператив "Семейный капитал"/ Программа МОЛОКО - БЕЛОЕ ЗОЛОТО РОССИИ/ Работает в Кооперативе "Семейный капитал"/ Правом участия в программе обладают исключительно ПАЙЩИКИ нашего КООПЕРАТИВА/ За активное участие пайщиков в хозяйственной деятельности Кооператива "Семейный капитал" на условиях программы "Молоко - Белое Золото России" предусмотрено поощрение: 24,75%/ С условиями участия в кооперации можно ознакомиться в офисе Кооператива/ Звоните и узнавайте более подробную информацию по телефону: (498) 505-25-24/ Кооперативный участок в г. Люберцы/ Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д 8 кор. 1/ Кооператив "Семейный капитал" объединяет неравнодушных людей./ Телефон "горячей линии" 8-800-333-48-80 (звонок бесплатный)", с признаками нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившимися в умалчивании об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно объяснениям Кооператива НПО "Семейный капитал", указанная в рекламе программа "Молоко-Белое золото России" предполагает участие пайщиков в хозяйственной деятельности кооператива НПО "Семейный капитал" в соответствии с условиями, утвержденными решением Совета Кооператива НПО "Семейный капитал" протокол от 30.08.2015 (далее Условия программы "Молоко-Белое золото России").
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих
в деле, Комиссия установила следующее.
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания
к деятельности потребительского кооператива "Семейный каптал". Использование в рекламе фраз "программа "Молоко-Белое золото России", "правом участия в программе обладают исключительно пайщики нашего кооператива" "за активное участие пайщиков в хозяйственной деятельности кооператива Семейный капитал" на условиях программы "Молоко-Белое золото России" предусмотрено поощрение 24,5%" направлено на формирование у потенциальных потребителей желания вступить в кооператив в целях получения возможности получить поощрение в указанном в рекламе размере за участие в программе "Молоко-Белое золото России".
В соответствии с пунктом 1.2 Условий программы "Молоко-Белое золото России", программа регулирует условия участия в хозяйственной деятельности Кооператива его членов (пайщиков) - физических
и юридических лиц в форме направления части своего пая (денежных средств) в фонд финансовой взаимопомощи в валюте Российской Федерации (рубль) на основе письменного заявления пайщика и заключаемых между пайщиком и Кооперативом соглашения о внесении добровольного паевого взноса и соглашения об участии в хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 3.1 Условий программы "Молоко-Белое золото России", целью программы является организация финансовой взаимопомощи пайщиками путем направления части пая (денежных средств) пайщиков
в фонд финансовой взаимопомощи кооператива на условиях возвратности
и срочности.
В соответствии с пунктом 3.3 Условий программы "Молоко-Белое золото России", участие пайщика в хозяйственной деятельности кооператива определяется как направление части его пая в целях пополнения фонда финансовой взаимопомощи Кооператива для последующего оказания другим членам (пайщикам) помощи в достижении удовлетворения их материальных и иных потребностей, а также получения пайщиком экономической выгоды.
Пункт 5.1.7 Условий программы "Молоко-Белое золото России", содержит следующие условия программы:
Сумма соглашения (рубли) |
Увеличение суммы соглашения (рубли) |
Поощрение за активное участие (процента) |
Сроки выплаты поощрения |
Срок действия соглашения (месяцы) |
Не менее 500 |
Любая сумма, но не менее 500 (не является обязательным) |
24,75% годовых |
По истечении срока договора (единовременно) |
Не менее 12 |
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с уставом, утвержденным 29.09.2015 решением очередного Общего собрания, Кооператив Некоммерческое потребительское общество "Семейный капитал" является юридическим лицом - некоммерческой корпоративной организацией (корпорацией) в форме потребительского кооператива в виде некоммерческого потребительского общества.
Правовые, экономические и социальные основы создания
и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации определены Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон о потребительской кооперации).
Абзацем 20 статьи 1 Закона о потребительской кооперации участие
в хозяйственной деятельности потребительского общества определено как приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.
Таким образом, участие в хозяйственной деятельности потребительского общества, в соответствии с Законом о потребительской кооперации, не предполагает направления денежных средств в фонд финансовой взаимопомощи.
Используемое в Условиях программы "Молоко-Белое золото России" понятие участия пайщика в хозяйственной деятельности кооператива
не соответствует Закону о потребительской кооперации.
Возможность формирования фонда финансовой взаимопомощи предусмотрена Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон о кредитной кооперации), определяющим правовые, экономические и организационные основы создания
и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов
и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов
Пунктом 17 статьи 1 Закона о кредитной кооперации фонд финансовой взаимопомощи - фонд, формируемый из части имущества кредитного кооператива, в том числе из привлеченных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), иных денежных средств и используемый для предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам).
Таким образом, программой "Молоко-Белое золото России" фактически определены условия привлечения денежных средств пайщиков
в фонд финансовой взаимопомощи, возможность формирования которого предусмотрена для кредитного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), кредитный потребительский кооператив является финансовой организацией.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама направлена
на привлечение внимания потенциальных потребителей к финансовой услуге, которую вправе оказывать кредитный потребительский кооператив.
В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона
от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", если оказание банковских, страховых
и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям,
не допускается.
Согласно части 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, кредитные кооперативы обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации
в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев
со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления
в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков)
и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям части 14 статьи 28 Закона о рекламе.
Кроме того, указание в рассматриваемой рекламе только части условий участия в программе "Молоко-Белое золото России", а именно привлекательной процентной ставки 24,75% в отсутствие остальных существенных условий (минимальной суммы соглашения, минимального срока соглашения, о необходимости внесения членского взноса 500 рублей, который является невозвратным) приводит к искажению смысла рекламы
и введению в заблуждение потенциальных потребителей.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама,
в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Кооператив НПО "Семейный капитал" (место нахождения: 192012, г. Санкт-Петербург, проспект Обуховой обороны,
д. 116, корп. 1, литер Е), <_>
в отсутствие представителей КПК "Семейный капитал", ООО "Люберецкое издательство" решила:
1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать Кооператив НПО "Семейный капитал" предписание
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе.
3. Выдать ООО "Люберецкое издательство" предписание
о прекращении распространения указанной рекламы.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "11" июля 2016 г.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Д.Ю. Стрельников |
Члены Комиссии
|
Е.А. Жукова
М.М. Газиева |
М.М. Газиева
(499)755-23-23 (050-216)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 июня 2016 г. N 08-21/75-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016