Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы <> , рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 4-14.32-450/00-05-16, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Форд Соллерс Холдинг" (далее - ООО "Форд Соллерс Холдинг") (адрес: 423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проезд Автосборочный, д. 60; ОГРН 1071674002180; ИНН 1646021952; КПП 165001001; дата регистрации юридического лица - 27.07.2007), в присутствии защитников <> , <> , которым разъяснены предусмотренные статей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) права лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также предусмотренные статьей 25.5 КоАП права защитника, установил:
Татарстанским УФАС России при проведении на основании приказа Татарстанского УФАС России от 25.09.2014 N 02/368-пр плановой выездной проверки ООО "ТрансТехСервис-НК" были выявлены признаки нарушения частей 2 и 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании изложенных фактов приказом Татарстанского УФАС России от 30.03.2015 N 02/188-к возбуждено дело N 05-75/2015 по признакам нарушения ООО "Форд Соллерс Холдинг", ООО "ТрансТехСервис-НК", ООО "Союз-Гарант", ООО "СТО Акос-Альметьевск", ООО "Аларм-Соллерс Казань" части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в координации экономической деятельности официальных дилеров путем направления информационных писем о стоимости услуг технического обслуживания автомобилей "Форд" в адрес дилеров, что привело к установлению и поддержанию цен на указанные услуги на территории Республики Татарстан (далее - дело N 05-75/2015).
Приказом Татарстанского УФАС России от 27.11.2015 N 01/803-к деятельность Комиссии по рассмотрению дела N 05-75/2015 прекращена в связи с передачей дела о нарушении антимонопольного законодательства в ФАС России.
Приказом ФАС России от 02.12.2015 N1193/15 переданное Татарстанским УФАС России дело N 05-75/2015 принято к рассмотрению, делу присвоен учетный номер N 1-11-38/00-05-15.
Определением о назначении дела N 1-11-38/00-05-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению ООО "Форд Соллерс Холдинг", ООО "ТрансТехСервис-НК", ООО "Союз-Гарант", ООО "СТО Акос-Альметьевск", ООО "Аларм-Соллерс Казань" привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков.
В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 1-11-38/00-05-15 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОООО "Форд Соллерс Холдинг" (приказ ФАС России от 14.12.2015 N 1236/15).
По результатам рассмотрения полученных материалов ФАС России в действиях ООО "Форд Соллерс Холдинг" выявлены признаки нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части совершения действий, выразившихся в координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая могла привести к установлению и поддержанию цен на техническое обслуживание (акт проверки от 25.12.2015 N 369).
При рассмотрении дела N 1-11-38/00-05-15 ФАС России установлено нарушение ООО "Форд Соллерс Холдинг" части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий по координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая привела к установлению и поддержанию цен на техническое обслуживание.
Решением по делу N 1-11-38/00-05-15 (исх. от 29.02.2016 N 05/12496/16) (далее - решение) установлено следующее.
ООО "ТрансТехСервис-НК" является уполномоченным дилером по организации продаж и обслуживанию автомобилей "Форд", а также иной продукции (оригинальных запасных частей, дополнительной и фирменной продукции и т.п.), дилерский договор о продаже и обслуживании заключен с ООО "Форд Соллерс Холдинг" 10.06.2008 (в редакции от 01.08.2013) (далее - дилерский договор от 10.06.2008).
Согласно дилерскому договору от 10.06.2008 ООО "ТрансТехСервис- НК" обязано оказывать услуги (выполнять работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей "Форд".
Оказание услуг по техническому обслуживанию автомобилей "Форд" ООО "ТрансТехСервис-НК" (пояснения от 21.11.2014 вх. N 12534) осуществляет по ценам, утвержденным дистрибьютором - ООО "Форд Соллерс Холдинг". Прейскуранты цен на указанные услуги у ООО "ТрансТехСервис-НК" отсутствуют.
Информация о ценах на техническое обслуживание автомобилей "Форд", изменениях указанных цен размещается на официальном сайте www.ford.ru и доступна для неограниченного круга лиц, а также на дилерском портале, права доступа к которому предоставлены только уполномоченным дилерам.
Согласно дилерскому договору от 10.06.2008 под дилерским порталом понимается электронная страница, размещенная в сети Интернет, по электронному адресу, определяемому ООО "Форд Соллерс Холдинг", на котором размещается информация, необходимая уполномоченным дилерам для надлежащего исполнения дилерского договора.
Как установлено в решении, изменения, вносимые ООО "Форд Соллерс Холдинг" в одностороннем порядке, оформляются путем издания и опубликования ООО "Форд Соллерс Холдинг" на дилерском портале соответствующих информационных писем или бюллетеней, которые вступают в силу и становятся составной частью дилерского договора с момента их опубликования на дилерском портале (статья 13 дилерского договора).
На уполномоченного дилера возложена обязанность не реже одного раза в каждый рабочий день проверять содержание дилерского портала на наличие новых информационных писем и бюллетеней и принимать своевременные меры для их надлежащего исполнения.
Как отражено в решении, также имеются информационные письма, размещенные на дилерском портале и содержащие информацию об изменении цен на техническое обслуживание автомобилей "Форд":
- информационным письмом от 27.08.2013 N 13/046 до представителей уполномоченных дилеров доведена информация о том, что окончательные цены на техническое обслуживание, вступающие в силу с 01.09.2013, доступны на дилерском портале с просьбой своевременно подготовиться к переходу на новые цены;
- информационным письмом от 15.04.2014 N 14/019 до представителей уполномоченных дилеров доведено решение об изменении стоимости технического обслуживания с просьбой провести необходимые мероприятия по переходу на новые цены.
В решении установлено, что помимо ООО "ТрансТехСервис-НК" иные уполномоченные дилеры, действующие на территории Республики Татарстан (ООО "Союз-Гарант", "Аларм-Моторс Форд", "ТТС Нижнекамск", "Акос"), предоставляют услуги по техническому обслуживанию автомобилей "Форд" по ценам, утвержденным дистрибьютором - ООО "Форд Соллерс Холдинг".
При этом дилерский договор ООО "Форд Соллерс Холдинг" в части, касающейся оказания услуг по техническому обслуживанию автомобилей, не соответствует признакам "вертикального" соглашения.
В соответствии с дилерским договором дилер обязан оказывать услуги (выполнять работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании его по назначению, который проводится систематически через установленные периоды времени и (или) при достижении определенного пробега.
Услуги по техническому обслуживанию автомобилей оказываются непосредственно дилерами. При проведении технического обслуживания автомобилей, на которые распространяется гарантия качества ООО "Форд Соллерс Холдинг", дилер обязан (статья 5 дилерского договора):
- использовать только оригинальные запасные части, дополнительную продукцию и одобренную продукцию (продукция, в отношении которой имеется письменное одобрение ООО "Форд Соллерс Холдинг" для ее использования дилерами в своей деятельности);
- осуществлять деятельность дилера, в том числе в части технического обслуживания автомобиля, в помещениях дилера под товарными знаками, исключительные права на которые принадлежат компании "Форд Мотор Компани" и (или) ее аффилированным лицам, указанным в приложении к дилерскому договору;
- использовать оборудование, комплект специального инструмента, материалы, инструкции по эксплуатации, каталоги и другую справочную и техническую литературу, необходимые для исполнения обязанностей дилера по ремонту и техническому обслуживанию в соответствии с дилерским договором.
Произведенные дилером работы по техническому обслуживанию автомобилей оплачиваются конечными потребителями данной услуги - владельцами автомобилей.
Анализ положений дилерского договора показал, что данный договор не содержит:
- условий оказания ООО "Форд Соллерс Холдинг" дилерам услуг по техническому обслуживанию автомобилей;
- условий оплаты ООО "Форд Соллерс Холдинг" дилерам услуг по техническому обслуживанию автомобилей;
- условий компенсации ООО "Форд Соллерс Холдинг" дилерам расходов, связанных с осуществлением работ по техническому обслуживанию автомобилей.
Таким образом, при оказании услуг по техническому обслуживанию автомобилей конечным потребителям ООО "Форд Соллерс Холдинг" не является ни заказчиком услуги, ни исполнителем данной услуги.
На основании изложенного, ФАС России в решении установлено, что услуги по техническому обслуживанию автомобилей не являются предметом перепродажи в рамках дилерского договора.
Следовательно, дилерский договор в части, касающейся предоставления услуг по техническому обслуживанию автомобилей, не соответствует признакам "вертикального" соглашения.
Услуги по техническому обслуживанию необходимо отличать от работ по гарантийному обслуживанию автомобилей.
Данные виды работ выполняются дилером в отношении продукции ненадлежащего качества, на которую ООО "Форд Соллерс Холдинг" предоставлена гарантия качества.
Основные условия гарантии качества изложены в дилерском договоре и Приложении к нему "Руководство по гарантиям и специальным программам обслуживания" (далее - Руководство).
На дилера возложены следующие обязанности, связанные с обслуживанием по гарантии:
- предоставление покупателям информации об условиях гарантии качества, предоставленной ООО "Форд Соллерс Холдинг", в том числе путем включения указанных ООО "Форд Соллерс Холдинг" условий гарантии качества в тексты договоров купли-продажи продукции, заключаемых дилером с покупателем продукции;
- принятие требований покупателей в отношении продукции ненадлежащего качества, на которую ООО "Форд Соллерс Холдинг" предоставлена гарантия качества;
- осуществление всех видов гарантийного обслуживания и ремонта в отношении продукции, на которую предоставлена гарантия качества.
Работы по гарантийному обслуживанию в отличие от услуг по техническому обслуживанию предоставляются дилерами конечным потребителям на бесплатной основе и оплачиваются (компенсируются) ООО "Форд Соллерс Холдинг".
Как установлено в решении, дилеры не входят в одну группу лиц с ООО "Форд Соллерс Холдинг" в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции.
Также в решении определено, что в соответствии с дилерским договором при оказании услуг по техническому обслуживанию конечным потребителям ООО "Форд Соллерс Холдинг" не является ни заказчиком услуги, ни исполнителем данной услуги.
При этом ООО "Форд Соллерс Холдинг" самостоятельно не осуществляет оказание услуг по техническому обслуживанию.
Поскольку ООО "Форд Соллерс Холдинг" не осуществляет деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию, то соответствующий хозяйствующий субъект не является участником рынка оказания услуг по техническому обслуживанию, на котором осуществляют свою деятельность дилеры.
Также в период с сентября 2013 года по ноябрь (включительно) 2015 года ООО "Форд Соллерс Холдинг" устанавливало на территории Российской Федерации цены на техническое обслуживание автомобилей, а именно определяло максимальные цены на техническое обслуживание автомобилей, аносировало актуальные максимальные цены дилерам на дилерском портале, в том числе путем направления информационных писем и бюллетеней:
- 01.09.2013 введены в действие на всей территории Российской Федерации цены на техническое обслуживание (информационные письма от 27.08.2013 N 13/046, от 03.09.2013 N 13/047);
- 17.04.2014 введены в действие измененные цены на техническое обслуживание (информационные письма от 15.04.2014 N 14/019, от 29.04.2014 N 14/024);
- 01.02.2015 введен в действие новый прейскурант цен на техническое обслуживание (информационные письма от 20.01.2015 N 15/002, от 03.02.2015 N 15/006);
- 02.03.2015 введены в действие измененные цены на техническое обслуживание определенных моделей автомобилей: Mondeo 2007/S-Max/Galaxy (информационное письмо от 17.02.2015 N 15/010).
Цены на техническое обслуживание, действовавшие в период с сентября 2013 года по ноябрь 2015 года, являлись обязательными для дилеров.
Следовательно, в период с сентября 2013 года по ноябрь 2015 года ООО "Форд Соллерс Холдинг" устанавливало на территории Российской Федерации цены на техническое обслуживание автомобилей.
Поскольку ООО "Форд Соллерс Холдинг" не осуществляло деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию, действия ООО "Форд Соллерс Холдинг" на рассматриваемом рынке, связанные с установлением цен на техническое обслуживание, следует рассматривать как действия, направленные на ограничение самостоятельности дилеров при оказании услуг по техническому обслуживанию.
При совершении действий, связанных с изменением цен на техническое обслуживание, ООО "Форд Соллерс Холдинг" осуществляло следующие действия:
1) информировало дилеров о необходимости проведения мероприятий по переходу на новые цены посредством:
- актуализации информации в своей производственной программе и договорах на обслуживание;
- прекращения использования POS-материалов (плакатов и брошюр) с прежней информацией о стоимости технического обслуживания и предоставления фотоотчетов о размещении в дилерском центре брошюр и плакатов, содержащих информацию о новых ценах;
- проведения корректировки прайс-листов дилеров (информационные письма от 27.08.2013 N 13/046, от 03.09.2013 N 13/047, от 15.04.2014 N 14/019; от 24.06.2014 N 14/037, от 17.02.2015 N 15/010);
размещало на официальном сайте www.ford.ru информацию о ценах на техническое обслуживание, доступную неограниченному кругу лиц.
Следует отметить, что координация ООО "Форд Соллерс Холдинг" экономической деятельности дилеров привела к установлению и поддержанию цен на техническое обслуживание автомобилей.
По результатам Проверки установлено, что оказание услуг по техническому обслуживанию автомобилей дилерами осуществлялось по ценам, установленным ООО "Форд Соллерс Холдинг", при этом каких-либо внутренних документов (прейскурантов и т.п.), устанавливающих цены технического обслуживания автомобилей, дилерами не издавалось.
Необходимость руководствоваться ценами, установленными ООО "Форд Соллерс Холдинг", обусловлена следующими обстоятельствами:
1) отсутствием у ряда дилеров собственных маркетинговых служб (т. 4, с. 202, т. 4, с. 63);
2) организацией и проведением ООО "Форд Соллерс Холдинг" на регулярной основе различных маркетинговых программ, по результатам проведения которых дилерам, принявшим участие в данных программах и достигшим определенных плановых показателей, предоставлялись премии и скидки. Под премией понимается денежная сумма, выплачиваемая дилеру за выполнение условий, определенных в маркетинговых программах о премиях, периодически принимаемых ООО "Форд Соллерс Холдинг" и не изменяющая дилерскую цену. Под скидкой понимается денежная сумма, на которую уменьшается дилерская цена в случае выполнения дилером условий, определенных в маркетинговых программах о скидках, периодически принимаемых ООО "Форд Соллерс Холдинг".
Так, в марте 2014 года ООО "Форд Соллерс Холдинг" введена программа "FordMotorcraft", которая объединила все активности и спецпредложения, направленные на удержание постгарантийных автомобилей в сервисе дилеров. К данной программе присоединились 64 дилерских центра (информационные письма от 18.02.2014 N 14/008, от 04.03.2014 N 14/011, от 18.03.2014 N 14/014).
В рамках программы "FordMotorcraft" ООО "Форд Соллерс Холдинг" проводились маркетинговые программы о премиях, направленные на стимулирование продаж дилеров (информационное письмо от 26.08.2014), одновременно с акциями, предоставляющими скидки владельцам автомобилей при прохождении технического обслуживания в сервисных центрах дилеров (например, специальная акция "ТО-ДРАЙВ", действовавшая с апреля по декабрь 2014 года, согласно которой владельцам автомобилей предлагалось пройти техническое обслуживание по специальной цене - 5900 рублей).
Таким образом, при неучастии в маркетинговых программах дилер фактически утрачивал возможность конкурировать с дилерами, участвующими в маркетинговых программах ООО "Форд Соллерс Холдинг".
Из изложенного следует, что стимулирование ООО "Форд Соллерс Холдинг" дилеров посредством премий и скидок, предоставляемых в рамках маркетинговых программ, при устранении конкуренции между дилерами, привело к созданию условий, вынуждающих дилеров действовать определенным образом, а именно руководствоваться в своей деятельности ценами на техническое обслуживание, установленными ООО "Форд Соллерс Холдинг".
Также в решении установлено, что действия дилеров в части применения цен на техническое обслуживание автомобилей, установленных ООО "Форд Соллерс Холдинг", обусловлены положениями дилерского договора в части, предусматривающей ответственность дилера за нарушение обязательств.
Оказание дилером услуг по техническому обслуживанию автомобилей осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ООО "Форд Соллерс Холдинг" в информационных письмах и бюллетенях, опубликованных на дилерском портале (статья 5 дилерского договора).
ООО "Форд Соллерс Холдинг" вправе в одностороннем порядке вносить изменения в дилерский договор посредством информационных писем и бюллетеней, с момента их опубликования на дилерском портале указанные документы вступают в силу и становятся составной частью дилерского договора.
Дилер обязан не реже одного раза в каждый рабочий день проверять содержание дилерского портала на наличие новых информационных писем и бюллетеней и принимать своевременные меры для их надлежащего исполнения.
В случае если дилер неоднократно (более 1 раза) допускает нарушение информационных писем и бюллетеней и (или) не устраняет любое нарушение информационных писем и бюллетеней в течение разумного срока, ООО "Форд Соллерс Холдинг" вправе расторгнуть дилерский договор (статья 14 дилерского договора).
При расторжении дилерского договора по инициативе ООО "Форд Соллерс Холдинг" дилер обязан уплатить ООО "Форд Соллерс Холдинг" все суммы, причитающиеся ООО "Форд Соллерс Холдинг" в срок не позднее 30 (тридцати) дней со дня расторжения договора, прекратить использование товарных знаков и фирменных наименований и т.п.
При этом возмещение дилеру расходов, связанных с инвестициями в строительство и обустройство дилерского центра, выплатами выходных пособий сокращенному персоналу, выплатами, процентами и штрафами по кредитам не предусмотрено.
Таким образом, нарушение дилерского договора в части неисполнения требований информационных писем и бюллетеней может повлечь для дилера наступление негативных последствий, несоразмерных нарушению, в связи с чем дилеры вынуждены принимать условия ООО "Форд Соллерс Холдинг".
Вместе с тем 08.12.2015 ООО "Форд Соллерс Холдинг" опубликовано на дилерском портале информационное письмо N 15/060. Данным письмом до дилеров доведена информация, что коммуницируемые ООО "Форд Соллерс Холдинг" в адрес дилеров цены на техническое обслуживание являются максимально допустимыми ценами реализации технического обслуживания дилером клиентам и рассчитаны, исходя из состава технического обслуживания для соответствующей модели автомобиля, публикуемого на сайте www.ford.ru. Каждый дилер вправе по собственному усмотрению устанавливать цены на техническое обслуживание в пределах максимально допустимых цен.
Соответственно, с декабря 2015 года ООО "Форд Соллерс Холдинг" прекращена координация экономической деятельности дилеров при оказании ими услуг по техническому обслуживанию автомобилей.
Решением ФАС России по делу N 1-11-38/00-05-15 (исх. от 29.02.2016 N 05/12496/16) признаны нарушающими часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции действия ООО "Форд Соллерс Холдинг" по координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая привела к установлению и поддержанию цен на техническое обслуживание. При этом, как указано в решении, ООО "Форд Соллерс Холдинг" добровольно прекращено нарушение антимонопольного законодательства, а также устранены последствия допущенного хозяйствующим субъектом нарушения антимонопольного законодательства.
Также до рассмотрения дела об административном правонарушении N 4-14.32-450/00-05-16 ООО "Форд Соллерс Холдинг" представлены объяснения по делу об административном правонарушении N 4-14.32-450/00-05-16 (вх. от 21.06.2016 N 87946-ДСП/16), в которых хозяйствующий субъект, признавая факт нарушения антимонопольного законодательства, просит применить предусмотренное частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП положение, согласно которому при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении наказания в обозначенном случае размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей КоАП.
По мнению ООО "Форд Соллерс Холдинг", основаниями для применения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП являются следующие обстоятельства:
наличие значительного количества обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО "Форд Соллерс Холдинг";
незначительная степень вины ООО "Форд Соллерс Холдинг" в совершении административного правонарушения и отсутствие у хозяйствующего субъекта умысла на нарушение антимонопольного законодательства;
тяжелое имущественное положение ООО "Форд Соллерс Холдинг".
Административная ответственность за совершение данного правонарушения установлена частью 2 статьи 14.32 КоАП.
Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
Как следует из материалов дела и установленных обстоятельств, ООО "Форд Соллерс Холдинг" имело возможность не осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, что привело к установлению и поддержанию цен на техническое обслуживание автомобилей, однако ООО "Форд Соллерс Холдинг" этого сделано не было, что привело к нарушению части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, и, соответственно, виновному совершению им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП.
Факт совершения административного правонарушения ООО "Форд Соллерс Холдинг" подтверждается протоколом от 09.06.2016 по делу об административном правонарушении N 4-14.32-450/00-05-16, а также другими материалами дела.
Срок давности привлечения ООО "Форд Соллерс Холдинг" к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения постановления не истек.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку ООО "Форд Соллерс Холдинг" должно было знать о недопустимости координации экономической деятельности, которая привела к установлению и поддержанию цен на техническое обслуживание в соответствии с положениями части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, однако ООО "Форд Соллерс Холдинг" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Закона о защите конкуренции, то вина ООО "Форд Соллерс Холдинг" считается установленной.
Таким образом, ООО "Форд Соллерс Холдинг" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП.
Против довода ООО "Форд Соллерс Холдинг" о необходимости учета вины хозяйствующего субъекта при назначении административного наказания ФАС России отмечает следующее.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет, следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Соответственно, при привлечении к административной ответственности ООО "Форд Соллерс Холдинг" как юридического лица факт наличия умысла либо совершения им правонарушения по неосторожности не имеет правового значения.
Место совершения административного правонарушения - 423800, Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Набережные челны, проезд Автосборочный, д. 60.
Время совершения административного правонарушения - с сентября 2013 года по ноябрь (включительно) 2015 года.
Объект посягательства - общественные отношения в сфере защиты конкуренции.
Объективная сторона состоит в координации экономической деятельности, которая привела к установлению и поддержанию цен на техническое обслуживание.
Субъект - ООО "Форд Соллерс Холдинг", субъективная сторона - вина юридического лица в совершении административного правонарушения.
Согласно примечаниям 3, 4 к статье 14.32 КоАП при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП, и указанные в примечании 3 к статье 14.32 КоАП обстоятельства, а также учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП, пунктами 1 - 3 примечания 3 к статье 14.31 КоАП и указанные в примечании 4 к статье 14.32 КоАП обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела об административном правонарушении N 4-14.32-450/00-05-16 установлено наличие предусмотренного пунктом 1 примечания 3 к статье 14.31 КоАП обстоятельства, отягчающего административную ответственность, а именно совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год. В данном случае координация экономической деятельности, которая привела к установлению и поддержанию цен на техническое обслуживание, имела место в период с сентября 2013 года по ноябрь (включительно) 2015 года, то есть в период, продолжительность которого значительно превышает один год.
При рассмотрении дела об административном правонарушении N 4-14.32-450/00-05-16 установлено наличие предусмотренных пунктом 2 и пунктом 4 части 1 статьи 4.2 КоАП обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а именно: добровольное прекращение ООО "Форд Соллерс Холдинг" противоправного поведения; и оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, руководствуясь частями 1, 2 статьи 2.1, статьей 2.10, статьей 4.1, примечанием 4 к статье 14.31, частью 2 статьи 14.32, примечаниями 3 и 4 к статье 14.32, а также статьями 23.48, 29.10 КоАП, постановил:
Признать ООО "Форд Соллерс Холдинг" (адрес: 423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проезд Автосборочный, д. 60; ОГРН 1071674002180; ИНН 1646021952; КПП 165001001; дата регистрации юридического лица - 27.07.2007) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 000 рублей (два миллиона пятьсот тысяч рублей).
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти, оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
ID плательщика: 21646021952165001001
УИН: 0210295033071400000499058
Получатель
ИНН 7703516539
КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(для ФАС России л/с 04951001610)
КБК 161 1 1602010 016000 140
ОКТМО 45380000
Банк получателя
Операционный департамент Банка России г. Москва 701
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (499) 755-23-24.
На основании части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП и статьей 23.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 18 июля 2016 г. N СП/49079/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.7.2016