Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 27 июля 2016 г. N 13108/05-2016
Решение изготовлено в полном объёме 27.07.2016
Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - ВрИО руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - помощник руководителя управления Табартова Т.Ю.,
- главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
рассмотрев дело N 13108/05-2016, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, рекламного печатного издания "Страничка здоровья", содержащего признаки нарушения п. 1 ч. 3, ч. 5, ч. 6 ст. 5, п.п. 1, 3 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - индивидуального предпринимателя Приходько А.Н. (далее - ИП Приходько А.Н.), зарегистрированного по адресу: <_> (в материалах дела отсутствует документальное подтверждение извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела), установила:
Ульяновским УФАС России определением от 01.04.2016 по факту распространения по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, рекламного печатного издания "Страничка здоровья" возбуждено дело N 13108/05-2016 по признакам нарушения п. 1 ч. 3, ч. 5, ч. 6 ст. 5, п.п. 1, 3 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП Приходько А.Н. Рассмотрение дела назначено на 29.04.2016.
ИП Приходько А.Н. на заседание Комиссии 29.04.2016 не явился, запрошенные определением от 01.04.2016 документы и сведения предпринимателем не представлены. Указанное определение (исх. N 1897-05 от 06.04.2016) направлено ИП Приходько А.Н. заказным письмом с уведомлением N 43206897560978 от 07.04.2016 по адресу места регистрации (<_>), указанному в имеющемся в материалах дела N 13108/05-2016 договоре N 11Ю-00015/14-124Д от 31.01.2014 на оказание Услуги Интеллектуальной сети связи "Бесплатный вызов" с предоставлением Интеллектуального номера в КДУ "800", заключенном предпринимателем с публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком"). Вместе с тем, указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России с пометкой отделения почтовой связи "Истёк срок хранения".
Определением от 29.04.2016 производство по делу N 13108/05-2016 приостановлено до установления точного места регистрации ИП Приходько А.Н. - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ульяновским УФАС России в адрес Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Оренбургской области) направлен запрос (исх. N 2507-05 от 06.05.2016) с целью установления места регистрации ИП Приходько А.Н. Из представленной Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе Приходько Алексее Николаевиче (исх. N 06-17/4896В от 16.05.2016, вх. N 2973 от 18.05.2016) следует, что ИП Приходько А.Н. (ОГРНИП 308565821000052, ИНН 561505125157) зарегистрирован по адресу: <_>
Определением от 20.05.2016 производство по делу N 13108/05-2016 возобновлено, срок рассмотрения дела продлён до 20.06.2016. К рассмотрению дело назначено на 16.06.2016.
ИП Приходько А.Н. на заседание Комиссии 16.06.2016 не явился, запрошенные определением от 20.05.2016 документы и сведения предпринимателем не представлены. Указанное определение (исх. N 2760-05 от 20.05.2016) направлено ИП Приходько А.Н. заказным письмом с уведомлением N 43206898635101 от 20.05.2016 по адресу места регистрации (<_>), указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, выписка из которого представлена Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области. Вместе с тем, указанное заказное письмо, вернулось в Ульяновское УФАС России с пометкой отделения почтовой связи "Адресат по указанному адресу не проживает".
Определением от 16.06.2016 срок рассмотрения дела продлен до 21.07.2016, рассмотрение дела отложено с целью получения дополнительных доказательств по делу. К рассмотрению дело назначено на 14.07.2016.
На заседание Комиссии ИП Приходько А.Н. не явился, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела. Определение о продлении срока рассмотрения дела от 16.06.2016 (исх. N 3296-05 от 17.06.2016) направлено ИП Приходько А.Н. заказным письмом с уведомлением N 43206899634875 от 20.06.2016 по адресу места регистрации (<_>), указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателе, выписка из которого представлена Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области. Однако, указанное заказное письмо, согласно сведениям с официального сайта ФГУП "Почта России" www.russianpost.ru, адресату по состоянию на 14.07.2016 не вручено.
Исследовав материалы дела N 13108/05-2016, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу, размещённую в печатном издании "Страничка здоровья", распространённую по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. Д<_> которая не дала согласия на разглашение своих персональных данных (вх. N 30/ог от 01.02.2016). В обращении сообщается о распространении по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, рекламного печатного издания "Страничка здоровья", содержащего признаки нарушения Федерального закона "О рекламе". К обращению приложен экземпляр указанного издания, которое содержит описание следующих товаров: "Бальзам "Десятисил Алтайский", "Экстракт Алоэ с аденозином и витамином В6", "Масло "Сибирское плюс", "Крем "Эффектум", "Бальзам "Сибирский", "Бальзам "Медисил", отзывы физических лиц о применении указанных препаратов, а также информацию о проведении выставок-продаж данных оздоровительных препаратов с индивидуальными консультациями по их применению 13, 14, 15 и 19 января в г. Ульяновске и г. Димитровграде Ульяновской области.
В соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация о препаратах "Бальзам "Десятисил Алтайский", "Экстракт Алоэ с аденозином и витамином В6", "Масло "Сибирское плюс", "Крем "Эффектум", "Бальзам "Сибирский", "Бальзам "Медисил", а также о проведении их выставок-продаж 13, 14, 15 и 19 января в г. Ульяновске и г. Димитровграде Ульяновской области, распространённая в печатном издании "Страничка здоровья", является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - препаратам "Бальзам "Десятисил Алтайский", "Экстракт Алоэ с аденозином и витамином В6", "Масло "Сибирское плюс", "Крем "Эффектум", "Бальзам "Сибирский" и "Бальзам "Медисил".
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе содержатся такие утверждения, как: "Препарат "ЭФФЕКТУМ" называют беспрецедентным триумфом российской науки" (страница 3), "Аналогов "СИБИРСКОМУ БАЛЬЗАМУ" не существует, и заменить его компоненты или изменить рецептуру без снижения эффективности нельзя!" (страница 3), однако объективных критериев, являющихся подтверждением данных выражений, в рекламе не содержится.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Вместе с тем, рассматриваемая реклама, не являющаяся рекламой медицинских услуг, содержит фотографические изображения медицинских работников (страницы 2 и 3 издания).
Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
В рассматриваемой рекламе неоднократно указывается на положительное течение ряда заболеваний при использовании описанных в рекламе препаратов. Так, на странице 2 в рекламе препарата "Экстракт алоэ с аденозином и витамином В6" содержится следующая информация: "Использование "Экстракта алоэ с аденозином и витамином В6" способствует улучшению и восстановлению зрения, заметно повышая качество жизни, особенно при высоких зрительных нагрузках, рекомендуем использовать "Экстракт алоэ с аденозином и витамином В6" при многих патологиях зрительного аппарата, таких как: синдром сухого глаза (сидром Шагрена); близорукость различной степени (в т.ч. прогрессирующая); нарушение механизмов адаптации зрения к темноте (гемералогия); миопический хориоретинит, связанный с понижением зрения; диабетическая ретинопатия; центральная и периферическая дистрофия сетчатки; блефарит (воспаление краев век); конъюктивит (воспаление наружной оболочки глаза); ячмень, холязион (воспаление на роговице); ирит (воспаление радужной оболочки глаза); помутнение стекловидного тела (прозрачной массы, заполняющей полость глазного яблока); катаракта; в комплексной терапии первичной глаукомы".
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О рекламе" реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, а также содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
Согласно ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона "О рекламе" реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Комиссия Ульяновского УФАС России не находит подтверждения нарушения в рассматриваемой рекламе п.п. 1, 3 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона "О рекламе", исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" биологически активными добавками являются природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Однако в ходе рассмотрения дела не установлено, являются ли рекламируемые продукты биологически активными добавками (указанное касается только упомянутых в рекламе "Масла "Сибирское плюс", "Сибирского целебника", бальзамов "Медисил" и "Десятисил", применяемых внутрь), кто является их производителем, перечень веществ, входящих в их состав, также не установлен способ применения данных препаратов.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч.ч. 3, 5 и 6 ст. 5 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения обращения гр. Д<_> Ульяновским УФАС России в адрес ПАО "Ростелеком", в ресурс нумерации которого входит указанный в рекламе номер телефона "8-800-100-32-62", направлен запрос (исх. N 597-05 от 03.02.2016) о представлении сведений об абоненте указанного номера. Из ответа на данный запрос следует, что абонентом номера "8-800-100-32-62" в соответствии с договором N 11Ю-00015/14-124Д от 31.01.2014 на оказание Услуги Интеллектуальной сети связи "Бесплатный вызов" с предоставлением Интеллектуального номера в КДУ "800" является ИП Приходько А.Н. Ульяновским УФАС России также установлено, что именно ИП Приходько А.Н. являлся организатором выставок-продаж в Центре Культуры и Досуга "Восход", Доме Культуры УОО ВОС и Доме Культуры "Железнодорожник", упомянутых в рассматриваемой рекламе. Указанное подтверждено договорами N 2а от 13.01.2016 и N 3а от 19.01.2016 аренды муниципального нежилого недвижимого имущества, заключенными предпринимателем с муниципальным бюджетным учреждением культуры "Централизованная клубная система", договором N 1/01 от 13.01.2016, заключенным с Негосударственным учреждением "Культурно-спортивный реабилитационный центр" УОО ВОС, а также договором N 15/2016 от аренды недвижимого имущества, заключенным с муниципальным автономным учреждением культуры "Центр культуры и досуга "Восход".
Ульяновским УФАС России по адресу места регистрации ИП Приходько А.Н. направлены определения от 01.04.2016, 20.05.2016 и 16.06.2016 (исх. N 1897-05 от 06.04.2016, N 2760-05 от 20.05.2016 и N 3296-05 от 17.06.2016, соответственно), в соответствии с которыми предпринимателю надлежало представить в управление сведения о заказчике распространения рассматриваемого рекламного печатного издания, копии договоров на изготовление и распространение рекламного печатного издания "Страничка здоровья" либо иных документов, на основании которых изготовлена и распространена реклама, копии финансовых документов об оплате оказанных информационных (рекламных) услуг (счет, платежное поручение, акт приема-передачи выполненных работ и др.), однако по состоянию на 14.07.2016 указанные определения не получены, запрошенные документы и сведения не представлены. Соответственно, в материалах дела N 13108/05-2016 отсутствует документальное подтверждение того, кто является непосредственным изготовителем рекламируемых в печатном издании "Страница здоровья" препаратов, а также заказчиком распространения их рекламы (рекламодатель и рекламораспространитель).
Таким образом, рекламодатель в ходе рассмотрения дела N 13108/05-2016 не установлен.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать рекламу, размещённую в печатном издании "Страничка здоровья", распространённом по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3, частей 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Т.Ю. Табартова
М.Е. Хлыкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27 июля 2016 г. N 13108/05-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016