Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 27 июля 2016 г. N 595
Резолютивная часть решения оглашена "22" июля 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "27" июля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
председатель Комиссии: Александров Л.С. - заместитель руководителя Управления - начальник отдела,
члены Комиссии: Ивенин Е.Н. - начальник отдела контроля товарных рынков и органов власти, Тютянина Т.Н. - заместитель начальника отдела контроля товарных рынков и органов власти, Сабурова Н.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, Семенова А.А. - старший специалист 2 разряда отдела контроля товарных рынков и органов власти,
в присутствии <> - представителя НО "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" по доверенности (доверенность от 21.07.2016 б/н), <> - представителя НО "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" по доверенности (доверенность от 16.05.2016 б/н),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу Публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" на действия Заказчика - Некоммерческой организации "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина,
д. 56 - ремонт лифтового оборудования; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 58 - ремонт лифтового оборудования; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1 - ремонт лифтового оборудования, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба Публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" (далее - ПАО "КМЗ", Заявитель) (вх. N 3617 от 19.07.2016) на действия Заказчика - Некоммерческой организации "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - НО "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 56 - ремонт лифтового оборудования; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 58 - ремонт лифтового оборудования; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1 - ремонт лифтового оборудования.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что 12.07.2016 НО "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на сайте http://www.kaprm.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 56 - ремонт лифтового оборудования; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 58 - ремонт лифтового оборудования; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1 - ремонт лифтового оборудования (далее также - открытый конкурс).
Согласно пункту 3.1.4 конкурсной документации для участия в конкурсе участник подает заявку, составленную по форме с приложением следующих документов: в том числе, документы или копии документов, подтверждающие положительный опыт и качество работы подрядчика на объектах-аналогах (отзыв от администрации муниципального образования по форме согласно приложению 6 к настоящей конкурсной документации).
Приложением 6 к конкурсной документации установлена форма отзыва от администрации муниципального образования, подтверждающего положительный опыт и качество работы подрядчика.
Согласно доводам жалобы ПАО "КМЗ", наличие в конкурсной документации определенной формы отзыва, является нарушением законодательства Российской Федерации, ограничивает конкуренцию и создает преимущество для каких-либо участников конкурса, так как в соответствии с законодательством РФ оказание работ и услуг осуществляется не напрямую с администрацией того или иного муниципального района, а через региональных операторов Фонда капитального ремонта многоквартирных домов путем проведения торгов. Опыт работы организации-участника конкурса, как считает Заявитель, может быть подтвержден заказчиками, которым ранее оказывались аналогичные услуги, у каждого из которых может быть своя форма отзыва о деятельности подрядчика.
НО "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в своих возражениях, представленных в Мордовское УФАС России (вх. N 3685 от 21.07.2016), сообщило следующее.
Отбор подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с Порядком привлечения Некоммерческой организацией "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 416 (в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 28 августа 2014 года N 398). В приложении 6 к конкурсной документации по проведению открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах содержится форма отзыва администрации, который является неотъемлемой частью данного Порядка.
Ввиду того, что требования к составу, форме и порядку подачи заявок на участие в конкурсе, установленные в пункте 3 конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 56 - ремонт лифтового оборудования; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 58 - ремонт лифтового оборудования; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1 - ремонт лифтового оборудования, в полном объеме соответствуют требованиям, установленным в Приложении 1 к Порядку, утвержденному постановлением Правительства РМ от 23.09.2013 N 416, Мордовское УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя.
Вместе с тем, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2013 N 607
(в ред. Постановления Правительства РМ от 26.09.2014 N 464) утверждена республиканская адресная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, на 2014-2043 годы".
Как установлено выше, отбор подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с Порядком привлечения Некоммерческой организацией "Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 416 (в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 28 августа 2014 года N 398).
В разделе 3 приложения 1 "Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (многоквартирных домах)" к Порядку установлены требования к составу, форме и порядку подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 приложения 1 для участия в конкурсе участник подает заявку, составленную по форме согласно приложению 3 к настоящей конкурсной документации, с приложением следующих документов:
- опись входящих в состав заявки документов по форме согласно приложению 4 к настоящей конкурсной документации (пункт 3.1.1);
- копия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность), в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени участника конкурса действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника конкурса по форме согласно приложению 5 к настоящей конкурсной документации, заверенную печатью участника конкурса (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника конкурса или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника конкурса, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица (пункт 3.1.2);
- документ или копия документа, подтверждающий внесение обеспечения заявки (пункт 3.1.3);
- документы или копии документов, подтверждающие положительный опыт и качество работы подрядчика на объектах-аналогах (отзыв от администрации муниципального образования по форме согласно приложению 6 к настоящей конкурсной документации) (пункт 3.1.4);
- сведения о квалификации специалистов, имеющих высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы по специальности не менее 3 (трех) лет, по форме согласно приложению 7 к настоящей конкурсной документации (с приложением заверенных копий дипломов и трудовых книжек) (пункт 3.1.5);
- документы, подтверждающие уровень технической оснащенности (наличие средств малой механизации, машин и механизмов подтверждается выпиской из баланса о наличии основных средств с подробной расшифровкой по видам основных средств и (или) копиями договоров аренды) (пункт 3.1.6);
- нотариально заверенная копия устава со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к нему (для юридических лиц), нотариально заверенную копию документа, удостоверяющего личность - паспорт гражданина Российской Федерации (для индивидуальных предпринимателей) (пункт 3.1.7);
- нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (пункт 3.1.8);
- нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации (пункт 3.1.9);
- оригинал или нотариально заверенная копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), полученная не ранее чем за шесть месяцев до объявления конкурса (пункт 3.1.10);
- справка из налогового органа о размере задолженности участника по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний календарный год, полученная не позднее, чем за три месяца до даты подачи заявки (пункт 3.1.11);
- копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, или соглашение с организацией, имеющей соответствующие допуски, о заключении договора на выполнение данных видов работ в случае, если участник будет признан победителем конкурса (при проведении работ, указанных в перечне, утвержденном приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624) (пункт 3.1.12);
- заверенная руководителем организации-участника копия бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату перед датой подачи заявки (для юридических лиц), копия справки о состоянии кредиторской задолженности и справки об имуществе на последнюю отчетную дату перед датой подачи заявки (для индивидуальных предпринимателей) (в случае, если участник претендует на льготу, предусмотренную пунктом 7.2. настоящей конкурсной документации) (пункт 3.1.13).
Согласно пункту 3.2 раздела 3 приложения 1 документы, указанные в подпункте 3.1.4, не входят в перечень обязательных для представления.
Вместе с тем, согласно пункту 6.1 раздела 6 "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе", для определения лучших условий для исполнения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок по следующим трем критериям
цена договора: максимальное количество баллов - 60;
срок выполнения работ: максимальное количество баллов - 20;
квалификация участника: максимальное количество баллов - 20.
При этом, согласно пункту 6.2, оценка по критерию "квалификация участника" производится по следующим подкритериям:
а) положительный опыт и качество работы (количество успешно завершенных объектов-аналогов);
б) квалификация персонала (наличие в штате квалифицированного инженерного персонала);
в) уровень технической оснащенности (количество средств малой механизации, машин и механизмов);
г) участие в судебных заседаниях в качестве ответчика по арбитражным делам об исполнении договорных обязательств по договорам подряда за последние два года (проигранные арбитражные дела).
В соответствии с пунктом 6.4.5 ранжирование заявок по количеству полученных баллов осуществляется следующим способом: номер 1 получает заявка, набравшая наибольшее количество баллов. Далее порядковые номера выставляются по мере уменьшения количества баллов. При равном количестве баллов приоритет получает заявка, получившая наибольшее количество баллов по критерию "Квалификация", затем по критерию "Цена договора" и, в случае необходимости, - подкритерию "Срок выполнения работ" последовательно. Участник, подавший заявку, которой в результате ранжирования присвоен номер 1, объявляется победителем конкурса.
При этом по критерию "Квалификация" предусмотрено начисление штрафных баллов, которое осуществляется следующим образом:
Критерий |
Максимальное количество баллов |
Подкритерии |
Показатель подкритерия (ед.) |
Количество штрафных баллов |
Квалификация |
20 |
а) Положительный опыт и качество работы (количество успешно завершенных объектов-аналогов <*>) |
2 и более |
0 |
1 |
5 |
|||
0 |
10 |
|||
б) Квалификация персонала (наличие квалифицированного инженерного персонала <**>) |
2 и более с опытом работы более 5 лет и стажем работы в компании более 2 лет |
0 |
||
2 и более с опытом работы более 3 лет |
5 |
|||
в остальных случаях |
10 |
|||
в) Наличие средств малой механизации, машин и механизмов |
наличие |
0 |
||
отсутствие |
10 |
|||
г) Сведения об удовлетворенных исках, предъявленных участнику конкурса, об исполнении договорных обязательств по договорам подряда за последние 2 года |
0 |
0 |
||
1 |
5 |
|||
2 и более |
10 |
<*> Под объектом-аналогом понимается объект капитального ремонта, на котором участником были выполнены работы, аналогичные тем, которые являются предметом конкурса, в объеме не менее 50% начальной (максимальной) цены договора отдельно по каждому виду работ.
<**> Под квалифицированным инженерным персоналом понимаются работники, имеющие высшее специальное образование в строительной отрасли и опыт работы по специальности не менее 3 (трех) лет.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Мордовское УФАС России приходит к выводу о том, что установление в конкурсной документации по проведению открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (многоквартирных домах) строго установленной формы отзыва, подтверждающего положительный опыт и качество работы потенциального участника на объектах-аналогах, может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции ввиду следующего.
Потенциальные участники открытого конкурса, ранее выполнявшие аналогичные работы на других объектах, могли получить отзывы заказчиков, оформленные в форме, отличной от той, которая установлена в приложении 6 к конкурсной документации. Получение новых отзывов в форме, установленной правительством РМ, может потребовать от них новых затрат, в том числе материальных.
Таким образом, утверждение установленной формы отзыва, по мнению антимонопольного органа, может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению их возможности принять участие в открытом конкурсе на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 56 - ремонт лифтового оборудования; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 58 - ремонт лифтового оборудования; Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Эстакад, д. 1 - ремонт лифтового оборудования.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия усматривает в действиях Правительства РМ, выразившихся в утверждении пункта 3.1.4 раздела 3 приложения 1 "Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (многоквартирных домах) к Порядку привлечения Некоммерческой организацией "Республиканский Фонд капитального строительства многоквартирных домов" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов", приложения 6 к конкурсной документации по проведению открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ПАО "КМЗ" необоснованной.
2. Передать материалы рассмотрения должностному лицу Мордовского УФАС России для решения вопроса о выдаче предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Правительству Республики Мордовия.
Председатель Комиссии Л.С. Александров
Члены Комиссии: Е.Н. Ивенин
Т.Н. Тютянина
Н.В. Сабурова
А.А. Семенова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 27 июля 2016 г. N 595
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016