Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 27 июля 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена "25" июля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "27" июля 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии представителей:
администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области - <_> <_>
ЗАО "Ремсельбурвод" - <_> <_>
в отсутствие представителей заявителя жалобы ООО "Монолит", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобы ЗАО "Ремсельбурвод" и ООО "Монолит" (далее - Заявители) на действия администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство водозаборной скважины в р.п. Токаревка ул. Мира Токаревского района Тамбовской области" (извещение N 0164300029216000006) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, установила:
Администрация Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области 12.07.2016 опубликовала на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164300029216000006 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство водозаборной скважины в р.п. Токаревка ул. Мира Токаревского района Тамбовской области" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 974 020,00 рублей.
Окончание подачи заявок - 09.08.2016.
Заказчик - администрация Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области.
ЗАО "Ремсельбурвод" и ООО "Монолит", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратились с жалобами в антимонопольный орган (вх. от 19.07.2016 N5336, вх. от 19.07.2016 N5345).
Согласно доводам жалобы Заявителя ЗАО "Ремсельбурвод", положения документации нарушают законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
Заказчиком в Техническом задании установлены избыточные требования к материалу "Долото", что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе,
в Техническом задании, являющимся частью документации об электронном аукционе Заказчиком по позиции "Люк чугунный" установлена глубина установки крышки в корпусе h, не менее 25 мм*, что не соответствует ГОСТ,
Заказчиком установлено противоречивое содержание отдельных положений инструкции по заполнению заявки, что не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе,
Заказчиком установлены избыточные требования по указанию конкретных значений по позиции "Эмаль ПФ-115".
Согласно доводам жалобы Заявителя ООО "Монолит" положения документации нарушают законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно: Заказчиком в Техническом задании установлены избыточные требования к материалу "Долото", что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе; требования к песку не соответствуют ГОСТу.
На основании вышеизложенного Заявители просят приостановить закупку, внести изменения в аукционную документацию и выдать предписание об устранении допущенных нарушений действующего законодательства.
Заказчик с доводами жалоб согласился в части, о чем представил письменные объяснения (вх. от 25.07.2016 N5465).
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы Заявителей, пояснения Заказчика, представленные материалы, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки также должен следовать правилу: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответ-ствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать по-казатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, кото-рые не могут изменяться.
Заявители ЗАО "Ремсельбурвод" и ООО "Монолит" указывают, что Заказчиком установлены избыточные требования к товару по позиции "Долото", что противоречит законодательству о контрактной системе и может привести к ограничению используемых материалов при исполнении контракта.
Заказчиком в Техническом задании установлены подробные требования к применяемым товарам, в том числе - по позиции "Долото", исходя из которых участники закупки должны их также описать в заявках на участие в Аукционе как предлагаемые к использованию материалы в рамках исполнения контракта.
Кроме того, пункт 1.2 проекта муниципального контракта (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) устанавливает следующее: "Генподрядчик обязуется выполнить работы по объекту, указанному в п.1.1. настоящего контракта, собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с условиями контракта, проектной документацией (Приложение N 1 к настоящему контракту), с использованием товаров, соответствующих техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему контракту)".
Таким образом, Заказчик установил в проекте муниципального контракта обязанность для участников закупки применять те материалы, которые установлены Техническим заданием и в соответствии с которыми будут предложены участниками закупки в заявке на участие в аукционе.
В то же время, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что производство работ регламентируется строительными нормами и правилами и может изменяться в зависимости от фактических условий выполнения работ, а Закон о контрактной системе устанавливает требования к результатам работ, а не к условиям ведения работ, как в случае с установлением Заказчиком требований к применению строго определенных видов материала "Долото".
Так, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе в Техническом задании установлены избыточные требования к товару по позиции "Долото", не являющемуся предметом закупки.
Рассматриваемый довод жалоб Комиссия Тамбовского УФАС России признает обоснованным.
Заявитель ЗАО "Ремсельбурвод" указывает, что Заказчиком в Техническом задании, являющемся частью документации об электронном аукционе по позиции "Люк чугунный" глубина установки крышки в корпусе "h, не менее 25 мм" не соответствует ГОСТу.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы обоснованным в силу следующего.
В приложении N 3 к документации об аукционе "Техническое задание" Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товаров, используемых при выполнении работ, а также приведена инструкция по заполнению заявки.
Заказчиком установлены требования к товару по позиции "Люк чугунный", в том числе было установлено: "Тип: легкий\тяжелый" и "Глубина установки крышки в корпусе h, не менее 25 мм*".
В инструкции по заполнению заявки документации об аукционе Заказчиком установлено следующее требование: "Максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, установлены заказчиком в Приложении N 3 к документации об аукционе. Предоставленные конкретные показатели материалов (товаров), упаковка и маркировка должны соответствовать нормативно-технической документации на предлагаемый товар (ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 8020-90, ГОСТ 3262-75, СП, Типовые серии), либо техническому паспорту или инструкции по эксплуатации, а также требованиям к материалам, которые установлены в Приложении N 3 к документации об аукционе".
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия" глубина установки крышки в корпусе h для типа люка "легкий" должна быть не менее 20 мм, средний люк - не менее 25 мм, тяжелый - не менее 35 мм.
Таким образом, рассмотренное требование Технического задания не соответствует значению, установленному соответствующим ГОСТом и поименованным Заказчиком как подлежащих обязательному соблюдению участниками Закупки, поскольку участник закупки не может предложить рассматриваемую характеристику в допустимом ГОСТом диапазоне от 20 до 25 мм.
Заказчик также согласился с обоснованностью рассматриваемого довода, о чем указал в пояснениях.
3. Заявитель ЗАО "Ремсельбурвод" в своей жалобе сообщил о противоречивом содержании положений инструкции по заполнению заявки.
По рассматриваемому доводу Комиссией Тамбовского УФАС России установлено следующее.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По смыслу норм ст.ст. 33, 64, 66 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки должна носить не формальный характер, а действительно разъяснять порядок подачи заявок на участие в конкретном аукционе и заполнения требуемых сведений, а также предупреждать возможные неясности документации об аукционе для участников закупки.
Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе приведена в разделе 4 аукционной документации, а также в приложении N 3 к документации об электронном аукционе (входит в состав Технического задания).
В Инструкции по заполнению заявки (приложение N 3 к документации об электронном аукционе) установлен запрет на указание в заявке отдельных слов и словосочетаний: "Конкретные показатели каждого предлагаемого участником аукциона товара не должны содержать следующие слова (словосочетания) - "или", "менее", "более", "не менее", "не более", "должен", "должен иметь", "должен быть", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "примерно", "около", "допустимый", "требуемый", "приблизительно", "шире чем", "не уже", "лучше", "хуже" "min", "max", "от", "до" если это не предусмотрено нормативно-технической документацией на предлагаемый товар и настоящей инструкцией".
При этом, по отдельным показателям и характеристикам позиций Технического задания, Заказчик использует описание с употреблением приведенных выше слов и словосочетаний, что делает невыполнимым требования инструкции.
Например: по позиции "Эмаль ПФ-115" в том числе, установлено: "Блеск покрытия по фотоэлектроическому блескомеру, %, не менее 50, степень перетира - не более 25 мкм, массовая доля нелетучих веществ, % от 49 до 66, время высыхания при температуре (20,0_2)?С до степени 3 - не более 48 ч*",
и т.д.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что данные пояснения инструкции являются неясными и противоречивыми, а потому вводят в заблуждение участников закупки и препятствует этим участию в закупке.
Таким образом, Заказчиком при утверждении документации об Аукционе был нарушен п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе носит неясный характер и не дает однозначно понимаемого указания, как заполнить заявку при использовании в требованиях к материалу указанных выше словосочетаний.
Кроме того, в нарушение указанных норм Закона о контрактной системе Заказчиком по позиции "Эмаль ПФ-115" установлены избыточные требования к товару, влекущие ограничение количества участников закупки, выразившиеся в требованиях об указании характеристики "блеск покрытия по фотоэлектроическому блескомеру", на что указало ЗАО "Ремсельбурвод".
Пункт 1.4 ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия", распространяющийся на товар позиции "Эмаль ПФ-115", по рассматриваемой характеристике устанавливает только минимальные значения указанных показателей.
Исполнить установленные в документации требования в части указания конкретных значений характеристики товара к вышеуказанному показателю участники закупки на момент подачи заявок не имеют возможности, поскольку конкретные числовые значения имеются у конкретной партии товара после соответствующих испытаний, но Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации.
Установление однозначного требования о необходимости указания в заявках на участие в аукционе конкретного показателя товара, который в силу своей физической природы (специфики) технических документов может быть при подаче заявки неизвестен участнику закупки, не имеющему товара в наличии, противоречит законодательству о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе. Довод жалобы в указанной части признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным.
Рассмотренный довод жалобы признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным.
4. Заявитель ООО "Монолит" в своей жалобе указывает, что в Техническом задании в позиции "Песок природный для строительных работ" установлено значение полного остатка на сите N063 по массе "от 30% до 45%", что не соответствует ГОСТу.
Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с указанным доводом.
В соответствии с ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" для группы песка "средний" полный остаток на сите N063 имеет значение свыше 30% до 45%, значение 30% не включается в указанное диапазонное значение.
При этом Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе на участие в аукционе Заказчик установил требование о соответствии предлагаемых участниками закупки товаров ГОСТам, в том числе ГОСТу 8736-2014.
Таким образом, в Техническом задании аукционной документации Заказчик неправомерно установил противоречивые требования, которые необоснованно затрудняют заполнение заявок.
Представители Заказчика согласились с данным доводом жалобы и пояснили, что при составлении Технического задания по рассматриваемой характеристике была допущена опечатка.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод жалобы обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают статью 33, ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России решила:
Признать жалобу ЗАО "Ремсельбурвод" обоснованной.
Признать жалобу ООО "Монолит" обоснованной.
Признать Заказчика - администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области нарушившей ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Е.Г. Великанова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 27 июля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016