Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 22 июля 2016 г. N 13191/05-2016
Резолютивная часть решения объявлена 13.07.2016
Решение в полном объеме изготовлено 22.07.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - Вр.И.О. руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - помощник руководителя управления Табартова Т.Ю.,
- главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
рассмотрев дело N 13191/05-2016, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по факту распространения на информационном портале "Улпресса" рекламной статьи "Как работает Ульяновский пивзавод (один из крупнейших в России). Посмотри, как разливают пиво. Видео", содержащей признаки нарушения п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- А., главного редактора газеты "Дыхание земли", зарегистрированной по адресу: <_> - о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом;
- редакции информационного портала "Улпресса", расположенной по адресу: <_> - о месте и времени рассмотрения дела редакция извещена надлежащим образом;
- Ульяновского молодежного общественного движения "Культурная инициатива" (далее - УМОД "Культурная инициатива"), зарегистрированного по адресу<_> - документальное подтверждение извещения о месте и времени рассмотрения дела отсутствует, установила:
По заявлению общественного объединения потребителей "КОПУТ" от 11.04.2016 (вх. N 2176 от 11.04.2016) о размещении 11.04.2016 в сети "Интернет" на сайте "Улпресса" статьи "Как работает Ульяновский пивзавод (один из крупнейших в России). Посмотри, как разливают пиво. Видео" (ссылка: http://ulpressa.ru/2016/04/11/kak-rabotaet-ulyanovskiy-pivzavod-odin-iz-k rupneyshih-v-rossii/#comment-569359) Ульяновским УФАС России определением от 04.05.2016 возбуждено дело N 13191/05-2016 по признакам нарушения п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены А., главный редактор газеты "Дыхание земли", редакция информационного портала (сайта) "Улпресса" и УМОД "Культурная инициатива". Рассмотрение дела назначено на 19.05.2016. Определение от 04.05.2016 (исх. N 2486-05 от 05.05.2016) направлено А. заказным письмом с уведомлением N 43206898551128 от 06.05.2016, которое получено 10.05.2016; редактору информационного портала "Улпресса" Е. - заказным письмом с уведомлением N 43206898551135 от 06.05.2016, которое по состоянию на 19.05.2016 адресатом не получено (впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи); УМОД "Культурная инициатива" - заказными письмами с уведомлением N 43206898551142 и N 43206898551159 от 06.05.2016, которые по состоянию на 19.05.2016 адресатом не получены (впоследствии указанные заказные письма возвращены в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделениях почтовой связи). Кроме того, определение от 04.05.2016 направлено указанным лицам по электронной почте.
Ульяновским УФАС России направлен запрос (исх. N 2131-05 от 18.04.2016) в акционерное общество "Регистратор Р01", на который получен ответ (исх. N 590-СР от 20.04.2016, вх. N 2416 от 20.04.2016), из которого следует, что администратором домена второго уровня "ulpressa.ru" является юридическое лицо - УМОД "Культурная инициатива".
На заседание Комиссии 19.05.2016 А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Документы и сведения, запрошенные определением от 04.05.2016,.А. в Ульяновское УФАС России не представлены.
На заседании Комиссии 19.05.2016 Е., являющийся редактором информационного портала "Улпресса" и председателем совета УМОД "Культурная инициатива", пояснил, что сайт "Улпресса" к УМОД "Культурная инициатива" не имеет никакого отношения. Ранее домен "ulpressa.ru" был оформлен на данную организацию, однако использовался Е. для информационного новостного портала. В настоящее время сайт переоформляется на физическое лицо - Е. Сайт "Улпресса" делает цикл публикаций "Производство", направленных на пропаганду и продвижение предприятий Ульяновской области. Рассматриваемая публикация прошла в этом цикле и не носила никакой рекламной функции. Цикл "Производство" предполагает сбор и репост всех материалов, рассказывающих о производствах в регионе. Данная публикация не была заказной, никаких договоров на рекламу алкогольной продукции не заключалось, никем оплата за публикацию не производилась. Е. представлены письменные пояснения (вх. N 3013 и N 3014 от 19.05.2016).
Определением от 19.05.2016 срок рассмотрения дела N 13191/05-2016 продлен до 04.07.2016, рассмотрение дела отложено и назначено на 09.06.2016. Определение от 19.05.2016 (исх. N 2784-05 от 20.05.2016) направлено А. заказным письмом с уведомлением N 43206898635774 от 23.05.2016, которое получено 24.05.2016; редактору информационного портала "Улпресса" Е. - заказным письмом с уведомлением N 43206898635781 от 23.05.2016, которое получено 24.05.2016; УМОД "Культурная инициатива" - заказным письмом с уведомлением N 43206898635798 от 23.05.2016, которое по состоянию на 09.06.2016 адресатом не получено (впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи). Кроме того, определение от 19.05.2016 направлено указанным лицам по электронной почте.
На заседание Комиссии 09.06.2016 представители лиц, участвующих в деле, не явились. Документы и сведения, в том числе запрошенные определением от 19.05.2016, А., редакция информационного портала "Улпресса" и УМОД "Культурная инициатива" не представили.
Определением от 09.06.2016 срок рассмотрения дела N 13191/05-2016 продлен до 04.08.2016, рассмотрение дела отложено и назначено на 13.07.2016. Определение от 09.06.2016 (исх. N 3189-05 от 10.06.2016) направлено А. заказным письмом с уведомлением N 43206899633854 от 14.06.2016, которое получено 15.06.2016; редактору информационного портала "Улпресса" Е. - заказным письмом с уведомлением N 43206899633847 от 14.06.2016, которое получено 21.06.2016; УМОД "Культурная инициатива" - заказным письмом с уведомлением N 43206899633830 от 14.06.2016, которое по состоянию на 13.07.2016 адресатом не получено (возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи). Кроме того, определение от 09.06.2016 направлено указанным лицам по электронной почте. Таким образом, все лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
На заседание Комиссии 13.07.2016 представители лиц, участвующих в деле, не явились. Документы и сведения, в том числе запрошенные определением от 09.06.2016, А., редакция информационного портала "Улпресса" и УМОД "Культурная инициатива" не представили. В частности, не представлены сведения, подтверждающие смену владельца доменного имени "ulpressa"
Исследовав материалы дела N 13191/05-2016, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу пива "Чешское барное", "Бархатное пиво", размещенную на информационном портале "Улпресса" в статье "Как работает Ульяновский пивзавод (один из крупнейших в России). Посмотри, как разливают пиво. Видео", ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило заявление общественного объединения потребителей "КОПУТ" от 11.04.2016 (вх. N 2176 от 11.04.2016) о размещении 11.04.2016 в сети "Интернет" на сайте "Улпресса" статьи "Как работает Ульяновский пивзавод (один из крупнейших в России). Посмотри, как разливают пиво. Видео" (ссылка: http://ulpressa.ru/2016/04/11/kak-rabotaet-ulyanovskiy-pivzavod-odin-iz-k rupneyshih-v-rossii/#comment-569359). В данной статье размещено видео в форме репортажа с Ульяновского пивоваренного завода "Трехсосенский", в котором на 14-19 секундах ролика демонстрируется алкогольная продукция (пиво) под маркой "Чешское барное", а на 22-24 секундах - под маркой "Бархатное пиво".
Ниже видеоролика размещен текст: "Один из крупнейших в стране заводов по производству пенного напитка находится в Ульяновске. Ежедневно десятки грузовиков развозят его продукцию по всей стране. Ульяновское пиво пришлось по вкусу жителям всех регионов России, благодаря чему завод является одним их лидеров по налоговым отчислениям в областной бюджет. Предприятие работает уже много десятилетий, но при этом не отстает от самых современных технологий пивоварения: производство полностью автоматизировано. На днях на заводе побывал губернатор Сергей Морозов. Сюжет не является рекламой, однако на всякий случай мы напоминаем, что алкоголь противопоказан несовершеннолетним гражданам, беременным и кормящим женщинам, а для всех остальных чрезмерное употребление пива может быть чревато проблемами со здоровьем. Пиво нельзя продавать лицам моложе 18 лет".
Под данным текстом имеется ссылка:
http://www.youtube.com/watchv=dZkd9pHdDoU&feature=youtu.be, пройдя по которой открывается сайт "YouTube" c аналогичными описанным ранее видеороликом и текстом, опубликованным А. (главный редактор газеты "Дыхание земли").
Информационный портал "Улпресса" не является средством массовой информации, по сведениям, размещенным на сайте в разделе "Миссия Улпресса", - это открытая электронная библиотека всего информационного контента, касающегося региона. Однако, размещая на данном сайте материалы иных информационных источников, редакция создает отдельные рубрики, где публикует по собственной инициативе как свои материалы, так и материалы привлеченных авторов в определенной тематике. Манера освещения "репортажа" с пивоваренного завода "Трехсосенский" представляет собой не только текстовое перечисление достоинств завода, но и визуальную демонстрацию отдельных марок алкогольной продукции: пива "Чешское барное" и "Бархатное пиво".
Согласно п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с ч.ч 2 и 4 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, приведенным в письме от 24.01.2011 N АК/1829 "О разграничении понятий вывеска и реклама", объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
В силу п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, распространенная в сети Интернет на сайте "Улпресса" с указанием средств индивидуализации алкогольной продукции и ее изготовителя является рекламой, и на нее распространяются требования Федерального закона "О рекламе".
В данном случае информация, размещенная на сайте "Улпресса", доступна неограниченному кругу лиц, в том числе и несовершеннолетним, направлена не только на информирование потребителей о деятельности пивоваренного завода "Трехсосенский", но и демонстрирует конкретные товары, выпускаемые заводом.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рассматриваемой статье упоминаются конкретные марки алкогольной продукции ("Чешское барное" и "Бархатное пиво"), а также упоминается ее производитель (пивоваренный завод "Трехсосенский"), что нарушает специальные требования и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации, - п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В данном случае подобное предупреждение, выполненное надлежащим образом, отсутствует.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 указанного Федерального закона; рекламораспространитель - за нарушение требований, установленных ч.ч. 2 и 3 ст. 21 закона.
В соответствии с п.п. 5-7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Видеоролик "Как работает Ульяновский пивзавод (один из крупнейших в России). Посмотри, как разливают пиво. Видео" был размещен А. на сайте "YouTube". Редакция информационного портала "Улпресса" разместила указанный видеоролик в своей новостной рубрике.
Таким образом, рекламодателем в данном случае является редакция информационного портала (сайта) "Улпресса", а рекламораспространителем - владелец сайта (администратор домена второго уровня "ulpressa.ru") - УМОД "Культурная инициатива".
По состоянию на 13.07.2016 на сайте "Улпресса" в статье "Как работает Ульяновский пивзавод (один из крупнейших в России). Посмотри, как разливают пиво. Видео" размещен другой видеоролик продолжительностью 1 мин. 57 сек., в котором также содержится репортаж с завода "Трехсосенский", однако в нем отсутствует четкое изображение отдельных марок (видов, сортов) производящегося на заводе пива.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания.
Необходимость выдачи предписания в данном случае отсутствует, поскольку распространение рассматриваемой рекламы (видеоролика) прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ст. 21 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать рекламу пива "Чешское барное" и "Бархатное пиво", размещенную на информационном портале "Улпресса" в статье "Как работает Ульяновский пивзавод (один из крупнейших в России). Посмотри, как разливают пиво. Видео", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Т.Ю. Табартова
М.Е. Хлыкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 22 июля 2016 г. N 13191/05-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016