Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 26 июля 2016 г. N Р3-127/16
Резолютивная часть решения оглашена "21" июля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "26" июля 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере законодательства о контрактной системе Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии представителей:
администрации Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области - Никишовой Н.А., Лозенковой Е.Е.,
ООО "Бурводстрой" - Батищева М.В.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бурводстрой" (далее - Заявитель) на действия администрации Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство водозаборной скважины по ул. Чапаева в р.п. Инжавино Инжавинского района Тамбовской области" (извещение N 0164300025916000005) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, установила:
Администрация Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области 31.05.2016 опубликовала на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" извещение N 0164300025916000005 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство водозаборной скважины по ул. Чапаева в р.п. Инжавино Инжавинского района Тамбовской области" (далее - Аукцион).
Дата и время окончания подачи заявок - 12.08.2016 в 09:00 часов.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 357 130 руб.
Заказчик - Администрация Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области.
ООО "Бурводстрой", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган (вх. 15.07.2016 N5274).
Согласно доводам жалобы положения документации нарушают права Заявителя и законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
- Заказчиком в техническом задании неправомерно установлены требования к товарам "Долото" и "Электроды Э42", что ограничивает участие в закупке.
Также Заявителем - ООО "Бурводстрой" были направлены дополнения к жалобе (вх. от 21.07.2016 N5401), в которых заявлено о противоречивом содержании отдельных положений инструкции по заполнению заявки, что не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит внести изменения в аукционную документацию.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные объяснения (вх. от 21.07.2016 N5400), просит признать жалобу необоснованной.
Выслушав доводы представителей Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе и проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает обоснованной жалобу Заявителя в силу следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться установленными правилами, среди основных - описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Также пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участи в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать установленные указанным Законом сведения.
Соответствующие требования установлены в разделе 3 "Порядок подачи заявок. Требования к содержанию и составу заявок на участие в аукционе" документации электронного аукциона.
В пункте 21 Информационного паспорта Аукциона указано, что "Требования к товару, используемому при выполнении работ: "установлены, содержатся в Техническом задании (Приложение N 3 к документации об электронном аукционе". В конце указанного Технического задания содержится Инструкция по заполнению заявки.
Заказчиком в Техническом задании установлены подробные требования к применяемым товарам, в том числе - по позициям "Долото" и "Электроды Э42", исходя из которых участники закупки должны их также описать в заявках на участие в Аукционе как предлагаемые к использованию материалы в рамках исполнения контракта.
При этом Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что долото и электроды не будут передаваться Заказчику по результатам исполнения контракта, а также не будут являться частью передаваемого имущества.
Кроме того, пункт 1.2 проекта муниципального контракта (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) устанавливает следующее: "Генподрядчик обязуется выполнить работы по объекту, указанному в п.1.1. настоящего контракта, собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с условиями контракта, проектной документацией (Приложение N 1 к настоящему контракту), с использованием товаров, соответствующих техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему контракту)".
Таким образом, Заказчик установил в документации об Аукционе, в том числе в проекте муниципального контракта, обязанность участников закупки применять при производстве работ по контракту материалы, требования к которым установлены Техническим заданием и в соответствии с которыми были описаны участниками закупки в их заявках на участие в аукционе.
Между тем, объектом закупки является выполнение работ по строительству водозаборной скважины с использованием рассматриваемых материалов, а не их поставка.
По сути, Заказчик по позициям "Долото" и "Электроды Э42" установил в Техническом задании требования не к указанным товарам (материалам), а к технологии производства закупаемых строительных работ и к оборудованию поставщика, что противоречит законодательству о контрактной системе и неправомерно ограничивает участие в закупке. Указанный вывод основан на системном прочтении вышеуказанных положений документации Аукциона.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что производство работ регламентируется строительными нормами и правилами и может изменяться в зависимости от фактических условий выполнения работ. Однако, контракт, заключенный по результатам проведения Аукциона, будет обязывать исполнителя применять долото и электроды согласно его заявке на участие, составленной в соответствии с Техническим заданием Аукциона.
Закон о контрактной системе предусматривает, что заказчик устанавливает требования к результатам работ, а не к условиям ведения работ, как в случае с установлением Заказчиком требований к применению строго определенных материала "Долото" и расходных материалов "Электроды Э42".
Так, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение ч. 1 ст. 64 и ст. 33 Закона о контрактной системе в Техническом задании установлены избыточные требования к применяемому товару по позициям "Долото" и "Электроды Э42", не являющихся предметом закупки, поскольку они могут привести к необоснованному ограничению использования исполнителем контракта иных разновидностей указанных материалов по необходимости.
Также в дополнениях к жалобе Заявитель сообщил о противоречивом содержании положений инструкции по заполнению заявки Технического задания: с одной стороны, указано, что "в случае, если знак "*" стоит в начале предложения участник закупки должен предложить значения показателей в том виде, в котором они установлены заказчиком", но далее указано, что "конкретные показатели каждого из предлагаемого участником аукциона товара не должны содержать" отдельные слова и словосочетания, поименованные в инструкции. Однако, эти слова, которые не разрешены инструкцией к применению участниками закупки, входят составной частью в характеристики товаров, подлежащие согласно инструкции повторению в заявках.
По рассматриваемому доводу Комиссией Тамбовского УФАС России установлено следующее.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По смыслу норм ст.ст. 33, 64, 66 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки должна носить не формальный характер, а действительно разъяснять порядок подачи заявок на участие в конкретном аукционе и заполнения требуемых сведений, а также предупреждать возможные неясности документации об аукционе для участников закупки.
Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе приведена в разделе 4 аукционной документации, а также в приложении N 3 к документации об электронном аукционе (входит в состав Технического задания).
В Инструкции по заполнению заявки (приложение N 3 к документации об электронном аукционе) установлено, в том числе, следующее:
"В случае, если знак "*" стоит в начале предложения участник закупки должен предложить значения показателей в том виде, в котором они установлены заказчиком".
В то же время, инструкция по заполнению заявки содержит запрет на указание в заявке отдельных слов и словосочетаний: "Конкретные показатели каждого предлагаемого участником аукциона товара не должны содержать следующие слова (словосочетания) - "или", "менее", "более", "не менее", "не более", "должен", "должен иметь", "должен быть", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "примерно", "около", "допустимый", "требуемый", "приблизительно", "шире чем", "не уже", "лучше", "хуже" "min", "max", "от", "до" если это не предусмотрено нормативно-технической документацией на предлагаемый товар и настоящей инструкцией".
При этом, по отдельным показателям и характеристикам позиций Технического задания, в том числе со знаком "*" в начале, Заказчик использует описание с употреблением приведенных выше слов и словосочетаний, что делает невыполнимым требования инструкции.
Например: по позиции "Эмаль ПФ-115" в том числе, установлено: "*Пленка эмали должна быть устойчива к изменению температуры от 50 до +60 °С", по позиции "Электроды Э42" в том числе, установлено: "Контактный торец электрода должен быть свободен от покрытия", "*Покрытие электродов должно быть плотным, прочным, без вздутий, пор, наплывов, трещин, неровностей, за исключением поверхностных трещин, местных вмятин и задиров, перечисленных ниже:
- на поверхности покрытия электродов допускаются поверхностные продольные трещины и местные сетчатые растрескивания, протяженность (максимальный размер) которых не превышает трехкратный номинальный диаметр электрода, если минимальное расстояние между ближайшими концами трещин или (и) краями участков местного сетчатого растрескивания более трехкратной длины более протяженной трещины или участка растрескивания;
- на поверхности электродов допускаются местные вмятины глубиной не более 50% толщины покрытия в количестве не более четырех при суммарной протяженности до 25 мм на одном электроде (две местные вмятины, расположенные с двух сторон электрода в одном поперечном сечении, могут быть приняты за одну, если их суммарная глубина не превышает 50% толщины покрытия);
- на поверхности покрытия допускаются местные задиры протяженностью не более 15 мм при глубине не более 25% номинальной толщины покрытия числом не более двух на одном электроде";
и т.д.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что данные пояснения инструкции являются неясными и противоречивыми, поскольку, следуя им, участник закупки должен указать в заявке значения характеристик, установленные заказчиком, в неизменном виде, но в то же время не имеет права повторять поименованные в инструкции слова как запретительные.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что пояснения инструкции в указанной части вводят в заблуждение участников закупки и препятствует этим участию в закупке.
Таким образом, Заказчиком при утверждении документации об Аукционе был нарушен п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе носит неясный характер и не дает однозначно понимаемого указания, как заполнить заявку при использовании в требованиях к материалу символа "*" в начале предложения.
Рассмотренные доводы жалобы признаются Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованными.
Таким образом, действия Заказчика нарушают статью 33 и пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Бурводстрой" обоснованной.
Признать Заказчика - администрацию Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Е.Г. Великанова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 26 июля 2016 г. N Р3-127/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016