Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <> ,
рассмотрев жалобу ООО "СПС" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 4540/ОАЭ-ЦДИ ЦЭ/16 на право заключения договора на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту объектов хозяйства электрификации и электроснабжения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (извещение N 31603610468), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "СПС" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 4540/ОАЭ-ЦДИ ЦЭ/16 на право заключения договора на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту объектов хозяйства электрификации и электроснабжения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (извещение N 31603610468) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным советом директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
28.04.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя в части необоснованного отклонения заявки Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положением о закупке, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно протоколу N 4540/ОАЭ-ЦДИ ЦЭ/16/2 рассмотрения аукционных заявок, представленных для участия в открытом аукционе N 4540/ОАЭ-ЦДИ ЦЭ/16 от 27.06.2016 (далее - Протокол) Заявителю было отказано в допуске, в связи с представлением документов не в полном объеме, предусмотренных п. 2.4 аукционной документации, на основании п. 6.7.3.1 аукционной документации.
Согласно пункту 2.4 Документации: "Участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для выполнения работ по капитальному ремонту объектов хозяйства электрификации и электроснабжения, а именно:
- не менее 2 автомотрис на железнодорожном ходу;
- не менее 1 крана на железнодорожном ходу;
- не менее 3 автоподъемников на автомобильном ходу;
не менее 3 единиц бурильно-крановых машин".
Пунктом 6.7.3.1 Документации установлено положение, что участник Аукциона не допускается к участию в Аукциона в случае непредставления определенных аукционной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил заявку Заявителя которая содержит информацию о наличии у участника 2 единиц бурильно-крановых машин, что не соответствует требования установленному пунктом 2.4 Документации.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункта 2.1 Документации: "Участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной аукционной документацией.
В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки должен представить:
- действующее свидетельство о допуске к выполнению работ в соответствии с перечнем видов работ, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624 в последней редакции, выданное саморегулируемой организацией (далее - СРО), включающее в себя следующие виды работ:
2. Подготовительные работы
2. Подготовительные работы.
2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций.
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи.
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты
23. Монтажные работы.
23.16. Монтаж оборудования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта
26. Устройство железнодорожных и трамвайных путей.
26.6. Электрификация железных дорог.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или Заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.2. Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта
Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что участники в составе заявки могут представить свидетельства по организации строительства или свидетельства о допуске к конкретным видам работ.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства)является неправомерным.
3. Пунктом 2.5 Документации установлено требование к участникам: "Участник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, представленным производителем, для обеспечения объектов капитального ремонта необходимыми материалами и изделиями, используемыми при выполнении работ, указанных в настоящей аукционной документации, в том числе:
- опоры и самоизолированные провода воздушных линий электропередач;
В подтверждение того, что участник является производителем вышеперечисленных материалов и изделий, либо обладает правом поставки вышеперечисленных материалов и изделий, предоставленным производителем, участник в составе заявки должен представить:
- документ, подтверждающий, что участник является производителем;
или
- информационное письмо, иной документ выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров;
или
договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением договора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику".
Вместе с тем, установление данного требования в качестве допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением круга участников, так как предоставление таких документов не подтверждают качество поставки и выполнение обязательств по результатам Аукциона.
4. Пунктом 2.6 Документации установлено: "Участник должен иметь систему менеджмента качества. В подтверждение наличия системы менеджмента качества участник в составе заявки должен представить:
действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) или иным стандартам (при наличии) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы".
Вместе с тем, данное требование является подтверждением соответствия системы менеджмента качества организации, и установление данных требований в качестве критерия допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением числа участников закупки, так как наличие у участника системы менеджмента качества организации не влияет на исполнение обязательств по договору.
5. Пунктом 3.2.7.Документации установлено положение, что исполнитель может привлекать для выполнения работ третьих лиц с письменного согласия заказчика в размере не более 25% (двадцати пяти процентов) от общего объема работ. При этом исполнитель несет ответственность за действия привлекаемых им к выполнению работ третьих лиц, как за собственные действия.
Установление требования о необходимости согласования с Заказчиком привлечения третьих лиц для исполнения договора, ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение третьих лиц зависит полностью от волеизъявления Заказчика.
6. Согласно пункту 5.4.3.1 Документации: "Участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям аукционной документации", в том числе "отсутствие у участника аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в аукционе в размере не более 1000 рублей. Соответствие данному требованию подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и аукционной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 июля 2014 г. N ММВ-7-8/378@, с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия)". (далее - Справка об уплате налогов).
При этом, требование о представлении в составе заявки Справки об уплате налогов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования Извещения и Документации в ЕИС, накладывает на участника Аукциона дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговые органы в срок не ранее дня размещения в ЕИС Извещения и Документации, а также ограничивает возможность участников Аукциона в своевременном получении указанной справки, что влечет ограничение количества участников закупки, кроме того, несоответствие указанного требования, не подтверждает невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключенного по результатам Аукциона, в случае наличия у участника задолженности по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в Аукционе в размере более 1000 рублей.
7. Также, Документацией установлены требования к участникам:
"- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации на сайтах (пункт 5.4.3.6);
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (пункт 5.4.3.7);
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (пункт 5.4.3.8)".
Вместе с тем, вышеуказанные требования, не подтверждают невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключенному по результатам Аукциона.
8. Согласно пункту 6.7.10 Документации "Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверке его заявка может быть отклонена".
Вместе с тем, возможность участия в Аукционе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также право осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам Закупки, что ограничивает количество участников Аукциона.
Также, в Документации отсутствуют основания и порядок проведения выездных проверок.
Таким образом, установление Заказчиком вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона и отказ в допуске участникам Аукциона в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Аукциона.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решила:
1. Признать жалобу ООО "СПС" от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 4540/ОАЭ-ЦДИ ЦЭ/16 на право заключения договора на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту объектов хозяйства электрификации и электроснабжения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (извещение N 31603610468) необоснованной.
2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат Аукциона
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 июля 2016 г. N 17/50444/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.7.2016