Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 28 июля 2016 г. N 03-02/12-2016
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 года.
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 03-02/12-2016, возбужденное в отношении ООО "РусЭнергоУчет" (ИНН 1001269609; ОГРН 1131001005574 от 29.03.2013; юр.адрес: 185504, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д.64А, оф.18) и индивидуального предпринимателя <> по факту распространения на территории Российской Федерации и в частности на территории Астраханской области рекламных листовок, следующего содержания: "Цифровое эфирное телевещание Постановление Правительства РФ от 03.12.2009 г. N985 "О федеральной целевой программе "Развитие теле радиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" Внимаю жильцов! Обращаем Ваше внимание, что в Вашем доме с 09 ноября по 09 декабря 2015 года будут проводиться работы по коллективному переводу жителей дома на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания согласно Федеральной Целевой программе. Это- крупнейший в современной российской истории инфраструктурный проект отрасли связи. Цифровое эфирное телевизионное вещание позволяет существенно повысить качество изображения и звука, расширить число доступных населению телеканалов, а также не предполагает никакой абонентской платы. Для согласования даты и времени подключения Вашей квартиры к цифровому телевещанию, вам необходимо позвонить по телефону: 43-17-17" с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон о рекламе), в присутствии представителя ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" <> (доверенность от 13.06.2016), в отсутствие представителей ООО "РусЭнергоУчет" и ИП <> установила:
В адрес Карельского УФАС России поступило дело N 02-Р-05-16, возбужденное Астраханским УФАС России по результатам рассмотрения обращения ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Астраханский областной радиовещательный передающий центр" от 23.12.2015 N05-07/-1424 (вх. от 28.12.2015 N13499), о распространении листовок с вышеизложенной информацией. Заявители считают, что правомерность действий организации, распространяющей указанные листовки и предлагающей свои услуги по подключению квартир жильцов домов к цифровому эфирному телевизионному вещанию, вводят потребителей в заблуждение.
В ходе рассмотрения заявления Астраханским УФАС России было установлено, что номер телефона 43-17-17 ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ОАО "МТС") выделило ООО "РусЭнергоУчет" (ИНН 1001269609; ОГРН 1131001005574 от 29.03.2013; юр.адрес: 185504, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д.64А, оф. 18).
В соответствии с определением от 26.01.2016 "О возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" ООО "РусЭнергоУчет" надлежало представить ряд сведений (информации) и документов. Однако, из материалов дела N 02-Р-05-16 следует, что ООО "РусЭнергоУчет" указанное определение получено не было.
Определением от 15.04.2016 "О принятии дела к производству" дело N 02-Р-05-16, возбужденное Астраханским УФАС России, принято к производству, делу присвоен N03-02/12-2016, рассмотрение дела назначено на 14 часов 30 минут 13.05.2016.
В соответствии с указанным определением ООО "РусЭнергоУчет" письмом от 04.05.2016 N29 (вх. от 05.05.2016 N2057) представило информацию из которой следует, что в рамках договора на оказание услуг call-центра от 01.01.2015 N1/1 заключенного с индивидуальным предпринимателем <> общество передало в пользование данному лицу номер телефона 43-17-17 и оказывает ему услуги по обработке входящих вызовов на указанный номер телефона.
В соответствии с пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N508 (далее - Правила), рассмотрение дела было отложено, к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, был привлечен ИП <>
В соответствии с определением ИП <> следовало представить документы и информацию, необходимые для всестороннего рассмотрения настоящего дела.
Указанное определение было направлено ИП <> по адресу, указанному ООО "РусЭнергоУчет".
Однако 20.06.2016 конверт с указанным определением вернулся в Карельское УФАС России с отметкой "истек срок хранения".
21.06.2016 специалистом управления вышеуказанное определение было направлено по электронной почте представителю по доверенности ИП <> для дальнейшей передачи своему доверителю.
Вместе с тем доказательствами передачи определения ИП <> комиссия не располагала, в связи с чем, руководствуясь статьей 34 Правил определением от 04.07.2016 рассмотрение дела было отложено на 12 часов 00 минут 14.07.2016 и направлено соответствующим лицам.
Информация о возбужденном деле в отношении ИП <> и о дате нового рассмотрения была сообщена телефоннограммой от 06.07.2016 N02 представителю ИП <> по доверенности <>
Письмом от 07.07.2016 (вх. N3108) ИП <> подтвердил факт распространения листовок вышеизложенного содержания сообщив, что самостоятельно изготавливал и распространял их в г. Астрахани. Кроме того, из представленных пояснений ИП <> следует, что, предлагаемая в листовке услуга состояла в установке ресиверов цифрового эфирного вещания в квартирах граждан, для получения возможности принимать цифровой сигнал на свои телеприемники. Из объяснений ИП <> следует, что он не согласен с выводами о навязывании услуги и о наличии в его действиях нарушения ФЗ "О рекламе", поскольку интересующую информацию любой желающий мог получить по телефону, указанному в листовках. Кроме того, ИП <> сообщил, что с января 2016 года деятельность им не ведется.
Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация:
- публично распространена в печатном виде (листовки-извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов г. Астрахани;
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- преследует цели информирования: обращения внимания на услугу по переводу жителей дома на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания;
- направлена на продвижение данных услуг на рынке.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ "О рекламе", поэтому является рекламой.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе": недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 N 985. Цель Федеральной программы - развитие информационного пространства Российской Федерации; обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества; повышение эффективности функционирования телерадиовещания. Задачи Федеральной программы - модернизация инфраструктуры государственных сетей телевещания; перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии; обеспечение потребностей распределения телерадиоканалов спутниковым ресурсом; обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания; развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости и с элементами интерактивности. Указанная Федеральная программа разработана для телевизионных и радиовещательных компаний, для обеспечения населения страны возможностью приёма цифровых эфирных обязательных телерадиоканалов, и возможностью приёма 20 цифровых телевизионных каналов свободного доступа. Переход на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания для населения в настоящее время не обязательное условие, а добровольное, и осуществляется бесплатно.
Карельским УФАС России было установлено, что указанная в рекламной листовке работа по переводу на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания платная. Чтобы воспользоваться предложением, указанным в рекламной листовке, нужно сделать заявку по телефону 47-13-13 и приобрести соответствующее оборудование. В тексте рекламной листовки содержится ссылка на постановление Правительства от 03.10.2009 N 985 "О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", фраза "Цифровое Эфирное Телевещание", используется изобразительное обозначение (телевизионная антенна/вышка), но при этом отсутствуют сведения о лице, которое осуществляет работы и об условиях приобретения рекламируемых работ.
В рассматриваемой рекламной листовке указана информация: "с _ по _ будут производиться работы по коллективному переводу жителей дома на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания", "Для согласования даты и времени подключения Вам необходимо обратиться по телефону47-13-13".
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова содержит несколько смысловых значений слова "коллективный": 1. Свойственный коллективу. 2. Общий, совместный, производимый коллективом. 3. Предназначенный для коллектива.
Таким образом, использованные в листовке сочетания слов, а именно: "_коллективному переводу жителей дома на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания", "_необходимо обратиться по телефону47-13-13", ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также с учетом фактического характера оказываемой ИП <> услуги согласно письменным пояснениям являются недостоверными и могут восприниматься потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении службой г. Астрахани мероприятия по переводу жителей дома на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания, носящее обязательный характер.
В тексте, размещённом в рекламных листовках, не указано, что работа по переводу на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания платная и условиями для проведения работ является приобретение специального оборудования у лица, предоставляющего данную работу. Из текста рекламной листовки потребитель не получает достоверных сведений об исполнителе работ по переводу на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания, так как рекламодатель, ссылаясь в тексте на постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 N985 "О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" не указал, кто в действительности является исполнителем указанных работ и условия их приобретения. При этом указанные сведения являются существенной информацией о проведении рекламируемой работы и отсутствие её искажает смысл информации и может вводить в заблуждение потребителей рекламы. Все это указывает на наличие признаков нарушения пункта 4 и пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Комиссией Карельского УФАС России пояснения ИП <> не принимаются по вышеизложенным обстоятельствам.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 4 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе", в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Исходя из информации, полученной от ООО "РусЭнергоУчет" и ИП <> в понимании пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" последний является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем вышеуказанной информации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил N508, комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ИП <> в виде листовок с информацией о проведении работ по коллективному переводу жителей дома на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания и о необходимости согласования гражданам даты и времени проведения данной процедуры, поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 20 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. В отношении ООО "РусЭнергоУчет" дело прекратить, в связи с отсутствием со стороны общества нарушения ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ИП <> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
28 июля 2016 года г. Петрозаводск
Предписание объявлено 14 июля 2016 года.
Предписание изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 года.
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<>
на основании своего решения по делу N 03-02/12-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемую ИП <> в виде листовок с информацией о проведении работ по коллективному переводу жителей дома на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания и о необходимости согласования гражданам даты и времени проведения данной процедуры, поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 20 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года N508 (далее - Правила N508), предписывает:
Индивидуальному предпринимателю <> прекратить изготовление и распространение ненадлежащей рекламы в виде листовок с информацией о проведении работ по коллективному переводу жителей дома на цифровые технологии эфирного телевизионного вещания и о необходимости согласования гражданам даты и времени проведения данной процедуры, поскольку в ней нарушены требования пункта 4, 20 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Индивидуальному предпринимателю <> в течение 10 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
Доводим до сведения, что невыполнение в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 28 июля 2016 г. N 03-02/12-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016