Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Федеральной таможенной службы
от 12 июля 2011 г. N 118-р
Методические рекомендации
по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела
23 апреля, 12 сентября, 4 декабря 2012 г.
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании положений Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) (далее - Федеральный закон).
2. Основные понятия, применяемые в Методических рекомендациях:
а) ведомственный контроль - деятельность таможенных органов, направленная на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) при реализации ими задач и функций в области таможенного дела;
б) объекты ведомственного контроля - решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или должностных лиц таможенных органов, принятые и совершенные в области таможенного дела, а также решения, вынесенные по результатам ведомственного контроля;
в) решение - акт волеизъявления таможенного органа, носящий индивидуальный характер, направленный непосредственно на возникновение (изменение, прекращение) правоотношений в области таможенного дела и влекущий определенные правовые последствия;
г) действие - юридический факт, возникающий путем активного проявления деятельности в области таможенного дела, выполнения чего-либо в соответствии с волеизъявлением таможенного органа или должностного лица таможенного органа;
д) бездействие - несовершение таможенным органом либо должностным лицом таможенного органа действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, непринятие решений в области таможенного дела;
е) субъект ведомственного контроля - должностное лицо вышестоящего таможенного органа, наделенное в установленном порядке полномочиями на вынесение от имени таможенного органа решения на основании статьи 24 Федерального закона:
- об отмене (изменении) не соответствующего требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа в области таможенного дела;
- об отмене (изменении) не соответствующего требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, вынесенного на основании статьи 24 Федерального закона;
- о признании неправомерным действия (бездействие) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела,
а также правом принятия любых предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле мер в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела;
ж) уполномоченное функциональное подразделение - подразделение таможенного органа, осуществляющее в соответствии с компетенцией ведомственный контроль решений, действий (бездействия) в области таможенного дела;
з) повод для проведения ведомственного контроля - обстоятельство, свидетельствующее о необходимости проведения уполномоченным функциональным подразделением проверки решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, решений, вынесенных на основании статьи 24 Федерального закона, на предмет их соответствия требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
и) отмена решения - признание вышестоящим таможенным органом (субъектом ведомственного контроля) решения нижестоящего таможенного органа не соответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в области таможенного дела в полном объеме;
к) изменение решения - признание вышестоящим таможенным органом (субъектом ведомственного контроля) решения нижестоящего таможенного органа не соответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в какой-либо части и внесение соответствующей поправки в эту часть.
II. Основные задачи и цели ведомственного контроля
3. Основными задачами ведомственного контроля являются:
а) обеспечение соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия);
б) выявление и устранение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, допущенных при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) в области таможенного дела;
в) восстановление прав и законных интересов государства и лиц, которые нарушены вследствие принятия не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений или совершения неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела;
г) выявление причин и условий, способствующих принятию таможенными органами не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений, совершению таможенными органами или должностными лицами таможенных органов неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела;
д) выработка мер, направленных на исключение фактов принятия нижестоящими таможенными органами повторных несоответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений, совершения неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела.
4. Основными целями ведомственного контроля являются:
а) реализация государственной политики в области таможенного дела в части, касающейся соблюдения таможенного законодательства при перемещении товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации, применении таможенных процедур, взимании таможенных платежей, совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, а также при применении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
б) защита прав и законных интересов государства, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
в) изучение и обобщение практики деятельности таможенных органов в части соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности и на ее основе оказание своевременной правовой и методической помощи таможенным органам;
г) сокращение количества решений, действий (бездействия), принятых и совершенных в нарушение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также устранение их вредных последствий;
д) сокращение количества судебных решений, принятых не в пользу таможенных органов.
III. Поводы для проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела
5. Проведение ведомственного контроля может осуществляться таможенными органами в связи с наличием поводов, которые по источнику их возникновения можно разграничить на внешние и внутренние.
Распоряжением ФТС России от 23 апреля 2012 г. N 83-р в пункт 6 внесены изменения
6. Внешние поводы - это поводы, возникающие из внешних источников информации, к которым относятся:
а) исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения (иные документы) судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела;
б) обращения граждан и организаций в таможенные органы;
в) жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в рассмотрении которых таможенным органом отказано в соответствии с пунктами 1, 2, 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351);
г) обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов и органов прокуратуры и т.д.
7. Внутренние поводы - это поводы, возникающие в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов задач и функций в области таможенного дела, в том числе при:
а) проведении таможенного контроля;
б) проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;
в) производстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и т.д.
8. Таможенный контроль может проводиться одновременно с ведомственным контролем. При этом необходимо учитывать, что объектом таможенного контроля являются товары и транспортные средства, лица, пересекающие таможенную границу. Объектом ведомственного контроля являются решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или должностных лиц таможенных органов, принятые и совершенные в области таможенного дела, а также решения, вынесенные по результатам ведомственного контроля.
В случае, если в ходе таможенного или ведомственного контроля обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о незаконности принятого нижестоящим таможенным органом решения или совершении неправомерного действия (бездействия), подтвердить такие данные необходимо в порядке и формах, определенных главами 16 Таможенного кодекса Таможенного союза и 20 Федерального закона.
Недопустимо после вынесения таможенным органом решения на основании статьи 24 Федерального закона проводить таможенный контроль для установления факта незаконности принятого решения, неправомерности совершенного действия (бездействия) в области таможенного дела.
Таможенный орган на момент вынесения по результатам ведомственного контроля решения должен располагать документами и сведениями, подтверждающими, что принятое нижестоящим таможенным органом решение, совершенное нижестоящим таможенным органом или нижестоящим должностным лицом таможенного органа действие (бездействие), не соответствует требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.