Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 29 июля 2016 г. N 04-01/248-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>
рассмотрев жалобу ИП Гурин Анатолий Петрович (г. Салехард) на действия Заказчика - Администрацию муниципального образования село Салемал (ИНН: 8909002169) при осуществлении закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту бани в с. Салемал, Ямальский район" (закупка N 0190300000416000386), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ИП Гурин Анатолий Петрович на положения аукционной документации N 0190300000416000386.
Заказчик - Администрация муниципального образования село Салемал. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 045 721,00 рублей.
По мнению Заявителя, положения аукционной документации, в части отсутствия требования о предоставлении копии лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений противоречит законодательству, не соответствуют Закону о контрактной системе.
Указывая на необходимость предоставления лицензии Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС) в части выполнения работ, которые подлежат лицензированию, а именно "Выполнения работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций" (ЛОКАЛЬНАЯ СМЕТА N 1. поз.NN 4,11,16,23 Е26-02-001-01 "Огнезащитное покрытие несущих металлоконструкций балок перекрытий, покрытий и ферм составом <ФайэфлексТ Крилак> с пределом огнестойкости 0,5 часа."), Заявитель ссылается, в т.ч., на решения Комиссий N04-01/106-2016 по жалобе ООО "Авантъ" (закупка N0390300040716000007) и N 04-01/200-2016 по жалобам ООО "Строймастер" и ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (закупка N 0190300002716000167).
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Предмет закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту бани в с. Салемал, Ямальский район".
Согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.07.2016 N0190300000416000386-1 на участие в закупке подана одна заявка, которая признана несоответствующей.
Таким образом, рассматриваемая закупка признана несостоявшейся.
Согласно п. 2.6 Раздела II аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в т.ч., следующие документы и информацию:
_2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (лицензии, СРО)_
В тоже время, в пункте 24 ИК ЭА указано:
"_Единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - Требования не установлены_".
В своих возражениях Уполномоченный орган указывает на следующее.
Сумма указанных работ, согласно сметной документации, составляет 392 335 рублей, НМЦ контракта составляет - 7 045 721 рубль.
Отсюда следует, что работы, для которых требуется лицензия МЧС, не существенны по отношению к общему комплексу работ.
Со ссылкой на позицию ФАС России, изложенную в письме N ИА/26163 от 07.07.2011 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства" Уполномоченный орган указывает, что в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением ст. 31 Закона о контрактной системе.
Между тем, Уполномоченным органом и Заказчиком не учтено следующее.
Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Статьей 12 Закона о лицензировании предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС). Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг, перечень которых указан в приложении к Положению.
Лицензия выдается непосредственно лицу, которое обратилось с заявлением в МЧС, и такой документ не предполагает возможности привлечения субподрядчика.
В соответствии со статьей 52 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден Перечень видов работ. Пункт 33 Перечня включает в себя работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Свидетельство дает возможность привлекать субподрядчиков на выполнение строительных работ.
Лицензирование и виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, регулируются разными нормативно-правовыми актами. Соответственно МЧС выдает лицензии, а саморегулируемые организации - свидетельства.
Закон о контрактной системе предъявляет требования к участнику закупки. Участник закупки должен соответствовать тем требованиям, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 28 мая 2015 г. N Д28и-1542 закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, лицензии и т.п.). Таким образом, участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд.
При этом если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, то участник закупки обязан в своей заявке представить копию лицензии, подтверждающую наличие у участника закупки такой лицензии.
По мнению Минэкономразвития РФ, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Между тем, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление от 22.12.2015 по делу N А75-1009/2015; постановление от 25.12.2015 по делу N А75-4902/2015) пришел к следующим выводам:
"_принимая во внимание, что работы требующие наличия лицензии не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по капитальному ремонту объекта, при исполнения контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, суд кассационной инстанции считает обоснованными доводы антимонопольного органа о неправомерном требовании от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС".
Комиссия руководствуется вышеуказанной позицией кассационной инстанции арбитражного суда о неправомерном требовании от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом позиции арбитражных судов, аукционная документация должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляемых участниками закупки,
1) у которых свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства отсутствует:
- о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (являющихся объектом закупки), а также лицензий Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
2) и перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляемых участниками закупки, у которых имеется свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства:
- о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" (п. 33).
Согласно пункту 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в аукционной документации единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, нарушают п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы признаются обоснованными, в части необходимости установления в аукционной документации единых требований к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссии решила:
1. Признать жалобу ИП Гурин Анатолий Петрович (г. Салехард) на действия Заказчика - Администрацию муниципального образования село Салемал (ИНН: 8909002169) при осуществлении закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту бани в с. Салемал, Ямальский район" (закупка N 0190300000416000386) обоснованной, в части необходимости установления в аукционной документации единых требований к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ.
2. Признать Заказчика Администрацию муниципального образования село Салемал нарушившим п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностных лиц Заказчика и Уполномоченного органа <_> утвердивших аукционную документацию "Выполнение работ по капитальному ремонту бани в с. Салемал, Ямальский район" (закупка N 0190300000416000386) с нарушением требований п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 июля 2016 г. N 04-01/248-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016