Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 1 августа 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Калинина О.Ю. - и. о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Иванов С.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "СБК" на действия ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РАН при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на оказание информационно-правовых услуг (извещение N 31603864245)
в присутствии представителей ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РАН- "_" (по доверенности), "_" (по доверенности);
в присутствии представителя ООО "СБК"- "., " (по доверенности), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО "СБК" (вх. 6670 от 21.07.2016 г.) на действия ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РАН при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на оказание информационно-правовых услуг (извещение N 31603864245). Заявитель сообщает следующее.
18.07.2016 года ООО "СБК" подало заявку на участие в запросе котировок.
19.07.2016 года представителю ООО "СБК" по доверенности было отказано присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в указанном запросе котировок. Устно представителем Заказчика было сообщено, что вскрытие конвертов не является публичной процедурой.
В связи с этим, представитель ООО "СБК" был вынужден составить письменное заявление с просьбой допустить на процедуру вскрытия конвертов.
По мнению подателя жалобы, Заказчиком нарушены нормы действующего законодательства, так как были нарушены принципы публичности государственных закупок и конкуренции.
ООО "СБК" указывает на то, что в данной закупке нарушены принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 12 Документации о проведении запроса котировок N ЗК-02-У-П/2016 установлено, что "Место рассмотрения котировочных заявок: г. Новосибирск, пр. ак. Лаврентьева. Дата рассмотрения и оценки котировочных заявок (подведения итогов): "19" июля 2016 года 11 часов 00 минут (время Новосибирское)".
Документация о проведении указанного запроса котировок не имеет прямого запрета на присутствие представителей при вскрытии конвертов.
Вскрытие конвертов с заявками и собственно оценка котировочных заявок - две совершенно разных и самостоятельных процедуры.
ООО "СБК" изъявило желание лишь присутствовать на вскрытии конвертов (чтобы установить какие цены были заявлены участниками), без вмешательства в деятельность комиссии по оценке заявок.
В связи с не допуском на процедуру вскрытия конвертов и её непрозрачностью какое-либо лицо могло внести изменения в заявку на участие в запросе котировок и исправить итоговую цену своего предложения на более низкую, чтобы обеспечить себе победу в запросе котировок. ООО "СБК" не смогло удостовериться в том, что конверт с заявкой не был вскрыт заранее кем-либо.
20 июля 2016 года был опубликован протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок NЗК-02-У-П/2016.
Победителем было признано ООО "Безопасный труд". Однако, ООО "Безопасный труд" ранее заключила контракт с Заказчиком по закупке у единственного поставщика. Основания для заключения данного договора неизвестны.
По мнению ООО "СБК", ООО "Безопасный труд" предложило наименьшую цену договора, но так как никто не присутствовал на вскрытии конвертов, то ничто не мешало какому- либо лицу после вскрытия конвертов заменить свое предложение на более низкое по цене, тем самым получив незаконное преимущество перед другими участниками закупки.
Жалоба ООО "СБК" подана в соответствии с требованиями ч. ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РА представило следующие возражения на жалобу (вх. N 6944 от 28.07.2016 г.).
Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, настоящий закон предусматривает необходимость разработки Положения о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее Единая информационная система) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук, (далее Положение), утвержденное заместителем руководителя ФАНО России A.M. Медведевым 21.03.2014 г., в редакции Изменений в Положение, утвержденных заместителем руководителя ФАНО "_" 30.05.2016.
По мнению заявителя, документация о проведении указанного запроса котировок не имеет прямого запрета на присутствие представителей при вскрытии конвертов. Вскрытие конвертов с заявками и собственно оценка котировочных заявок - две совершенно разных и самостоятельных процедуры. ООО "СБК" изъявило желание лишь присутствовать на вскрытии конвертов (чтобы установить какие цены были заявлены участниками), без вмешательства в деятельности комиссии по оценке заявок.
Пункт 6.1 Положения о закупке предусматривает способы закупки и условия их применения.
Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения нужд Заказчика может осуществляться с помощью следующих способов закупки:
1) конкурентные способы закупки (включая формы закупки - открытая, закрытая, электронная):
а) конкурс;
б) аукцион;
в) запрос предложений;
г) запрос котировок;
2) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Пункт 12 Положения регламентирует порядок проведения запроса котировок.
В соответствии с п. 12.2.1. Положения прием заявок на участие в запросе котировок прекращается после окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, установленного в документации о запросе котировок. В соответствии с п. 12.3 Положения установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок: Комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса котировок в соответствии с Положением о закупке, и оценивает такие заявки.
Победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, соответствующий требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок в соответствии с Положением о закупке, и предложивший самую низкую цену договора. Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии, представителем Заказчика и размещается Заказчиком в ВИС не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.
Процедура вскрытия конвертов с заявками для способа закупки путем проведения запроса котировок Положением не предусмотрена, а также не установлена обязанность осуществлять данную процедуру публично.
Публичная процедура вскрытия конвертов с заявками предусмотрена Положением только для способов закупки путем проведения конкурса (п. 9.3.1. Положения) и запроса предложений (п. 11.3.1. Положения).
В соответствии с требованиями Положения в Документации о проведении запроса котировок NЗК-02- У-П/2016 пунктом 12 установлена дата рассмотрения и оценки котировочных заявок: "19" июля 2016 года 11 часов 00 минут (время новосибирское), пунктом 20 Документации установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
Таким образом, мнение Заявителя о наличии публичной процедуры вскрытия конвертов с заявками в открытом запросе котировок на право заключения договора на оказание информационно-правовых услуг является ошибочным, и заявление о недопуске на процедуру является необоснованным, поскольку Положение и Документация о закупке не содержат оснований для проведения процедуры вскрытия конвертов и присутствия на ней участников закупки.
По мнению заявителя, ООО "Безопасный труд" предложило наименьшую цену договора, но так как никто не присутствовал на вскрытии конвертов, то ничто не мешало какому-либо лицу после вскрытия конвертов заменить свое предложение на более низкое по цене, тем самым получив незаконное преимущество перед другими участниками закупки.
В соответствии с пунктом 10.2. Документации участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок, а также вправе изменить или отозван, данную заявку в любое время до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Пунктом 10.5. Документации установлена дата и время окончания срока подачи заявок: "18" июля 2016 года 17 часов 00 минут (время Новосибирское).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок ЖЗК-02- У-П/2016 до окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, а именно до 17 ч. 00 мин. (время Новосибирское) 18.07.2016 г. поступило 7 (семь) заявок на участие в запросе котировок.
Мнение заявителя о возможности у какого-либо лица замены предложения на более низкое по цене не обосновано.
Кроме того, в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок NЗК-02-У-П/2016 помимо участника ООО "Безопасный труд", предложившего наименьшую цену договора, участник, подавший заявку под номером 4 ООО "Бизнес Сервис" сделал лучшее предложение о цене договора по сравнению с заявителем.
Таким образом, при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на оказание информационно-правовых услуг Заказчиком не были нарушены нормы действующего законодательства, принципы публичности государственных закупок и конкуренции, принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РАН ведет свою закупочную деятельность на основании требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РАН (утверждено заместителем руководителя ФАНО России A.M. Медведевым 21.03.2014 г.).
07.07.2016 г. ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РАН в единой информационной системе в сфере закупок было опубликовано извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание информационно-правовых услуг (N извещения 31603864245).
В соответствии с протоколом запроса котировок от 20.07.2016 N 31603864245-01 на участие в рассматриваемой процедуре закупки было подано 7 заявок (ООО "Безопасный труд", ООО "Партнер-Нск", АНО "По оказанию юридических услуг физическим и юридическим лицам "Единый информационный портал юридических услуг "Комисаров и партнеры", ООО "Бизнес Сервис", ООО "Правовое агентство "Парус", ООО "ДЕАЛ", ООО "СБК").
Победителем рассматриваемого запроса котировок признано ООО "Безопасный труд".
Порядок проведения запроса котировок установлен п. 12 Положения о закупках ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РАН.
Согласно п. 12.3.1 вышеуказанного Положения, комиссия заказчика в течении одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса котировок в соответствии с Положение о закупке, и оценивает такие заявки.
Согласно п. 12.3.1 Положения о закупке ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РАН результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются протоколом.
Таким образом, Положением о закупке ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РАН не предусмотрено разделение процедур вскрытия конвертов и оценки заявок. Вышеуказанные действия осуществляются в течении одного рабочего дня и оформляются протоколом, который публикуется в единой информационной системе в сфере закупок, тем самым соблюдается принцип информационной открытости закупки.
Положением о закупке ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РАН не регламентирован допуск участников к процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и оценке таковых заявок.
Нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не устанавливают обязанность заказчика разделять процедуры вскрытия конвертов и оценки заявок, равно как и оформлять вышеуказанные действия отдельными протоколами. Обязанность заказчика допустить представителей участников к процедуре вскрытия конвертов с заявками и оценки таковых заявок действующим законодательством также не установлена.
Довод ООО "СБК" о возможном нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, выразившемся в изменении ценового и предложения какого-либо из участников после вскрытия конверта с заявкой такого участника Комиссией Новосибирского УФАС России не принимается во внимание, так как никаких документальных/иных подтверждений вышеуказанных действий подателем жалобы не представлено.
Сам по себе факт победы в процедуре закупки участника, ранее заключавшего какие-либо договоры с заказчиком закупки не может свидетельствовать об ограничении конкуренции.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "СБК" на действия ФГБУН "Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера" СО РАН при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на оказание информационно-правовых услуг (извещение N 31603864245) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 1 августа 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016