Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 25 июля 2016 г. N 1-00-1325/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "СК Галион" на действия Заказчика - ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов для аэродромной службы аэропорта Бованенково для нужд Ямбургского филиала ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" (реестровый N 31603747298),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "СК Галион" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов для аэродромной службы аэропорта Бованенково для нужд Ямбургского филиала ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" (реестровый N 31603747298) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки ООО "СК Галион".
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" (далее - Положение о закупках).
06.06.2016 в ЕИС Заказчиком размещены Извещение и Документация о закупке. В соответствии с извещением о проведении Закупки от 06.06.2016 дата окончания подачи заявок - 27.06.2016, дата подведения итогов - 15.07.2016.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 15.07.2016 N 1/0009/16/2.2/0026782/ГАвиа/ЗП/ГОС/Э/06.06.2016 заявка ООО "СК Галион" отклонена от участия в Закупке на основании пункта 1.2 раздела 1 Методики анализа и оценки заявок участников Закупки.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно отклонена заявка ООО "СК Галион", так как заявка оформлена в строгом соответствии с требованиями Закупочной документации и содержит все необходимые сведения, в том числе срок поставки расходных материалов в соответствии с проектом договора в составе Закупочной документации в течение 30 рабочих дней с момента подписания договора.
Комиссия изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 2.9.1 Закупочной документации анализ, рассмотрение заявок на участие в запросе предложений проводится в соответствии с разделом 1 "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и участника требованиям Документации" приложения 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений", являющимся неотъемлемой частью данной документации, в том числе на:
соответствие предмета заявки на участие в запросе предложений предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (количество поставляемого товара) и срока поставки;
наличие и надлежащее оформление документов, определенных документацией о запросе предложений;
наличие согласия Участника с условиями проекта договора, содержащегося в документации о запросе предложений;
не превышение предложения по цене договора (товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки), содержащегося в Заявке, над начальной (максимальной) ценой предмета запроса предложений (договора), установленной в Извещении, в том числе отсутствие попозиционного превышения цен;
соответствие срока действия Заявки на участие в Запросе предложений требованиям настоящей Документации.
Согласно пункту 2.9.9 Закупочной документации по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках комиссия вправе отклонить заявки на участие в запросе предложений в соответствии с разделом 1 "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и участника требованиям Документации" приложения 3 "Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений".
В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Согласно пункту 3.2.11 Закупочной документации требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности товара; к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; к размерам, упаковке, отгрузке товара; иные требования и показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям Заказчика представлены в приложении 2 "Техническая часть" к Закупочной документации.
Так, в пункте 3.2.9 Закупочной документации установлено, что срок и порядок расчета за выполнение работы определен в приложении N 1 "Проект договора".
Вместе с тем, согласно пункту 4.1 раздела 4 Проекта договора поставки указано, что поставка товара осуществляется одной партией (поставка в течение 30 рабочих дней с момента подписания договора), на основании спецификации.
Согласно пункту 4.9 раздела 4 "Информационная карта" Закупочной документации установлено, что срок (периоды) поставки товаров, установленны Заказчиком в соответствии с техническим заданием и проектом договора поставки.
Так, в техническом задании Закупочной документации указано, что срок поставки товара не более 30 календарных дней с даты подписания Спецификации.
Таким образом, требования к сроку поставки товара, установленные в проекте договора поставки противоречат требованиям к сроку поставки товара, установленного в техническом задании Закупочной документации.
На основании чего, Заявитель при формировании заявки руководствовался пунктом 3.2.9 Закупочной документации и проектом договора поставки, согласно которым, срок поставки товара в течение 30 рабочих дней с момента подписания договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Исходя из этого, Комиссия пришла к выводу о том, что в Закупочной документации установлены требования, относительно срока поставки товара, которые вводят в заблуждение участников Закупки.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной и усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2.9.9 Закупочной документации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Заказчиком представлен договор от 17.07.2016 N 59-2380-9Ф/21/08, заключенный по итогам Закупки.
Согласно пункту 9.10.1. Положения о закупках договор заключается на основании протокола по подведению итогов запроса предложений на условиях, указанных в документации о запросе предложений, и в заявке, поданной участником запроса предложений, с которым заключается договор.
Согласно пункту 9.10.2. Положения о закупках участник, представивший заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей, в течение срока, установленного документацией о запросе предложений и/или в уведомлении о результатах запроса предложений, должен представить Заказчику подписанный им текст договора на условиях, содержащихся в документации о запросе предложений и представленной им заявке на участие в запросе предложений.
Согласно пункту 2.13.1 раздела 2.13 Закупочной документации участник, представивший заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей, в течение 20 (двадцати) дней с момента получения уведомления с использованием функционала электронной торговой площадки о результатах запроса предложений должен представить Заказчику подписанный им текст договора на условиях, содержащихся в заявке данного участника и Документации о запросе предложений, и информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).
Между тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.
Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, норма документации о Закупке Заказчика, позволяющая заключать договор по итогам закупочной процедуры в течение 10 календарных дней со дня размещения на официальном сайте итогового протокола, исключает возможность применение оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2.9.9 Закупочной документации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июля 2016 г. N 1-00-1325/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016