Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 29 июля 2016 г. N 08/1454-16
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2016 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Лактионов Д.В. - Врио заместителя руководителя Крымского УФАС России, заместитель Председателя Комиссии;
Галась Д.А. - специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, член Комиссии;
Кузьмич Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
в присутствии представителей:
Департамента Ленинского района города Севастополя: Бездольный С.Ю. (по доверенности N 966/03-16 от 27 мая 2016 года), Лоскутов А.А. (по доверенности N 967/03-10 от 27 мая 2016 года);
в присутствии Индивидуального предпринимателя Миринковой Е.Е.,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Миринковой Е.Е. (далее - Заявитель) на действия Департамента Ленинского района города Севастополя (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Ленинского района города Севастополя, извещение размещено на сайте Правительства Севастополя https://sevastopol.gov.ru/ (далее - Конкурс), заслушав пояснения сторон и рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Извещение о проведении Закупки, конкурсная документация, протоколы заседаний закупочной комиссии размещены на официальном портале органов государственной власти города Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://sev.gov.ru и на официальном сайте Российской Федерации о проведении торгов - http://torgi.gov.ru.
По мнению Заявителя, изложенному в жалобе, Заказчик неправомерно отклонил поданные заявки Заявителя по лотам, в связи с несоответствием оформления поданных заявок требованиям подпункта 3 пункта 2.2 Положения и пункта 1.9 раздела 8 Конкурсной документации.
Также Заявитель отмечает, что Заказчиком осуществлялся прием заявок на участие в конкурсе после даты и времени окончания приема заявок.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, обосновывая свою позицию в представленных возражениях на жалобу Заявителя, а также поясняя в ходе рассмотрения настоящей жалобы:
Заказчик документацию подготовил в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", Постановлением Правительства Севастополя от 09 ноября 2015 года N 1030-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года N 246-ПП и от 29 мая 2015 года N 459-ПП" с изменениями (далее - Постановление), а также в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя утвержденным Постановлением (далее - Порядок).
Согласно протоколу рассмотрения заявок с предложениями участников конкурса от 04 июля 2016 года Заказчик не допустил заявки Заявителя по причинам несоответствия требованиям подпункта 3 пункта 2.2 Положения и пункта 1.9 раздела 8 Конкурсной документации.
Согласно представленным письменным возражения Заказчика и устным пояснениям на заседании комиссии, Заказчик отклонил обжалованные заявки по следующим причинам:
заявки Заявителя на участие в Конкурсе, содержат предложения относительно цены по лотам в рублях за месяц. Так как, срок действия договора составляет 1 год 3 месяца и 7 дней, то начальная цена договора по лоту исчисляется за весь срок действия договора, а именно в рублях за 1 год 3 месяца и 7 дней. Таким образом, Заказчик отклонил заявки по причине того, что предложения Заявителя относительно цены были меньше начальной цены договора.
Заявителем в поданных заявках указано в качестве общая площади территории для размещения и благоустройства, что по мнению Заказчика, не соответствует пункту 81 Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 20 февраля 2015 года N106-ПП.
Согласно подпункту 1 пункта 4.3.2 Постановления, заявка на участие в конкурсе должна содержать предложения об условиях выполнения Договора на размещение НТО с учетом лота, в отношении которого подается заявка, в соответствии с извещением о проведении конкурса, а именно предложение о размере платы по Договору на размещение НТО (предлагаемый размер не может быть меньше начальной цены).
В соответствии с пунктом 7.1 Постановления, договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении и (или) исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.
Согласно извещению, Заказчиком установлена начальная цена предмета торгов, рублей в месяц (столбец 1 таблицы в Приложении N 8 к конкурсной документации).
В соответствии с пунктом 1.3. Постановления, разделом 2 Извещения о проведении конкурса, предметом (лотом) торгов является право на заключение Договора на право размещения НТО в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденной Правительством Севастополя.
Помимо прочего, в ходе проведения конкурса по запросу участников Заказчиком опубликованы разъяснения положений конкурсной документации от 09 июня 2016 года N157/03-09 следующего содержания:
Вопрос: "В предложении в отношении цены предмета конкурса в тексте указан абзац "Предложение Заявителя в отношении цены предмета конкурса - размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта за период" - что нужно указывать при заполнении "за период" за день, месяц, квартал или за год"
Ответ: "В соответствии с пунктом 14.1 раздела 14 конкурсной документации, договор с победителем Конкурса заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и конкурсной документации. При заключении и (или) исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором. В Приложении N 8 к Конкурсной документации, в столбце 11 таблицы указана начальная цена предмета торгов из расчета руб./мес."
На заседании Комиссии Управления, Заказчик пояснил, что в извещении, в таблице "Перечень лотов конкурса на право заключения договора на право размещении нестационарного торгового объекта на территории Ленинского района города Севастополя" (далее - Таблица), в столбце 11, начальная цена предмета торгов из расчета руб./мес. должна применяться участником с учетом сноски, изложенной в конце таблицы, в которой указано: "** - Срок действия договора для объектов, функционирующих круглогодично, составляет 1 год 3 месяца 7 дней. Для остальных объектов - на срок функционирования НТО согласно конкурсной документации, но не позднее 01 ноября 2017 года", то есть цену в месяц необходимо рассчитать путем математических действий: Цена в месяц * 1 год 3 месяца 7 дней = цена предмета конкурса.
На вопрос Комиссии о наличии подобной методики расчета цены предмета конкурса, в самой конкурсной документации, Заказчиком ответа не представлено, но получено пояснение, что такой методики не требуется и каждым участником самостоятельно делаются такие расчеты, на основании конкурсной документации.
Также не получен, на заседании Комиссии, от Заказчика ответ на вопрос о том, как произвести расчет цены предмета конкурса за 7 дней, (срок договора 1 год 3 месяца 7 дней) и о том, какое количество дней в месяце предусмотрено в начальной цене договора в извещении.
Изучив заглавия Таблицы, в частности столбца 11 Комиссия не установила наличия указания на какую-либо сноску в виде обозначения (**), которое бы указывало на то, что в конце текста (таблицы) необходимо учитывать дополнительную информацию касающуюся начальной цены договора.
Помимо прочего, само содержание текста в так называемой сноске (**) расположенной в конце Таблицы, не содержит указания о необходимости проведения каких-либо математических расчетов, констатируя лишь только периоды действия договора в зависимости от периодов работы нестационарных торговых объектов в календарном году.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заявитель в обжалуемых заявках указал предложение о размере платы по Договору на размещение НТО в месяц в соответствии с данными, указанными в извещении, согласно которым начальная цена по договору указана в месяц, при этом предложение Заявителя было больше начальной цены указанной в извещении.
Наличие таких явно противоположных позиций Заявителя и Заказчика, в понимании положений конкурсной документации об установлении цены предмета конкурса свидетельствует о наличии разночтений в конкурсной документации, которое привело к ограничению количества участников допущенных к оценке заявок.
Из вышеизложенного следует, что Заказчик необоснованно отклонил обжалуемые заявки Заявителя, указывая в конкурсной документации и разъяснениях к ней одни критерии (цена - рублей в месяц), а в заседании конкурсной комиссии другие (цена - рублей за период действия договора).
Изучив позицию Заказчика, согласно которой дополнительной причиной отклонения заявок Заявителя является неуказание в заявках на участие в конкурсе площади территории для размещения и благоустройства, установлено, что в своих заявках Заявителем указано: "площадь для размещения и благоустройства - общая".
Согласно требованиям подпункта 4 пункта 4.3.2 Постановления, заявка на участие в конкурсе должна содержать предложения об условиях выполнения Договора на размещение НТО с учетом лота, в отношении которого подается заявка, в соответствии с извещением о проведении конкурса, параметры внешнего вида НТО (тип НТО, площадь НТО, площадь территории для размещения НТО и благоустройства, функциональные и качественные характеристики НТО), эскизный проект внешнего вида НТО, характеризующие архитектурно-художественное решение НТО и благоустройства прилегающей территории.
Также, в пункте 1.3 проекта договора, утвержденного Положением, предусмотрено указание сведений об объекте имеющем следующие характеристики:
тип Объекта: ____________________________________________________________;
(киоск, павильон, палатка, летняя площадка и т.д.)
площадь Объекта: _________________________ кв. м;
площадь территории для размещения Объекта и благоустройства: _______ кв.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что под площадью Объекта и площадью территории для размещения Объекта и благоустройства понимается единая площадь (территория), то есть Заявителем в заявках указаны необходимые параметры относительно площади территории для размещения Объекта и благоустройства - общие, исходя из функциональных и технических характеристик предлагаемого на конкурс Объекта Заявителя.
Заказчик в заседании Комиссии пояснил, что, принимая решение об отклонении заявок Заявителя, он исходил из того, указанная общая площадь, не соответствует требованиям Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных Правительством Севастополя от 20 февраля 2015 года N106-ПП, согласно которым территория благоустройства составляет 25 кв. м. по периметру. Обосновывая свою позицию, Заказчик указал, что такое требование им выдвигается для заявок, так как в проекте договора, который является неотъемлемой частью конкурсной документации в пункте 2.4.7. указано, что при размещении Объекта и его использовании необходимо соблюдать условия настоящего Договора и требования действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов города Севастополя, в том числе требования Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных Правительством Севастополя.
Сопоставлением пояснений Заказчика с требованиями конкурсной документации Комиссией Управления установлено, что заявка (согласно конкурсной документации) должна содержать: площадь и благоустройство - площадь территории для размещения НТО и благоустройства (пункт 1.9 раздела 8). Требование же о необходимости указания в заявке площади предусмотренной пунктом 81 Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных Правительством Севастополя отсутствует. В тоже время в Договором действительно предусмотрено (в пункте 2.4.7.), что должно при размещении Объекта и его использовании соблюдать условия настоящего Договора и требования действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов города Севастополя, в том числе требования Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных Правительством Севастополя, однако какого-либо указания на необходимость благоустройства периметра в 25 кв. м не установлено.
Заказчик в заседании Комиссии заявил, что в совокупности конкурсную документацию и проект Договора необходимо понимать именно так и обязательно в заявках указывать площадь для благоустройства в соответствии с Правилами - 25 кв. м. по периметру или указания на Правила благоустройства территории города Севастополя.
Комиссией, на заседании изучением таких доводов и пояснений Заказчика, требований и положений конкурсной документации установлено, что Заказчиком, при проведении рассмотрения заявок Заявителя допущено установление таких показателей, которые не установлены конкурсной документацией, а указание на необходимость проведения дополнительного изучения каких-либо нормативных актов Правительства Севастополя (в частности Правил) отсутствует.
Также, согласно конкурсной документации, условия конкурса, порядок и условия заключения договора с участником конкурса являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в конкурсе является акцептом такой оферты.
Таким образом, поскольку подача заявки на участие в Конкурсе является акцептом публичной оферты, участник соглашается заключить договор на предложенных условиях, в том числе содержащий обязанности по поддержанию санитарного состояния на объекте, при этом отсутствует необходимость указания относительно конкретной площади благоустройства территории.
Таким образом, Заказчиком в связи с наличием разночтений в понимании критерия оценки по площади благоустройства совершены действия в результате которых количество допущенных участников было ограничено.
Из вышеизложенного следует, что Заказчиком неправомерно отклонены обжалуемые заявки Заявителя, а доводы Заявителя нашли свое подтверждение.
Также, согласно пояснениям и представленному журналу регистрации заявок, Заказчиком зафиксировано общее количество зарегистрированных заявок на участие в конкурсе до наступления даты и времени окончания приема заявок, при этом в соответствии с Постановление, Заказчик регистрировал заявки после, но не рассматривал их и возвращал участникам.
Изучением конкурсной документации дополнительно Комиссией установлено следующее:
Согласно пункту 6.5. Постановления, протокол должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием требований настоящего Положения, которым не соответствует заявитель, положений конкурсной документации, которым не соответствует его заявка на участие в конкурсе, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается организатором конкурса на официальном сайте торгов и на официальном сайте Правительства Севастополя. Заявителям направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Изучив протокол рассмотрения заявок с предложениями участников конкурса от 04 июля 2016 года, Заказчиком в указанном протоколе не отражены причины несоответствия отклоненных заявки указанным требованиям документации, Положения, что свидетельствует о нарушении требований пункта 6.5 Постановления.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4. Постановления, конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать: предусмотренные настоящим Положением требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 4.1 Постановления, Заявка на участие в конкурсе подается в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Подача заявки на участие в конкурсе является акцептом оферты.
Согласно пункту 4.3. Постановления, Заявка на участие в конкурсе должна содержать:
"4.3.1. Сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку_____
__4.3.2. Предложения об условиях выполнения Договора на размещение НТО с учетом лота, в отношении которого подается заявка, в соответствии с извещением о проведении конкурса:
1) предложение о размере платы по Договору на размещение НТО (предлагаемый размер не может быть меньше начальной цены), которое должно быть скреплено печатью заявителя (для юридического лица) и подписано заявителем или лицом, уполномоченным заявителем. Сумма указывается числом и прописью. В случае если числом и прописью указаны разные суммы, конкурсная комиссия принимает во внимание сумму, указанную прописью. Конкурсной комиссией не рассматриваются предложения, содержащие цену ниже начальной, и предложения, в которых отсутствует цена;
2) специализация НТО (группа реализуемых товаров, ассортимент предоставляемых услуг);
3) режим работы НТО;
4) параметры внешнего вида НТО (тип НТО, площадь НТО, площадь территории для размещения НТО и благоустройства, функциональные и качественные характеристики НТО), эскизный проект внешнего вида НТО, характеризующие архитектурно-художественное решение НТО и благоустройства прилегающей территории".
Таким образом, Заказчик обязан в документации установить форму заявки для участников конкурса, в которую входят сведения и документы о заявителе и предложения об условиях выполнения Договора на размещение Объекта.
Изучив конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не предусмотрена форма для предложения участником об условиях выполнения Договора на размещение Объекта, что свидетельствует о нарушении требования подпункта 1 пункта 3.4. Постановления.
Также, согласно подпункту 11 пункта 3.4. Постановления, конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать срок, в течение которого должен быть подписан проект договора, составляющий не менее десяти дней со дня размещения на официальном сайте торгов и на официальном сайте Правительства Севастополя протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в случае, если конкурс признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в конкурсе либо признания участником конкурса только одного заявителя.
Согласно документации, Заказчиком установлено, что срок в течение которого должен быть подписан договор победителем Аукциона, должен быть до 22 июля 2016 года.
Таким образом, Заказчик установил возможный срок подписания договора участником менее 10 дней, что свидетельствует о нарушении требований подпункта 11 пункта 3.4. Постановления.
Так, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, Комиссия Управления в совокупности выявленных нарушений Порядка усматривает в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении Заказчиком действий, которые привели к устранению конкуренции при проведении Конкурса.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, решила:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Миринковой Е.Е. на действия Департамента Ленинского района города Севастополя при проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Ленинского района города Севастополя, извещение размещено на сайте Правительства Севастополя https://sevastopol.gov.ru/, обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении Заказчиком действий, которые привели к устранению конкуренции при проведении Конкурса.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с выданным по делу N 08/1509-16.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших выявленное нарушение, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 29 июля 2016 г. N 08/1454-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 5.8.2016